За что канонизировали князей Бориса и Глеба?

Борис Ростовский и Глеб Муромский являются самыми известными из ряда первых русских святых, однако вокруг времени, обстоятельств, причин их канонизации среди ученых до сих пор ведутся споры. Как, впрочем, и вокруг их смерти, поскольку не все исследователи согласны с тем, что князья пали от рук Святополка Владимировича. Но да не о том речь.

Обычно Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида, представляют как страстотерпцев, принявших мученическую смерть от единоверцев. Мученический подвиг здесь состоит в непротивлении врагам, беззлобии и смирении перед своей судьбой. Еще довольно долго ученые спорили о канонизации в связи с переносом мощей двух братьев в новоотсроенные храмы - сначала Ярославом Мудрым, затем его сыном Изяславом. Все эти события - сам факт смерти, перенос мощей, подозрительно непостоянная нетленность костей и начало почитания играли важную роль в формировании культа. Но каноническая причина превращения Бориса и Глеба в святых была другой.

За что канонизировали князей Бориса и Глеба? История, История России, Культура, Князь, Церковь, Религия, Средневековье, Длиннопост

Сама канонизация двух князей произошла вовсе не по причине "приятия" ими смерти от руки брата, но благодаря чудесам, совершавшимся в местах их упокоения, что и являлось свидетельством их святости. Собственно, именно о них и рассказывает "Сказание о Борисе и Глебе", созданное в начале XII века на базе более ранней повести:

"Тако и си святая постави свѣтити въ мирѣ, премногыими чюдесы сияти въ Русьскѣйсторонѣ велицѣй, идеже множьство стражющиихъ съпасени бывають: слѣпии прозирають, хромии быстрѣе сьрны рищуть, сълуции простьрение приемлють".
За что канонизировали князей Бориса и Глеба? История, История России, Культура, Князь, Церковь, Религия, Средневековье, Длиннопост

Помимо чудес в Русской земле, Борис и Глеб вообще оказываются очень чудотворными ребятами, исцеляя страждущих и отвечая на их молитвы не только в родных местах, но и в других странах: "И не туединде, нъ и по вьсѣмъ сторонамъ и по вьсѣмъ зѣмлямъ".

Однако стоит учитывать, что этот вариант сказания о Борисе и Глебе уже отражал реалии формирования общерусского культа, тогда как первое время за святых шла своеобразная "борьба" между наследниками Ярослава. Ведь всем иногда хочется завести себе «личного» регионального святого с высоким статусом и авторитетом.

Мой авторский блог и исторический лекторий "Бои за Историю"

Лига историков

13.5K постов50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения