Записки водителя трамвая.

О том, как устроена ходовая часть вагона.

Как и обещал, немного расскажу об одном из самых важных узлов трамвая - тележке.

На фото тележка самого распространенного в мире чехословацкого трамвая - Tatra T3

Записки водителя трамвая. Трамвай, Работа, Длиннопост, Tatra, Тележка, Колеса

Как можно видеть, все довольно просто и компактно распределено (кстати вес тележки - 2 тонны).
В общем, поехали. Трамвай имеет в своем "арсенале" три типа тормоза, которые не зависят друг от друга:
1-й - электро-динамический.
2-й - барабанно-колодочный.
3-й - электромагнитный рельсовый тормоз.
Теперь по-порядку: электро-динамический тормоз (он же рабочий) применяется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч, при этом электродвигатели работают в "генераторном" режиме и вырабатывают ток, который гасится на пускотормозных сопротивлениях превращаюсь в тепло (в большинстве современных трамваях этот ток отдается обратно в контактную сеть, такой режим называется "рекуперация").

Барабанно-колодочный, он же и стояночный (на фото его привод виден, такая штуковина с красной стрелочкой))) срабатывает при скорости 3 км/ч дотормаживает и удерживает трамвай на месте. Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена). Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится. Таких устройств у трамвая 4 штуки.

Ну и третий, рельсовый тормоз (на фото он занимает все пространство между колесами и находится очень низко над рельсом). Рельсовый тормоз - это большой электромагнит, облаченный тяжелым, стальным корпусом (200кг если что), этим тормозом водитель пользуется в экстренных ситуациях. При нажатии тормозной педали до упора такой магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн, а у трамвая таких 4 штуки, итого получается 20 тонн силы. Если при скорости 20км/ч применить экстренный тормоз то трамвай остановится через 5,5м, при скорости до 40км/ч - 12м.
По тормоза у меня усе, остальное распишу в комментах.
И вопрос на засыпку: кто знает, зачем красные полоски на колесах?

п.с. в следующем посте расскажу, что такое ускоритель и почему он временами "дает жару"

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Не стесняйтесь,спрашивайте что еще интересно.
раскрыть ветку (21)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Расскажи/покажи задний пост управления
раскрыть ветку (15)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Про задний пост управления расскажу немного. Практически на всех современных трамваях сейчас он есть по умолчанию и создан для облегчения маневров (по депо, при сцепке), с помощю такого пульта можно подавать вагон задним ходом в одно лицо (из основной кабины категорически запрещено). На таком пульте имеются только необходимые органы управления для маневров, причем ход и тормоз регулируется либо кнопкой, либо переключателем. В основном такие пульт имеют следующие кнопки: ход 1-я позиция, тормоз, экстренный тормоз, повороты и звонок, реже - переключатель для открытия задней двери. Фото приложу позже, как найду в депо такой трамвай)
раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

То есть двигаться назад на метр, чтобы согнать зацеперов — всё-таки рисковая идея?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Пару раз так делал - работает в 100% случаев. Но! Так делал только на выделенном полотне и когда был точно уверен, что кроме них (зацеперов) сзади больше никого нет.
Автор поста оценил этот комментарий
Один раз так делал - очень эффективно. Но это действительно большой риск и на совмещённом полотне так делать точно не стоит.
Автор поста оценил этот комментарий
Тогда вопрос на засыпку: Два жёлтых, верхний мигающий и две зелёные полосы на светофоре. Что означает, как себя вести?
раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Ну это из разряда жд темы, но попробую вспомнить.
Два желтых сигнала и верхний мигающий (я думаю речь идет про входной светофор) - это значит что состав будет следовать по боковому пути и выходной сигнал открыт, зеленые полосы ЕМНИП - это значит что по маршруту следования через станцию пологие стрелки, то есть скорость может быть выше, чем по обычным.
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ага) только не обязательно выходной, может быть маршрутным.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

А выходным? Не? )))

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Правильно "следующий светофор открыт". А какой он там - это к ТРА станции....

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А можно и так знать. Есть по этой теме целые РУ (руководящие указания) - говорю как проектировщик автоматики и телемеханики ;)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Я могу показать, правда Татр нет)

1 - ЛМ-2008, 2 - ЛВС-86К.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
А вот интересно, в СПб тоже водятся "корчи"? Я как раз на таком работаю прямовотсейчас:
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Корчи? Это типа переделанные под себя? Ну есть у нас в парке парочка таких "хозяйских" вагонов.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Нет, корчи - это вагоны, которые ходят по рукам, убитые, грохочущие, на квадратных колесах, ведра с болтами.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Никогда у нас так не называли их)

Вёдра у нас тоже есть, но в большей степени от парка зависит, например, в 3 парке у нас вёдра чуть ли не половина парка, а вот в пятом практически все вагоны хорошие.

Автор поста оценил этот комментарий

А если применить магнитный тормоз с полным весом, и на достаточно большой скорости, и при этом, рельсы на стыке будут, допустим, стоять на разной высоте? То есть, что будет, если этой пятитонной электромагнитой упереться со всей дури в выступающую головку рельса?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Сперва упрется, потом нехило подбросит вагон, сбросит с путей, оторвется, может повлечь разрушение ЦРП, и вообще хорошего не будет ничего. Можно трамвай на околоземную орбиту так запустить.
Автор поста оценил этот комментарий
Если отрубается ток, трамвай сразу останавливается или еще может какое то расстояние проехать? Эдакий аккум в нем есть?
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Если трамвай исправен, то ничего критического не произойдет, отключится мотор-генератор (устройство, которое посредством двух электрических машин преобоазует 600В в 24В для питания низковольтных цепей), а дальше вагон можно будет остановить точно так же, как и при включенно напряжении сети. Суть в том, что в трамвае от 600В работают только двигатели, мотор-генератор, отопление, освещение, вся остальная коммутационная аппаратура работает от 24В, поэтому если АКБ в норме, то пассажир даже ничего не заметит, ну кроме того, что в трамвае стало тихо))))
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ух, спасибо за развернутый ответ! Наездился в институт на трамвае, так надоело, но про конструкцию узнать было интересно) И еще так много от обслуги зависит, в соседнем городе точно такие же трамваи ходят, что и в нашем, но на тех ездить куда приятнее, буквально вылизаны. А у нас мало того пути кривые, так еще и сами вагоны похожи на выжатую мочалку)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку