2673

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь

... или история о том, как посредством личных и ведомственных амбиций угробить лучшее отечественное предприятие ветолётостроения.

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

1-го апреля 2020 года прекратило своё существование одно из самых интересных ОКБ, существовавших в нашей стране. ОКБ, которое в 60-х годах в шутку называли КаБарЭ - по фамилиям великих конструкторов, трудившихся в стенах Ухтомского Вертолётного Завода - Николая Ильича Камова, Роберта Людвиговича Бартини и Игоря Александровича Эрлиха. ОКБ имени человека, который придумал слово "вертолёт".


Это было весьма интересное ОКБ, возникшее вокруг неумолимого желания команды во главе с Николаем Ильичом создавать вертолётную технику. Мало кому известно, но основная тема работ этого ОКБ, а именно - морская авиация, возникла из-за случайности во время авиапарада в августе 1948 года в Тушино. Так, собранный в гаражных условиях демонстрационный образец вертолёта Ка-8 из за отсутствия двигателя достаточной мощности, был оборудован сильно расточенным мотоциклетным двигателем, который было очень сложно завести. В день парада его запустили от "Москвича" лётчика испытателя Михаила Дмитриевича Гурова, и перелетели на платформу на грузовике напротив трибуны, в ожидании очереди на показ. Именно эта демонстрация взлёта с маленького грузовика, впечатлила присутствовавших на параде представителей ВМФ, в результате чего Камов получил возможность создать и возглавить ОКБ-2, 7 октября 1948 года.

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Ка-27 над кампусом ДВФУ (Владивосток, о. Русский)


Потом были Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-22, Ка-25, Ка-26 и последний вертолёт, созданный под руководством Николая Ильича - Ка-27 - вершина конструкторской мысли, на многие десятилетия опередившая время. Без шуток, только представьте себе вертолёт, созданный в 70-х годах, оборудованный системой автоматизированного управления, способный в автоматическом режиме выходить в заданный квадрат или на аварийный радиомаяк с помощью пеленгации по РЛС, способный нести и обычное и ядерное оружие - торпеды различных типов и даже противокорабельную ракету Х-35. Всё это на машине, которая компактно упаковывалась в корабельный ангар размером 13х4х4,5м (ДхШхВ).

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Скоростной винтокрыл Ка-22


А чего стоит скоростной винтокрыл Ка-22, развивший в те далёкие времена скорость свыше 400 км/ч и не пошедший в жизнь из-за невозможности на тот период реализовать электро-дистанционное управление, появившееся лишь на 4-м поколении истребителей, в то время, как механическое управление чудовищно переусложнялось, создавая множество перекрестных связей при наличии и несущих и толкающих винтов (что и стало в конечном итоге причиной нескольких катастроф и прекращения разработки).

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Десантно-штурмовой вертолет Ка-29

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Вертолет ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) Ка-31


Потом была эпоха Сергея Викторовича Михеева, под руководством которого сперва доводился вертолёт Ка-27 и создавались его модификации - Ка-29 (десантная версия Ка-27), Ка-31 (ДРЛО), Ка-32 (гражданская версия на основе поисково-спасательной модификации), развития Ка-26 сперва в Ка-126, а потом из-за развала Союза и прекращения разработки двигателя, Ка-226. Затем был Ка-50 - первый вертолёт с катапультным креслом и сумасшедшей системой автоматизации полётных задач, позволивший полностью развязать руки лётчика от лишней работы и сократившей численность экипажа до одного человека.
За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост
За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Ударный вертолет Ка-50 "Черная акула"


(подробнее о К-50 в посте Ка-50 "Чёрная акула")



Стоит отметить, что именно Ка-50 стал яблоком раздора между ОКБ Камова и ОКБ Миля. Последние считали что сухопутные войска - это их безраздельная вотчина, в которую Камовцы влезли со своим дерзким вертолётом. Так, даже принятие на вооружение Ка-50 и начало развертывания серийного производства этих машин, не остановило тогдашнее руководство МВЗ от перелома правил в пользу их детища Ми-28, как только у руля в Министерстве Промышленности и Торговли встал бывший коммерческий директор МВЗ Д.В. Мантуров.


В принципе с этого момента ОКБ им. Камова, называвшаяся тогда АО "Камов" было обречено.


Выжившее в 90-х, работая на все стороны, продавая свои вертолёты в Европу, Америку и Азию (внутренний рынок был эксклюзивен для Ми-8), создав эскизные проекты и облики таких машин, как китайской CAIC Z-10, облика EC-120 (обратите внимание на сходство форм фюзеляжа с макетом Ка-115), а также появившейся во многом благодаря совместному проекту фирмой "Камов" итальянской AW-139, фирма ничего не могла противопоставить административному ресурсу сверху.

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Ка-32 в Канаде



К слову, на момент втаскивания АО "Камов" под "Вертолеты России", фирма имела сертифицированный и продающийся в мире Ка-32 (это до сих пор единственный отечественный вертолёт, имеющий полноценный сертификат типа за рубежом), имела производство Ка-226 на заводах в Кумертау и Оренбурге, имела программу Ка-50 и созданный на его основе Ка-52, тянуло по маленьку программу Ка-60 (многострадальный вертолёт, Т.З. на который полностью менялось добрый десяток раз). Фирма имела свою компанию обеспечивающую постпродажное обслуживание - доставляя запчасти в любую точку мира в 3 рабочих дня, чем удивляли даже западных "партнёров". Имела свою лизинговую и авиакомпанию.

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Один из первых летных экземпляров двухместного ударного вертолета Ка-52 "Аллигатор"



После включения в холдинг, все функции были перетянуты в ВР и по всем направлениям произошёл провал. Обвалились продажи, провалили постпродажку, в итоге были отменены часть контрактов, что поставило на грань выживания завод в Кумертау. При том, что оказалось, что в рамках коммерческих продаж кроме Ка-32 во всём холдинге ничего и не продаётся (все остальные контракты - государственные либо по межгосударственным соглашением Рособоронэкспорта).

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Долгожданный Ка-62 - потомок военного Ка-60 "Касатка"


Сергей Викторович Михеев был отстранён от руководство КБ, на его место поставили управляющих менеджеров от ВР, все процессы в КБ были сломлены, заменены бюрократией и иммитацией деятельности. Потом был переезд в здание "Национального центра вертолетостроения" в Панках (бывшая производственная база Московского Вертолётного Завода им. Миля), продажа территории Ухтомского Вертолётного Завода и ОКБ-2 (переезд из нескольких зданий в несколько этажей, и сокращение производства до одного недоукомплектованного сборочного цеха).


В общем, сплошная оптимизация, которая в конце концов подошла к завершающей стадии - поглощение АО "Камов" фирмой АО "Миль", переименованной в АО "Национальный Центр Вертолетостроения им. Миля и Камова".

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост
За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Серийный Ка-52 319-го отдельного краснознаменного вертолетного полка имени В. И. Ленина (Черниговка)



Вот так тихо и бесславно закончилась жизнь этого интересного ОКБ, создававшего уникальные вертолёты и винтокрылы.

Источник

В качестве дополнения к теме комменты к оригиналу статьи


p.s.

ОКБ Камова

7 октября 1948 года - 1 апреля 2020 года

Подлые дураки сделали себе подарок на свой праздник.

UPD:

Де-юре таких компаний более не существует. Де-факто все живёт своей жизнью в виде росвертола: https://ria.ru/organization_Vertolety_Rossii_2

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
31
Автор поста оценил этот комментарий

Ни разу не специалист в этой сфере. Но по моему воспринимать объединение Кб как уничтожение именно Камова, странно. У Миля и у Камова разные сферы деятельности. Они конкурировали только при создании ударных вертолетов.  При этом на вооружение приняли и тот и другой.

Конечно, оптимизация всегда настораживает.Да и устранение конкуренции спорное решение. Но не думаю, что это приведет к уничтожение наработок камова и пресечению развития этой линейки техники. К тому же ниша у них специфическая - морские вертолеты и тяжелые ударные.

раскрыть ветку (46)
22
Автор поста оценил этот комментарий

В наших условиях так исторически сложилось, что "конкуренция" между КБ приводит просто к тому, что на вооружение принимают "и то и другое", чтоб никому обидно не было. Толку от такой конкуренции ровно 0.

раскрыть ветку (18)
ещё комментарии
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так не всегда бывает.  И скорее не чтобы не обидно было, а потому как разработки интересные и требовали развития. Так и на западе принято. Конкуренция все равно мотивирует на разного рода идеи. 

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

На западе интересные и требующие развития разработки - проблема производителя, а не государства. И в части ударных вертолётов и по подавляющему большинству иных образцов вооружения и техники конкуренция заканчивается на этапе конкурса, а на вооружение принимается конкретная боевая машина, а не "каждой твари по паре"

ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

В основном остается один победитель, но бывают случаи когда оба КБ представляют прекрасные проекты. Тогда принимают оба проекта и специфику их приминения определяют с учетом сильных сторон проекта.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

И много таких примеров за пределами РФ приведёте?

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так зачем за пределами РФ? У них своя стратегия развития, у нас своя. Зачем равняться на другие страны. То что их стратегия развития отличается от нашего это не значит что их стратегия верная во всем. К примеру в СССР на конкурсе по созданию перспективного фронтового истребителя выиграли 2 КБ. В итоге страна получила тяжелый истребитель су-27 и легкий миг-29. В итоге 2 разных истребителя с отличающимся спектром задач.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, справедливости ради, иногда всё-таки на других посматривать стоит. Почти у всех стран в мире не более одного штурмового вертолёта на вооружении.
В США - 2. У армии - апач (его варианты AH-64D и AH-64E). У КМП - кобра (разные варианты от AH-1 до AH-1Z Viper).

В РФ:
Ка-52 (Ка-50 - не считаем, Ка-52К - пока нет)
Ми-24(Д, В, ВП, П, ПН) у ВВС и ВМФ
Ми-35(развитие Ми-24)
Ми-28(просто Н, УБ и будет НМ)
Ми-8AMTШ (с пафосным никнеймом Терминатор!)

Схожие вертолёты легче обслуживать, ремонтировать, производить и пилотировать. Более того, любой боевой вертолёт (самолёт) - ничто без вооружения. А сделать вертолёт (самолёт), к которому подходят все существующие ракеты или наоборот ракету, которая подходит под любой вертолёт (самолёт) часто сложно или даже невозможно.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Которые на порядок лучше конкурентов. (Надёжность/Качества(Не путать с качеством)/цена)

Автор поста оценил этот комментарий

И это хорошо, так как более надёжно

14
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Да это как вой и визг, что 100500 производственных ангаров какого-то там завода машиностроения стоят пустые, мол фсепропопало и #разворовали

Реальность - перевезли производство из жопы мира, куда хер доедешь и за дохера денег, под соседний город и собирают на новых конвейерах у которых производительность намного выше, соответсвенно куча старых ангаров не нужны.

раскрыть ветку (13)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Справедливости ради нужно отметить, что  100500 производств действительно убили в угоду иностранному производителю. О чем сегодня жалеют и ищут пути восстановления. И не всегда они есть. 

раскрыть ветку (11)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Знаешь, я работал на таком "убитом производстве". Помню, старожилы жаловались "вот, раньше было два конструкторских отдела, занимали весь этаж, больше ста человек было. А сейчас осталось полтора десятка в трех кабинетах". И я такой молодой "дааа, развалили, пидорасы...". А потом, в одном из цехов, в углу нашел стенд "достижения завода", со списком того, что ставилось на производство, по годам. Так вот: мы, в 15 рыл, умудрялись каждый год выводить на производство вдвое больше приборов, чем тот олдскул на 100+ рыл. И при этом то, что мы выводили, имело коммерческий спрос, и гораздо бОльшую сложность. Так что в 90% случаев развалили то, что уже было мертвым по сути, и только и делало, что перерабатывало полезные ресурсы на говно.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну а почему нельзя было модернизировать предприятие, сократить штат до требуемого, продать лишнее имущество, внедрить современные технологии и с учетом старых наработок пытаться выпускать конкурентную продукцию? А потому как продать, сломать и поделить проще. И деньги сразу.

раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Можно. Но если в результате модернизации тебя, как ненужного тунеядца, выпиздили на улицу, ты будешь говорить, что "молодцы, избавились от ненужного меня, оптимизировали производство...", или будешь кричать, что "пидорасы-капиталисты всё разваливают, эффективные менеджеры, блядь"?

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, если я не в состоянии здраво взглянуть на вещи, или действительно был распиздяем-тунеядцем, то да конечно буду орать именно так.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Практика показывает, что большинство подобных тунеядцев - в предпенсионном возрасте, которые держатся на работе исключительно за счет старых заслуг. Соответственно, у них еще накладывается проблема поиска работы, и возможность здраво взглянуть на вещи отключается

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А в итоге на улице оказались и эти заслуженные люди предпенсионного возраста, и спецы, и просто рабочие, и новых никто не будет готовить. Потому как нахер не нужны.

Никто не говорил что это просто и безболезненно. Но факт есть факт - наличие собственной промышленности, лучше чем её отсутствие.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Скажем так. Мне известна одна история, когда завод пытались развалить целенаправленно. Не получилось, кстати. И сразу несколько историй, когда заводы оптимизировались и выживали, но с кучей сокращений. И почему-то и в первом случае, и в куче вторых - люди, потерявшие работу, рассказывали про эффективных менеджеров-пидорасов. Специалисты по изготовлению каменных топоров никому не нужны, даже если у них многолетний опыт и неебическая квалификация в своем ремесле.

1
Автор поста оценил этот комментарий

"убили в угоду иностранному производителю" следует читать как "умерло вследствие тотальной отсталости практически всех производств в СССР". Границы открылись и хиленькие помидорчики из теплицы переехали в поле к остальным. И оказалось, что эти помидорчики гораздо хуже чем все, что есть у остальных. Ситуацию еще и само СССР добивало долгие годы. Вся гражданская промышленность на экспорт отправляла товар первосортного качества, а на импорт - что получится. Итог - народ охотился за "экспортными" товарами. Это слово даже стало знаком качества. Плюс стали затекать внутрь товары зарубежного потребления и оказалось, что у них все лучше. Итог - появилась мантра о том, что все импортное - это еще один знак качества и крутости.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
"убили в угоду иностранному производителю" следует читать как "умерло вследствие тотальной отсталости практически всех производств в СССР".

Убили в угоду иностранным производителем это следующий процесс:

Вместо того чтобы закупать технологии и модернизировать уже существующие производственные мощности, школу специалистов и прочие связанные с этим структуры (как это кстати делают везде), эффективные менеджеры 90-х и 00-х, просто продали все это иностранным компаниям. Которым заниматься реконструкцией и развитием нахер не нужно. Им нужен рынок. А эти ваши школы, профтехучилища,  вертикально структурированные предприятия - это все ненужный балласт. Это все есть у них, в США, в Германии, в Японии и так далее. А у вас здесь будет цех сборки, в лучшем случае, и сеть магазинов/сервисных центров. И нужны туда не инженеры и спецы высокого уровня, а манагеры по продажам и неквалифицированная рабочая сила. А остальное мы сдадим на металлолом, снесем, землю продадим под торговые центры и жилые комплексы, ну и склады поставим. И будем завозить вам готовый товар. Зачем вам ваш собственный производитель? Вот, мы уже сделали, покупайте и радуйтесь.

И вот сейчас, мы с удивлением обнаруживаем, что в области электроники мы не можем нихера, кроме как собирать что-то из электронных  компонентов сделанных в Китае. Мы не производим даже бытовую технику - в лучшем случае высокая степень локализации и закупкой ответственных узлов. У нас блядь даже лекарства не все делают. У нас станкостроения нет. Вообще. Нихера. У нас комплектующие для промышленности почти все из импортных компонентов или просто импортные. А было все свое. Херовое, косое, неэффективное, но свое. Из которого можно было сделать нормальное, прямое и свое. Но никому нахер не надо было. Важно было нарубить прям щас и съебнуть в Англию/Турцию/США,подставляй нужное.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А в Турцию зачем? Ладно без шуток

И вот сейчас, мы с удивлением обнаруживаем, что в области электроники мы не можем нихера, кроме как собирать что-то из электронных компонентов сделанных в Китае. Мы не производим даже бытовую технику - в лучшем случае высокая степень локализации и закупкой ответственных узлов. У нас блядь даже лекарства не все делают. У нас станкостроения нет. Вообще. Нихера. У нас комплектующие для промышленности почти все из импортных компонентов или просто импортные. А было все свое. Херовое, косое, неэффективное, но свое. Из которого можно было сделать нормальное, прямое и свое. Но никому нахер не надо было. Важно было нарубить прям щас и съебнуть в Англию/Турцию/США,подставляй нужное.
Всё есть, но не в достаточном количестве.

1
Автор поста оценил этот комментарий
а на импорт - что получится.

чегой? может на внутренний рынок? импорт - это когда не ваше к вам привозят. экспорт - ваше, не к вам. когда ваше - вам это просто продажи :)

ещё комментарий
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку