1100

Записки водителя трамвая.

О том, как устроена ходовая часть вагона.

Как и обещал, немного расскажу об одном из самых важных узлов трамвая - тележке.

На фото тележка самого распространенного в мире чехословацкого трамвая - Tatra T3

Записки водителя трамвая.

Как можно видеть, все довольно просто и компактно распределено (кстати вес тележки - 2 тонны).
В общем, поехали. Трамвай имеет в своем "арсенале" три типа тормоза, которые не зависят друг от друга:
1-й - электро-динамический.
2-й - барабанно-колодочный.
3-й - электромагнитный рельсовый тормоз.
Теперь по-порядку: электро-динамический тормоз (он же рабочий) применяется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч, при этом электродвигатели работают в "генераторном" режиме и вырабатывают ток, который гасится на пускотормозных сопротивлениях превращаюсь в тепло (в большинстве современных трамваях этот ток отдается обратно в контактную сеть, такой режим называется "рекуперация").

Барабанно-колодочный, он же и стояночный (на фото его привод виден, такая штуковина с красной стрелочкой))) срабатывает при скорости 3 км/ч дотормаживает и удерживает трамвай на месте. Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена). Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится. Таких устройств у трамвая 4 штуки.

Ну и третий, рельсовый тормоз (на фото он занимает все пространство между колесами и находится очень низко над рельсом). Рельсовый тормоз - это большой электромагнит, облаченный тяжелым, стальным корпусом (200кг если что), этим тормозом водитель пользуется в экстренных ситуациях. При нажатии тормозной педали до упора такой магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн, а у трамвая таких 4 штуки, итого получается 20 тонн силы. Если при скорости 20км/ч применить экстренный тормоз то трамвай остановится через 5,5м, при скорости до 40км/ч - 12м.
По тормоза у меня усе, остальное распишу в комментах.
И вопрос на засыпку: кто знает, зачем красные полоски на колесах?

п.с. в следующем посте расскажу, что такое ускоритель и почему он временами "дает жару"

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Не стесняйтесь,спрашивайте что еще интересно.
раскрыть ветку (21)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Расскажи/покажи задний пост управления
раскрыть ветку (15)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Про задний пост управления расскажу немного. Практически на всех современных трамваях сейчас он есть по умолчанию и создан для облегчения маневров (по депо, при сцепке), с помощю такого пульта можно подавать вагон задним ходом в одно лицо (из основной кабины категорически запрещено). На таком пульте имеются только необходимые органы управления для маневров, причем ход и тормоз регулируется либо кнопкой, либо переключателем. В основном такие пульт имеют следующие кнопки: ход 1-я позиция, тормоз, экстренный тормоз, повороты и звонок, реже - переключатель для открытия задней двери. Фото приложу позже, как найду в депо такой трамвай)
раскрыть ветку (9)
0
Автор поста оценил этот комментарий

То есть двигаться назад на метр, чтобы согнать зацеперов — всё-таки рисковая идея?

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Пару раз так делал - работает в 100% случаев. Но! Так делал только на выделенном полотне и когда был точно уверен, что кроме них (зацеперов) сзади больше никого нет.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Один раз так делал - очень эффективно. Но это действительно большой риск и на совмещённом полотне так делать точно не стоит.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Тогда вопрос на засыпку: Два жёлтых, верхний мигающий и две зелёные полосы на светофоре. Что означает, как себя вести?
раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Ну это из разряда жд темы, но попробую вспомнить.
Два желтых сигнала и верхний мигающий (я думаю речь идет про входной светофор) - это значит что состав будет следовать по боковому пути и выходной сигнал открыт, зеленые полосы ЕМНИП - это значит что по маршруту следования через станцию пологие стрелки, то есть скорость может быть выше, чем по обычным.
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ага) только не обязательно выходной, может быть маршрутным.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

А выходным? Не? )))

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Правильно "следующий светофор открыт". А какой он там - это к ТРА станции....

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А можно и так знать. Есть по этой теме целые РУ (руководящие указания) - говорю как проектировщик автоматики и телемеханики ;)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Я могу показать, правда Татр нет)

1 - ЛМ-2008, 2 - ЛВС-86К.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий
А вот интересно, в СПб тоже водятся "корчи"? Я как раз на таком работаю прямовотсейчас:
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Корчи? Это типа переделанные под себя? Ну есть у нас в парке парочка таких "хозяйских" вагонов.
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Нет, корчи - это вагоны, которые ходят по рукам, убитые, грохочущие, на квадратных колесах, ведра с болтами.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Никогда у нас так не называли их)

Вёдра у нас тоже есть, но в большей степени от парка зависит, например, в 3 парке у нас вёдра чуть ли не половина парка, а вот в пятом практически все вагоны хорошие.

0
Автор поста оценил этот комментарий

А если применить магнитный тормоз с полным весом, и на достаточно большой скорости, и при этом, рельсы на стыке будут, допустим, стоять на разной высоте? То есть, что будет, если этой пятитонной электромагнитой упереться со всей дури в выступающую головку рельса?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Сперва упрется, потом нехило подбросит вагон, сбросит с путей, оторвется, может повлечь разрушение ЦРП, и вообще хорошего не будет ничего. Можно трамвай на околоземную орбиту так запустить.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Если отрубается ток, трамвай сразу останавливается или еще может какое то расстояние проехать? Эдакий аккум в нем есть?
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Если трамвай исправен, то ничего критического не произойдет, отключится мотор-генератор (устройство, которое посредством двух электрических машин преобоазует 600В в 24В для питания низковольтных цепей), а дальше вагон можно будет остановить точно так же, как и при включенно напряжении сети. Суть в том, что в трамвае от 600В работают только двигатели, мотор-генератор, отопление, освещение, вся остальная коммутационная аппаратура работает от 24В, поэтому если АКБ в норме, то пассажир даже ничего не заметит, ну кроме того, что в трамвае стало тихо))))
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ух, спасибо за развернутый ответ! Наездился в институт на трамвае, так надоело, но про конструкцию узнать было интересно) И еще так много от обслуги зависит, в соседнем городе точно такие же трамваи ходят, что и в нашем, но на тех ездить куда приятнее, буквально вылизаны. А у нас мало того пути кривые, так еще и сами вагоны похожи на выжатую мочалку)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку