За ОКБ имени Камова. Не чокаясь

... или история о том, как посредством личных и ведомственных амбиций угробить лучшее отечественное предприятие ветолётостроения.

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

1-го апреля 2020 года прекратило своё существование одно из самых интересных ОКБ, существовавших в нашей стране. ОКБ, которое в 60-х годах в шутку называли КаБарЭ - по фамилиям великих конструкторов, трудившихся в стенах Ухтомского Вертолётного Завода - Николая Ильича Камова, Роберта Людвиговича Бартини и Игоря Александровича Эрлиха. ОКБ имени человека, который придумал слово "вертолёт".


Это было весьма интересное ОКБ, возникшее вокруг неумолимого желания команды во главе с Николаем Ильичом создавать вертолётную технику. Мало кому известно, но основная тема работ этого ОКБ, а именно - морская авиация, возникла из-за случайности во время авиапарада в августе 1948 года в Тушино. Так, собранный в гаражных условиях демонстрационный образец вертолёта Ка-8 из за отсутствия двигателя достаточной мощности, был оборудован сильно расточенным мотоциклетным двигателем, который было очень сложно завести. В день парада его запустили от "Москвича" лётчика испытателя Михаила Дмитриевича Гурова, и перелетели на платформу на грузовике напротив трибуны, в ожидании очереди на показ. Именно эта демонстрация взлёта с маленького грузовика, впечатлила присутствовавших на параде представителей ВМФ, в результате чего Камов получил возможность создать и возглавить ОКБ-2, 7 октября 1948 года.

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Ка-27 над кампусом ДВФУ (Владивосток, о. Русский)


Потом были Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-22, Ка-25, Ка-26 и последний вертолёт, созданный под руководством Николая Ильича - Ка-27 - вершина конструкторской мысли, на многие десятилетия опередившая время. Без шуток, только представьте себе вертолёт, созданный в 70-х годах, оборудованный системой автоматизированного управления, способный в автоматическом режиме выходить в заданный квадрат или на аварийный радиомаяк с помощью пеленгации по РЛС, способный нести и обычное и ядерное оружие - торпеды различных типов и даже противокорабельную ракету Х-35. Всё это на машине, которая компактно упаковывалась в корабельный ангар размером 13х4х4,5м (ДхШхВ).

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Скоростной винтокрыл Ка-22


А чего стоит скоростной винтокрыл Ка-22, развивший в те далёкие времена скорость свыше 400 км/ч и не пошедший в жизнь из-за невозможности на тот период реализовать электро-дистанционное управление, появившееся лишь на 4-м поколении истребителей, в то время, как механическое управление чудовищно переусложнялось, создавая множество перекрестных связей при наличии и несущих и толкающих винтов (что и стало в конечном итоге причиной нескольких катастроф и прекращения разработки).

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Десантно-штурмовой вертолет Ка-29

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Вертолет ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) Ка-31


Потом была эпоха Сергея Викторовича Михеева, под руководством которого сперва доводился вертолёт Ка-27 и создавались его модификации - Ка-29 (десантная версия Ка-27), Ка-31 (ДРЛО), Ка-32 (гражданская версия на основе поисково-спасательной модификации), развития Ка-26 сперва в Ка-126, а потом из-за развала Союза и прекращения разработки двигателя, Ка-226. Затем был Ка-50 - первый вертолёт с катапультным креслом и сумасшедшей системой автоматизации полётных задач, позволивший полностью развязать руки лётчика от лишней работы и сократившей численность экипажа до одного человека.
За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост
За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Ударный вертолет Ка-50 "Черная акула"


(подробнее о К-50 в посте Ка-50 "Чёрная акула")



Стоит отметить, что именно Ка-50 стал яблоком раздора между ОКБ Камова и ОКБ Миля. Последние считали что сухопутные войска - это их безраздельная вотчина, в которую Камовцы влезли со своим дерзким вертолётом. Так, даже принятие на вооружение Ка-50 и начало развертывания серийного производства этих машин, не остановило тогдашнее руководство МВЗ от перелома правил в пользу их детища Ми-28, как только у руля в Министерстве Промышленности и Торговли встал бывший коммерческий директор МВЗ Д.В. Мантуров.


В принципе с этого момента ОКБ им. Камова, называвшаяся тогда АО "Камов" было обречено.


Выжившее в 90-х, работая на все стороны, продавая свои вертолёты в Европу, Америку и Азию (внутренний рынок был эксклюзивен для Ми-8), создав эскизные проекты и облики таких машин, как китайской CAIC Z-10, облика EC-120 (обратите внимание на сходство форм фюзеляжа с макетом Ка-115), а также появившейся во многом благодаря совместному проекту фирмой "Камов" итальянской AW-139, фирма ничего не могла противопоставить административному ресурсу сверху.

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Ка-32 в Канаде



К слову, на момент втаскивания АО "Камов" под "Вертолеты России", фирма имела сертифицированный и продающийся в мире Ка-32 (это до сих пор единственный отечественный вертолёт, имеющий полноценный сертификат типа за рубежом), имела производство Ка-226 на заводах в Кумертау и Оренбурге, имела программу Ка-50 и созданный на его основе Ка-52, тянуло по маленьку программу Ка-60 (многострадальный вертолёт, Т.З. на который полностью менялось добрый десяток раз). Фирма имела свою компанию обеспечивающую постпродажное обслуживание - доставляя запчасти в любую точку мира в 3 рабочих дня, чем удивляли даже западных "партнёров". Имела свою лизинговую и авиакомпанию.

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Один из первых летных экземпляров двухместного ударного вертолета Ка-52 "Аллигатор"



После включения в холдинг, все функции были перетянуты в ВР и по всем направлениям произошёл провал. Обвалились продажи, провалили постпродажку, в итоге были отменены часть контрактов, что поставило на грань выживания завод в Кумертау. При том, что оказалось, что в рамках коммерческих продаж кроме Ка-32 во всём холдинге ничего и не продаётся (все остальные контракты - государственные либо по межгосударственным соглашением Рособоронэкспорта).

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Долгожданный Ка-62 - потомок военного Ка-60 "Касатка"


Сергей Викторович Михеев был отстранён от руководство КБ, на его место поставили управляющих менеджеров от ВР, все процессы в КБ были сломлены, заменены бюрократией и иммитацией деятельности. Потом был переезд в здание "Национального центра вертолетостроения" в Панках (бывшая производственная база Московского Вертолётного Завода им. Миля), продажа территории Ухтомского Вертолётного Завода и ОКБ-2 (переезд из нескольких зданий в несколько этажей, и сокращение производства до одного недоукомплектованного сборочного цеха).


В общем, сплошная оптимизация, которая в конце концов подошла к завершающей стадии - поглощение АО "Камов" фирмой АО "Миль", переименованной в АО "Национальный Центр Вертолетостроения им. Миля и Камова".

За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост
За ОКБ имени Камова. Не чокаясь Вертолет, Диверсия, Амбиции, Разрушение, Длиннопост

Серийный Ка-52 319-го отдельного краснознаменного вертолетного полка имени В. И. Ленина (Черниговка)



Вот так тихо и бесславно закончилась жизнь этого интересного ОКБ, создававшего уникальные вертолёты и винтокрылы.

Источник

В качестве дополнения к теме комменты к оригиналу статьи


p.s.

ОКБ Камова

7 октября 1948 года - 1 апреля 2020 года

Подлые дураки сделали себе подарок на свой праздник.

UPD:

Де-юре таких компаний более не существует. Де-факто все живёт своей жизнью в виде росвертола: https://ria.ru/organization_Vertolety_Rossii_2