Жил-был я. Мама. Продолжение.

Тогда в Саратове бабушка с дедом даже не успели попрощаться. Просто дед не пришел вечером на вокзал. Бабушка пошла на базар, и ей сказали, что у всех подряд мужиков проверяли документы. Всех кто не местный уводили в военкомат под ружье. А когда она вернулась дядю Ваню и маму уже забрали в милицию, где она и нашла их. Потом их оформили беженцами и посадили на эвакуационный поезд до Актюбинска. По приезду там же на вокзале беженцев стали распределять по подводам. Объявили, что они едут в один из колхозов, где будут жить и работать во время войны. На подводах они ехали дня три, а на четвертое утро люди проснулись, а подвод вместе с местными казаками нет. Ночью они сбежали от беженцев, завезя всех в пустыню.

Бабушка рассказывала, что ей стало неспокойно уже на второй день. Она поспрашивала у местных, в какой стороне что находится. Поэтому когда подводы исчезли, у бабули был план идти на юг. По ее расчетам там находился ближайший крупный населенный пункт - Казалинск. Шли осторожно недели полторы. Всю еду бабушка отдавала детям, сама же кушала, что поймает или найдет. В результате к концу похода бабушка сильно заболела брюшным тифом, но сумела вывести детей до станции и там, на лавочке просто отключилась. Прибежавший фельдшер объявил её умершей. Бабушку увезли в морг ближайшего военного госпиталя, а дядя Ваня с мамой спрятались. Позже в морге бабушка стала стонать и ее перевезли в палату для безнадежных. Но и там через три месяца она сумела выкарабкаться, потом еще почти месяц числилась тяжелобольной. К этому времени мамы с дядей Ваней в Казалинске уже не было. Где их искать бабушка не знала, и помогать ей в поисках было некому. Поэтому бабушка всю войну проработала санитаркой-нянечкой в военном госпитале под Казалинском. Надежду найти детей она оставила на послевоенное время.


Дядя Ваня (14 лет) и мама (4 года) остались на станции. Сбились в кучу с другими эвакуированными беспризорниками и выживали, как могли примерно месяц. Мама рассказывала, что её обязанностью было побираться на базаре материшинными частушками, типа:

Ах ты юбка моя

Юбка тюлевая

По базару босиком

Запиздюливала…

Через месяц всю их группу поймали милиционеры и отвезли со станции в город Казалинск в детский дом-распределитель. В нем дети-сироты проходили примерно месячный карантин, потом их развозили по детским домам Туркмении, Узбекистана и Казахстана. В детдоме-распределителе было голодно. Пайки были маленькие, даже малышам не хватало, но дядя Ваня как уже почти взросленький пристроился на кухне помогать и регулярно подкармливал маму. Когда старшие забирали у малых их пайки дядя Ваня по маминой жалобе приходил и «восстанавливал справедливость». Но и мама уже знала, что если у тебя пытаются забирать еду надо драться, орать, кусаться. Тогда старшаки отстанут. С наступлением холодов стало вообще грустно. Детям вместо сказок рассказывали про подвиги героев и страдания людей от фашистов. Все дети сидели и ревели почти каждый день. Мама с ее характером долго это терпеть не могла. Однажды во время такой полит подготовки, она громко хрюкнула. Дети замерли, воспитательница прекратила читать, а мама губами изобразила порчу воздуха. Дети засмеялись. Её тут же вывели и начали отчитывать:

- Да как ты смеешь маленькая мерзавка..

- А чё вы нас пугаете. И так всем плохо, холодно, голодно страшно и вы ещё каждый день пугаете.

Очень красивая и строгая воспитательница ничего не сказала, но теперь помимо политинформации стала им еще и сказки рассказывать, от этого было гораздо теплее и легче по воспоминаниям мамы. Через два месяца дядю Ваню и маму распределили в детдом в Уштобе под Талды-Курганом.


Поезд шел поздней осенью очень долго. Останавливались подолгу на различных станциях, добывали себе пропитание как могли, в том числе и воровством. Дядя Ваня по прежнему опекал сестренку, как мог. Но видимо у него произошел конфликт с другими старшаками настолько, что на последних перегонах уже за Алма-Атой он сбежал с поезда. Почему так никогда и не рассказывал, но видимо были причины, раз спрыгнул с поезда на ходу в пустой заснеженной степи. Дядя Ваня не погиб, блуждая по степи, он наткнулся на

хибару, в которой жили старик со старухой. За неделю до появления дяди Вани они получили похоронку на единственного сына. Они и приняли его, а позже оформили дядю Ваню под опеку. После войны, когда пришло время, он хоронил их как родной сын.


В Уштобинском детдоме порядка было больше. Младшие жили отдельно от старших, и хоть по-прежнему еды не хватало (мама рассказывала про суп из лебеды и крапивы), отстоять свой кусок хлеба среди сверстников все-таки было полегче. Будучи детдомовцами шкодили конечно как все дети. Только их шкоды чаще касались того, чтобы прокормиться. Прежде всего воровали уголь на станции, забирались в идущие медленно вагонетки, набивали мешок или просто выбрасывали уголь на землю. Потом подбирали, набивали мешок, и его можно было выменять на буханку хлеба. Однажды мама с подружкой сперли аккуратно по кочану капусты из телеги, проезжавшей мимо. Хрумкали прямо во время урока и были застуканы учительницей. Их отвели в учительскую, и пошли за директором. Пока учителя ходили они съели всю капусту и их пронесло. Был испорчен какой-то журнал, который тут же засунули в печку. Пришел директор: «Где капуста?» - «Да не было никакой капусты». Стали искать, и действительно нет. Но по запаху нашли следы преступления и наказали вдвойне.

Я всегда удивлялся, как мама фактически такие страшные истории рассказывала с юмором, даже когда эпизод касался страшной травмы (она упала с дерева в воду и у нее лопнули барабанные перепонки), которая сильно сократила ее жизнь. Сегодня я думаю, именно это умение заглянуть в глаза смерти и рассмеяться, спасало ее в годы войны.

Продолжение следует…

Истории из жизни

35.9K пост73.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.