«Женская дуэль» Риберы, или почему стоит избегать женских драк

Как известно, нет ничего кровожаднее женской драки. Никакой пощады, только смерть разлучит их.


Согласен, сексизм. А как вам исторический сексизм? Вот сколько раз вы в романах, учебниках по истории, да даже просто в документалках видели женские дуэли? Как говорится: а они есть!

«Женская дуэль» Риберы, или почему стоит избегать женских драк Искусство, Художник, Живопись, Картина, Дуэль, Женщины, Драка, Картина маслом, История искусств, Длиннопост, Негатив

Хосе де Рибера - «Женская дуэль», 1636


Эпичную схватку изобразил Хосе де Рибера в 1636 году. Давайте накину контекста, чтобы можно было поболеть за участниц соревнования.


В 1522 году в Неаполе две знатные богатые дамы не поделили местного аристократа, судьей поединка выступил маркиз Альфонсо д’Авалос (хаха, простите).


В центре картины две девушки красиво бьются насмерть, причем исход битвы близок – гладиаторка слева получила ранение в шею, меч на земле, а сверху летит разящий удар конкурсантки справа. Традиционно считается, что упавшая девушка представляет порок, который побеждает девушка-добродетель справа. Подчеркивается сие цветом, ну и самой ситуацией – католик Рибера не показал бы победу порока. Не в 17 веке.


Победа добродетели близка:

«Женская дуэль» Риберы, или почему стоит избегать женских драк Искусство, Художник, Живопись, Картина, Дуэль, Женщины, Драка, Картина маслом, История искусств, Длиннопост, Негатив

Но знаете, как-то жалко мне проигрывающую мадам. Она и выглядит более хрупкой, ранена, да и вообще – зачем полезла на эту громилу справа? Хотя ход очень крутой, показать мощь и превосходство через увеличенную фигуру, Рибера знал свое дело.


Девушку все равно жалко:

«Женская дуэль» Риберы, или почему стоит избегать женских драк Искусство, Художник, Живопись, Картина, Дуэль, Женщины, Драка, Картина маслом, История искусств, Длиннопост, Негатив

На заднем плане д’Авалос внимательно судит бой (он тут больше для баланса композиции), зрители за оградой (трусишки) сливаются с фоном – ничто не должно отвлекать нас от эпичной битвы.


Альфонсо д’Авалос д’Арагона, маркиз ди Пескара и дель Васто, а также обычные зрители:

«Женская дуэль» Риберы, или почему стоит избегать женских драк Искусство, Художник, Живопись, Картина, Дуэль, Женщины, Драка, Картина маслом, История искусств, Длиннопост, Негатив

Классический барокко. Возвышенные позы – есть. Аллегория борьбы добродетели и порока – есть. Светотень, динамика, драпировки и сочнейшие цвета – все завезли. Хоть бери и неси в палату мер и весов.


Но вопросов автору можно задать много. Почему дуэль превратилась в гладиаторские бои, почему никто не остановит убийство, как могут быть такие манерные позы во время боя?


Но главный вопрос к Рибере другой. Женские дуэли часто сопровождались некоторой перчинкой – дамы дрались топлес, дабы одежда не сковывала движения. Ну и где??


В общем, мораль на сегодня – девушки, не деритесь на дуэлях. Никакой аристократ, даже д’Авалос, того не стоит!


Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут

Давайте жить мирно!