Зачем столько писать? Дайте денег, а мы построим Империю (или провалимся)!

Для чего Инвестору и Инициатору нужны разделы бизнес-плана.


Часть 2.2. Финансовый план (или ФЭМ) проекта/бизнеса. (продолжение)

▶️ФЭМ для действующего бизнеса.


Первое, что приходит на ум, это сформировать ФЭМ, чтобы было проще получить кредитную линию в банке. Да, есть такой пунктик, но он не сильно отличается от обоснования мероприятия под проекты, описанные в пункте с Инициатором. Отличий по пакету документов и других особенностей много, но цель – получение финансирования.


Опишу другие плюсы, которые может дать ФЭМ для действующего бизнеса.


Итак, пункт 1️⃣ оптимизация.


Слово очень модное, часто слышу, но вот реализация оптимизации хромает гораздо чаще. Почему то все сразу берутся за перенастраивание системы, заказывают реинжиниринг бизнес-процессов, а кадровая оптимизация вообще бьёт все рекорды и тем самым частенько «ломают таких дров», что проще закрыть старый бизнес и открыть новый. Почему никто не хочет начать с финансовой оптимизации для меня остаётся полной загадкой до сих пор?!


📒Ещё в институтские годы на лекциях нам рассказывали интересные истории о серьезных финансистах современного мира и о том, как эти люди пришли к своим показательным результатам. Не был исключением и У. Баффет. Один из способов по зарабатыванию денег заключался в том, чтобы купить убыточный бизнес и через какое-то время его продать.

Но вопрос лежит в другом: как ему это удавалось? Часто слышал от собеседников, что у него огромная команда, куча денег и он вкладывает туда массу средств, после чего и продаёт дороже. Вроде бы всё верно. Но встречалась ли в Вашей жизни ситуация, когда вы купили, например, б/у машину, вложили туда денег, а продать пришлось дешевле, чем купили изначально? Я часто слышу о таком. Думаю, у каждого в портфеле найдется аналогичная история и мы все найдем ей оправдание. С бизнесом всё точно так же. А вот с У.Баффетом получалась история другого плана – вкладывал он в новое предприятие мало, да и то не всегда. Просто он брал фин/отчётность, строил прогноз, а потом перераспределял имеющиеся средства по другому. Ну, иногда вкладывал ещё свои и бизнес начинал работать сам в плюс. И покупал он только те бизнесы, которые он мог реально вытащить, т.е. анализировал отчётность в первую очередь.📒


❗Если немного обобщить, то великий человек просто начинал с финансового анализа, затем оптимизации бизнеса. И как бы это банально не звучало – основой этого всего может и быть ФЭМ.


2️⃣ финансовое планирование.


Если мы говорим о маленьком лотке на рынке, то ФЭМ не сильно актуальна. Хватит и простого журнальчика, в котором обычно ведут учёт кассовым методом «пришло-ушло». Но выходя на уровень повыше, рекомендую заниматься финансовым планированием.

Планирование даёт как минимум три основные возможности:

*️⃣ оценить денежные потоки и понять, когда, например, возникнет «кассовый разрыв» и быть просто к этому готовым;

*️⃣ оценить рентабельность/прибыльность сделки или периода, чтобы, например, увеличивая обороты не уйти себе в убыток;

*️⃣ план-факт анализ, чтобы определять движение бизнеса, выявлять слабые стороны и понимать, к какому фин/резу компания идёт, и не пора ли принимать какие-либо меры по стабилизации ситуации.


▶️*️⃣Проблема «кассовых разрывов» явление довольно частое. Эти «дырки» закрывают обычно собственными средствами владельцы бизнеса, привлекают дорогие кредиты на себя и компанию и сильно снижают доходность бизнеса и собственного капитала.


А можно ли было к этому подготовиться? Чаще всего - можно, если ответственно подойти опять же к финансовому планированию в том числе. Понимая когда и сколько потребуется средств, можно провести переговоры с несколькими банками и заключить необходимые соглашения, найти подходящих инвесторов или немного перераспределить финансовые потоки компании. Варианты есть.


Очень часто встречается вот такая история:

📒Пришёл ко мне как-то мой знакомый по имени Виктор и рассказал о проблеме своего друга Андрея. Андрей собственник небольшого заводика по металлообработке и у него регулярно возникает одна и та же проблема: «кассовый разрыв». Получается, все ударно поработали, заказ передали, а оплата за него только через 2 месяца, а он взял новый заказ, материалы закупил и… рабочим платить нечем. Вот и бегает, ищет, где денег взять. Посочувствовал ему и предложил Виктору передать Андрею, что я готов помочь ему с планированием. Виктор на следующий день передал ответ Андрея: «Какое планирование? Мне деньги нужны!». 📒


Прошло уже три года, а Андрей до сих пор бегает по городу и ищет деньги, чтобы выплачивать зарплату своим рабочим. По-моему, он мог бы заниматься чем-то более полезным: например, развитием своего бизнеса. Но интересы у каждого свои. Спорить не буду.


▶️*️⃣Ещё одна ситуация, которая меня всегда поражает своей регулярностью:


❗Чем меньше сумма контракта, тем детальнее делают расчеты по оценке себестоимости и процесс уторговывания проходит дольше и жестче. Чем крупнее заказ – тем быстрее озвучивают финальные стоимости, а на этапе уторговывания – скидки по цене вообще могут измеряться десятками процентов. Почему так? Пока не понял.


📒И де-факто, имеем следующую картину, напоминающую ситуацию в компании по камнеобработка, в которой я работал, когда только переехал в Петербург. Производство было заказным. Итак, расчёт маленького заказа делает менеджер в специальной табличке, а потом бьются с клиентом за каждые 100 рублей. Сумма заказа 7-50 тыс.рублей. А потом менеджеры сидят и выводят экономику заказа, считают габариты камня и прочее. Трудозатраты – несколько часов на расчёты. Всё это было в полуручном режиме…


Приходит собственник как то и говорит, что вырвал у конкурентов мега-супер выгодный заказ. Стоимость – 25 млн рублей. Конкуренты предлагали сделать за 30 млн рублей. Не постеснялся, спросил: «А как Вы посчитали, что он окажется выгодным?». На что получил просто классный ответ: «Ну, я так, прикинул что-почем. Должно быть всё ок!». Считаем себестоимость уже в процессе исполнения заказа, всё же срочно. Получаем минус 2,5 млн по сделке. Собственник «прыгает до потолка» и требует уложиться в бюджет, но ничего не получается…


Когда закрыли сделку с минусом, а буря угасла, я поинтересовался у собственника: «А сколько времени было на принятие решения по заказу?». Он мне сказал: «Неделя. Вас не хотел отвлекать, вы же считали других клиентов.»… Занавес.📒


В общем, подсчитать маленький заказ нужно до копейки, а вот большой – зачем?! Но беда как раз в том, что часто и обжигаются предприниматели на крупных заказах. Ведь хочется больше, а тут такая возможность…


❗Нужно считать все заказы и, если нет для этого никакой специальной системы – используйте ФЭМ. Всё сразу встанет на свои места.


▶️*️⃣И вот, если что-то пошло не так, то при регулярном мониторинге и план-факт анализе будет намного проще посмотреть, что и где пошло не по плану. Скажем, есть у Вас в планах закрыть год с прибылью в 1 млн рублей. Нарисовали в голове себе картинку и живёте с ней. На миллион уже построили себе планы – съездить в шикарный семейный отпуск на Новый год. В течении года возникают периодические проблемы, которые успешно решаются. А фин/рез на конец года получился только на 300 тысяч. Что делать, если везде уже внесли предоплату? 🤔


Если резюмировать всё, что описал в этом посте и то, с чем удавалось сталкиваться у период своей профессиональной деятельности, то получается довольно простая картина:

❗в период экономического роста набирают обороты и старые, и новые бизнесы. Все чувствуют себя комфортно и без планирования. А вот в период рецессии выживает тот, кто оперативнее реагирует и умеет хорошо считать.

Молодые предприниматели

1.9K поста15.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещены: флуд, спам, хамство...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

А это обязательный  атрибут молодого предпринимателя - использовать эмодзи в тексте?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку