Здравоохранение в Нидерландах
Вот еще животрепещущая тема, которая всегда вызывает долгие споры в интернет-форумах - медицина. Решил написать о том, как устроена система здравоохранения в Нидерландах и в целом свое видение этой области: что и где хорошо, а что плохо.
Итак, как устроена система медицинской помощи населению в Нидерландах. Кстати, подобная система в большинстве западноевропейских стран, типа Германии, Франции, Великобритании. Отличия между странами, несомненно есть, но они не столь существенные, как например между Западной Европой и б. СССР.
Здесь все начинается (а часто и заканчивается) домашним врачом. Здесь он так и называется - huisarts - домашний врач. В Великобритании это будет GP - general practitioner (врач общей практики). По-моему, в Штатах их так же называют. В целом если скомбинировать оба этих названия хорошо понятна суть: врач, за которым закреплены вы и ваша семья (отсюда домашний) который покрывает все области медицины (отсюда общая практика).
Домашнего врача вы выбираете сами и записываетесь к нему на обслуживание.
В чем состоит его роль? Если вы заболели, или есть какие-то вопросы касаемо здоровья (например хотите проверить что-то для, скажем, занятий спортом) - вы идете к домашнему врачу. Он вас расспросит и осмотрит и, если это в пределах его компетенции и возможностей, назначит или даже проведет лечение. Причем спектр его компетенции весьма широк: он может и просто послушать легкие в случае кашля и гинекологический осмотр провести, выжечь бородавку жидким азотом и родинку на предмет новообразования проверить, в общем какие-то простейшие манипуляции он вполне даже проводит без направления вас в стационар. Он же выписывает лекарства, которые вам выдадут в ближайшей аптеке. Например если у вас изжога - вам выпишут омепразол. Если высыпание на коже - какую-нибудь гормональную мазь в смеси с антигрибковой (или без). После этого отправят домой пить таблетки или мазаться мазью. Причем как правило аптека привязана к практике врача и рецепт вы не видите: он по сети туда уходит и вы только идете забрать лекарство (оплачивается из страховки). Если простым осмотром-расспросом диагноз установить не возможно, домашний врач отправит вас на анализы. Кровь или прочие физиологические жидкости у вас возьмут, как правило, здесь же в практике - помощница этого врача и отправит с курьером в лабораторию. Если нужно инструментальное исследование, типа УЗИ или зонда какого-нибудь, то врач вас отправит или в больницу или в специальный диагностический центр на это исследование. Результаты оного будут потом переправлены ему же и он же их вам озвучит и назначит на их основании лечение. Как видите, до сих пор вы фактически ни разу не попадали в больницу к узким специалистам, типа ЛОРа или уролога. Все решалось обычным домашним врачом. Вот такие у него широкие полномочия! В общем, его функция полечить максимально все что можно полечить относительно просто и дешево чтобы оградить больницы и дорогих специалистов в них от ненужной загрузки больными.
Вот отсюда уже становится видно, что система построена так, чтобы оптимизировать расходы. Это значит, чтобы минимальными средствами добиться максимального результата. Что имеется в виду под максимальным результатом, спросите вы? Это не столько ваш личный (как человека и пациента) комфорт и удовлетворение, сколько некая интегральная характеристика здоровья и благополучия общества: чтобы люди оставались в достаточном здоровье для выполнения своих общественных функций. Здесь как раз и кроется различие с, например, коммерческой медициной США, где главное - заработать денег. Поскольку в Нидерландах оптимизируют (максимизируют) не деньги, а другую функцию, здесь вас никогда не залечат и просто так лекарствами и процедурами потчевать не будут. Будут делать только то, что реально нужно по современным медицинским стандартам для данной ситуации и не больше (а по возможности даже и меньше).
И вот еще что стоит отметить: домашний врач практически никогда не приходит к пациентам домой. Только в случае если пациент нетранспортабелен. Если вы передвигаться можете, будьте любезны топайте (ну или катитесь на коляске) к врачу сами.
Да, вот еще что, с обычной простудой (или даже например ковидом) к врачу никто не прется. Идут туда если уже совсем плохо. Если совсем плохо наступило в выходные, то ваш обычный врач тоже отдыхает и есть дежурный пункт домашних врачей, куда и следует обращаться. Но они всеми силами пытаются вас отговорить идти к ним (так как страждущих как правило много) и уговорить потерпеть до понедельника, выпив парацетамол.
Кстати, где принимает домашний врач? Принимать он может и у себя дома, оборудовав под кабинет пару комнат в своем доме. Но чаще всего несколько врачей скидываются (да, это коммерческая система и государство в ней напрямую не участвует - об этом ниже будет подробнее) и организовывают что-то типа небольшой поликлиники, где у каждого из них свой кабинет, место для одной помощницы на всех, которая звонки принимает, небольшая комната ожидания, кое-какая аппаратура, а еще к ним часто прилепляются в то же здание всякие физиотерапевты, психологи, логопеды и прочие околомедицинские деятели.
Вот так выглядит медицинский центр изнутри в нашей деревне. Это бывшее здание банка, в котором сам банк потихоньку сворачивали (все переводят онлайн) а на его месте разворачивали поликлинику, где на одном этаже располагаются домашние врачи, а на остальных
А как же попасть к специалисту в больницу? Тут есть буквально только два пути: или вас направит сам ваш домашний врач или вы попадаете через скорую помощь. Причем второе - это, как правило, не имеется в виду вызов машины с мигалкой, а вы сами доползете или вас кто-то отвезет в больницу в скоропомощное отделение. Реальную скорую помощь с мигалками вызывают только когда уже совсем плохо дело и их задача стабилизировать пациента и отвезти в больницу. Они никого не лечат. Вот вам два реальных примера из жизни. Мой сотрудник почувствовал себя плохо. Симптомы сердечной боли. Его жена отвезла, нет, не в больницу, а к домашнему врачу. Тот осмотрел и тут же вызвал скорую, на которой его (с мигалками) отвезли в больницу и буквально в течение пары часов установили стент в артерию. Второй случай: женщина, у которой недавно был протезирован бедренный сустав, поскользнувшись упала в душе и вывихнула этот новый сустав. Дикая боль, нога торчит в другую сторону. Что сделал муж? Вызвал скорую? Нет. Позвонил домашнему врачу и ждал пока тот приедет. Тот приехал (через час, так как в пробке застрял), осмотрел и только тогда вызвали скорую для транспортировки в больницу, т.к. нужны были носилки. Вот так вот. Я однажды побывал в скоропомощном отделении. Упал с велика и ушиб ногу. Это случилось в 100 метрах от больницы. Я доковылял в скоропомощное отделение, где мне выдали две таблетки парацетамола (было больно) и сделали рентген (перелома не оказалось). Кстати, все это удовольствие обошлось не так уж и дешево. Сотни две евро (из собственного риска страховки — об этом ниже).
Как я уже написал выше, самый реальный вариант попасть к специалисту - это если вас направит домашний врач, т.к. проблема выходит за пределы его компетенции. Поверьте, этого далеко не так и просто добиться. Домашний врач будет сопротивляться изо всех сил защищая средства страховых компаний и государства :). Но уж больницы здесь прекрасно оборудованы и устроены. Оборудование довольно современное и методы обследования и лечения вполне на уровне лучших мировых стандартов. Несомненно есть разница между больницами. Самые современные и лучшие методики и специалисты как правило в крупных университетских больницах (это значит, что при медицинских университетах, где работают ведущие врачи-исследователи с научными степенями) больших городов. Поскольку страна маленькая - это не является проблемой. Всегда можно поехать в больницу, скажем в Утрехт из, например, Эйндховена за 100 км, если там нужный и лучший специалист.
Вот так выглядит изнутри медицинский центр Гронингена. Это как раз крупная университетская больница.
Еще что стоит отметить — это отношение к пациенту. Здесь с вами всегда будут предельно вежливы и обходительны. Как у домашнего врача, так и в больнице. Здесь вежливости обращения и обходительности уделяется большое внимание, что в первое время прямо таки поражает. Почему же так? На мой взгляд тому есть несколько причин. Во-первых, благополучное и стабильное общество в целом способствует уменьшению агрессии. Во-вторых, нужно не забывать, что медицина здесь коммерческая и поэтому, нахамив пациенту, доктор или медсестра может потерять клиента, а значит, и доход. Пациент платит, платит немало (через свою страховку и налоги) и на эти деньги требует не только лечения, но и обходительности. Ну и кроме того этике обращения с пациентами учат всех врачей и медсестер еще в институте. Здесь это не проходная, а важная дисциплина.
Теперь расскажу как это все оплачивается. Медицина здесь страховая- это значит что вы платите медицинскую страховку, причем это обязательно. Стоит это минимум 110 евро в месяц на взрослого (дети бесплатно). Зубы не входят (на это отдельная страховка есть, добровольная). Можно взять базисный, самый дешевый вариант, а можно доплатить и расширить покрытие, например, физиотерапии или очков (ниже я написал об этом чуть подробнее). Неимущие, которым эта выплата не по карману, получают компенсацию (частичную или полную, в зависимости от доходов) от государства. Кроме того, есть еще свой риск: минимум 380 евро, но может быть по выбору и больше. Это значит, что первые 380 евро вы платите из своего кармана. Это не так и много, учитывая что один день в больнице будет стоит пару тысяч (это просто полежать). Посещение домашнего врача не списывается из своего риска, а вот лекарства да. Но это еще не все. Существенная часть страховых денег идет в страховые напрямую от работодателя минуя счет работника. Эта сумма зависит от размера зарплаты.
Страховка в принципе покрывает все медицинские услуги, что в этой стране предоставляют. Можно взять базовую или расширенную страховку (самая расширенная будет стоить не 110, как базовая, а где-то 170 евро в месяц, но есть и промежуточные варианты). Что дает расширение страховки: оплату физиотерапии, слухового аппарата, частично очков, частичную оплату гостиницы если нужно родственникам быть поблизости, иногда даже транспортировку больного на такси, терапию акне и такие-всякие вещи. Еще вот такая особенность: базовая страховка оплачивает 100% (без всяких верхних границ) лечения в тех больницах, у которых контракт с этой страховой компанией. В остальных больницах обещают оплатить только 75%. У больших страховых такие контракты практически со всеми основными медучреждениями страны. Я ни разу не слышал чтобы у кого-то были с этим проблемы. Самая расширенная страховка (за 170-200 евро в месяц) снимает и это ограничение. Кстати, лечится можно и за границей. Срочные случаи покроет страховка в сумме эквивалентной аналогичной нидерландской помощи. Например, мы как-то в Италии, будучи в отпуске, обращались в больницу когда у сына ухо заболело (отит). Там осмотрели и выписали рецепт на антибиотики. Все покрыла наша страховка. В случае если вы хотите полечиться планово, скажем в соседней Германии, это тоже можно организовать, но придется сначала со страховой компанией договориться. Зачастую они не против оплатить такое лечение, особенно если вы докажете что в Нидерландах вы не можете получить нужное лечение или слишком долго ждать его. Кстати, расширенная страховка за 170 евро в месяц оплачивает 200% нидерландскго тарифа за границей. Да, очереди на плановое лечение есть. Какого-нибудь осмотра у гастроэнтеролога или операции по удалению жировика можно, наверное, и месяц ждать. Но лично у меня нет опыта с длинным ожиданием, хотя в целом опыта с больницами у меня, к счастью, мало. Срочная помощь всегда делается во время по моим данным.
Эти деньги, через страховые компании поступают домашним врачам (которые получают фиксированную плату за количество пациентов, которые к ним записаны) и в больницы. Еще где-то половину от этого добавляет государство из наших налогов. Большая часть медицинских расходов из госбюджета идет на обслуживание стариков и инвалидов, но и больницам перепадает. Врачи, кстати, зарабатывают здесь весьма неплохо. Например, наш домашний врач на Тесле Model S ездит, а это вполне дорогая и статусная машина, которую могут себе позволить практически только бизнесмены или менеджеры высокого ранга.
Есть еще одна медицинская организация в стране - GGD - общественный сервис здоровья. Эти заведуют всякими массовыми эпидемиологическими вопросами, в частности вакцинациями. Например сейчас как раз они организовывают массовую вакцинацию от ковида. Но и до ковида здесь регулярно организовывали массовые вакцинации, как правило детей от каких-то специфичных болезней типа менингита или просто по схеме вакцинации. Вообще говоря, здесь весьма продвинутая схема детской вакцинации, которая начинается буквально с рождения и лет до 12-14ти. Причем подростков вакцинируют одномоментно сгоняя в одно время в какой-нибудь спортзал, временно оборудованный под массовую процедуру.
В общем, если подитожить, получается следующее: система здравоохранения несколько спартанская и требует знания ее устройства, но в серьезных случаях больной получает достаточно качественную помощь по высоким стандартам, причем это его совершенно не разоряет, т.к. оплачивается страховкой.
Добавляю в пост информацию, которая вызвала интерес у комментаторов. Вопрост был о том, как оформляются больничные. Система такая: в зависимости от предприятия, обычно, болеть можно недельку или две. Никаких справок не требуется. Просто нужно сообщить начальнику, что заболел. Если большая контора, то нужно еще позвонить и сообщить по какому-то специальному телефону или мэйл послать. Если болезнь затягивается, то предприятие пошлет болезного к специальному врачу, который определяет что происходит и что делать (касаемо способности работника выполнять свои функции). Здесь есть разные варианты. Могут просто продлить больничный еще немного. Могут попросить работать сколько-то процентов времени. Зарплата первый год сохраняется полностью. Если болезнь затягивается на второй год, то работника переводят на 70% оплату. Платит деньги или работодатель сам или, чаще всего, специальная страховая компания, с которой у работодателя есть договор. После двух лет человека увольняют и переводят на специальное пособие.
Эмиграция, адаптация, жизнь
563 поста6.2K подписчиков
Правила сообщества
Уведомления о постах могут отправляться в тг каналhttps://t.me/pimmigration . В сообществе ожидаются подробные истории интеграции и опыта переезда в другие страны в текстовом формате. Возможен бан за откровенную рекламу, провокации, переход на личности или агрессию. Пользуемся здравым смыслом, в спорных случаях слово за админом. Обсценная лексика не приветствуется.