Ю.С. Владимиров МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МАТЕМАТИКИ (фрагмент)
Физический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт гравитации и космологии РУДН
Известно, какое большое значение Пифагор и его школа придавали
числам. Числа и числовые отношения рассматривались ими как ключ к по-
ниманию мироздания и его закономерностей. В качестве божественного и
естественнонаучного Первоначала понималась единица, рассматривавшаяся
как начало чисел и как представитель мирового единого и непостижимого.
Пифагорейцы считали, что все то, в чем не обнаруживается «природа»
чисел, не может быть предметом познания. В философии Пифагора единица
и двойка не считались числами, – они воспринимались как образы двух про-
тивоположностей: единого и беспредельного. Первым числом считалась
тройка.
Аналогичное отношение к роли числа можно найти и в других культу-
рах. Так, древнекитайские мудрецы считали числа одной из важнейших ха-
рактеристик бытия, элементами некого космического кода, с помощью ко-
торого структурируется и описывается наш мир. Они полагали, что числа
делают вещи познаваемыми, однако вне вещей они не существуют. В Древ-
нем Китае считали, что наибольшим смыслом обладают первые три числа
натурального ряда: «Дао порождает единое, единое порождает двоицу, дво-
ица порождает троицу, а троица порождает все множество вещей».
Аналогичная идея в виде догмата Святой Троицы (триединства Перво-
начала) положена и в основу христианского учения: «Троица единосущная и
нераздельная! Отец, Сын и Святой дух! Один равен трем!».
Современная наука и философия подтверждают ключевой (метафизи-
ческий) характер трех первых чисел натурального ряда. Продемонстрируем
это.
1. Единица (единое)
1. Вслед за учениями древности можно считать, что единица является
олицетворением единой обобщенной категории искомой парадигмы (тео-
рии), к которой стремится современная фундаментальная физика.
2. Теория классического пространства-времени, на фоне которого
строится современная физика, опирается на одно множество точек-событий.
3. Единица – размерность физического времени.
2. Два (двоица)
1. В первом из названных выше принципов метафизики значатся два
вида исходных оснований: редукционизм и холизм.
2. В основания древнего китайского философско-религиозного учения
положены две сущности: инь и ян, которые олицетворяли множества проти-
воположностей окружающего мироздания. В частности, нечетные числа
считались янскими, а четные – иньскими.
3. Бинарная предгеометрия, развиваемая в группе автора на базе би-
нарных систем комплексных отношений (БСКО), строится на двух множе-
ствах элементов.
4. В общепринятой математике используются две пары операций: сло-
жение-вычитание и умножение-деление.
5. В основе метрических отношений геометрии, в том числе и в значи-
тельной части предгеометрии, лежат именно парные отношения между эле-
ментами одного или разных множеств.
6. Комплексные числа, на основе которых строится бинарная предгео-
метрия, представляются через пары вещественных чисел.
7. Бинарная система комплексных отношений БСКО минимального
ранга (2,2) является подсистемой всех БСКО более высоких рангов.
8. В рамках БСКО ранга (3,3) элементы, составляющие элементарные
частицы, описываются двухкомпонентными спинорами.
9. В электродинамике и теории электрослабых взаимодействий мас-
сивные частицы описываются парами компонент: левыми и правыми.
10. В рамках бинарной предгеометрии естественным образом обосно-
вывается существование именно двух типов представлений: координатного
и импульсного.
11. В общепринятой физике уравнения движения частиц и полей опи-
сываются дифференциальными уравнениями второго порядка.
Имеется ряд других свойств физического мироздания, характеризуе-
мых числом два.
3. Три (троица)
1. Вторым из названных выше метафизических принципов значит-
ся принцип тринитарности, который в редукционистском подходе соответ-
ствует принципу троичности, а в холистическом подходе – принципу три-
единства.
2. В основе ряда древних философско-религиозных учений, в том чис-
ле и христианства, лежит метафизический принцип триединства.
3. В древнем китайском учении даосизме развиваются представления
об окружающей реальности на основе триграмм [15].
4. Выдающиеся русские философы В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков и
другие настаивали на триедином характере философии.
5. В работах В.В. Миронова отмечалось, что метафизика имеет три со-
ставные части: онтологию, гносеологию и аксиологию.
6. Согласно Аристотелю, движение определяется тремя факторами:
двумя состояниями в возможности и действительности, определяющей пе-
реход. Все эти начала положены в основу бинарной предгеометрии.
7. Ключевую роль в бинарной предгеометрии имеет БСКО минималь-
ного невырожденного ранга (3,3).
8. В основаниях классической физики лежат три ключевые категории:
пространство-время, тела и поля переносчиков взаимодействий, что отраже-
но в трехчленной записи второго закона Ньютона (ma = F).
9. Как уже было отмечено, в ХХ веке развивались три дуалистические
физические парадигмы: теоретико-полевая, геометрическая и реляционная.
10. Физическое пространство трехмерно.
11. Время имеет три стадии: прошлое, настоящее и будущее.
12. В космологии рассматриваются три вида космологических реше-
ний уравнений Эйнштейна с пространственными сечениями, описываемыми
геометрией Евклида, Лобачевского и Римана (пространства с постоянной
положительной кривизной).
13. В микромире имеют место три вида физических взаимодействий:
электромагнитное, слабое и сильное.
14. В электрослабых взаимодействиях различаются три поколения
элементарных частиц.
15. Элементарные частицы (барионы), участвующие в сильных взаи-
модействиях, состоят из трех кварков. В хромодинамике рассматриваются
три вида зарядов.
16. Согласно работам Бурбаки, геометрия основана на трех видах
структур: порядка, метрических (алгебраических) и топологических.
17. Как показал Схоутен, имеются три вида обобщений геометрии Ри-
мана, описываемых неметричностью, тензором кручения и третьим схоуте-
ном (разностью коэффициентов связности для ко- и контравариантных тен-
зоров).
18. В общей теории относительности системы отсчета характеризуются
тремя физико-геометрическими тензорами: вектором ускорения, тензором
угловой скорости вращения и тензором скоростей деформаций.
Этот список проявлений тринитарности можно существенно продол-
жить.
Можно назвать множество примеров порождения других начальных
чисел натурального ряда посредством различных комбинаций этих чисел
метафизического характера. Так, размерность пространства-времени образо-
вана комбинацией 3+1=4, размерность многомерных моделей – наложением
чисел явных и скрытых размерностей, ранги бинарных систем отношений
определяются удвоением чисел элементов в каждом из двух множеств и т.д.
Более подробно этот вопрос рассмотрен в нашей книге [17. С. 226–232].
А как быть с дальнейшими числами натурального ряда? Владимиров Ю.С.
6. Метафизические истоки натуральных чисел
В свое время Кронекер провозгласил: «Бог создал целые числа, а все
остальное – плод человеческого разума».
Однако в основание канторовской теории множеств заложено понятие
вещественного числа со всеми его атрибутами, в частности с понятием
«больше-меньше». В связи с этим уместно напомнить, что развитие матема-
тики последовательно шло по звеньям следующей цепочки:
(Целые числа) → (рациональные числа) → (вещественные числа) →
→ (комплексные числа) → (кватернионы) → (октавы)
Переход от одного звена к другому всякий раз сопровождался ожесто-
ченными дискуссиями. В настоящее время в физике созрели условия для об-
ращения этой цепочки вспять – от рассмотрения чисел с меньшим количе-
ством свойств (например, от комплексных чисел) к числам с более богатыми
свойствами (к вещественным числам).
Напомним, что ныне стал актуальным вывод понятий классического
пространства-времени и классической физики, описываемых вещественны-
ми числами, из понятий и закономерностей физики микромира. А они стро-
ятся на базе комплексных чисел. Так, Р. Пенроуз в своих работах говорит о
«магии комплексных чисел»: «Особая магия этих чисел проявляется не
только в математике, но и сама природа использует эту магию в устройстве
Вселенной на самых глубоких уровнях. <...> Однако с чисто математической
точки зрения вещественные числа ничуть не “естественнее” комплексных.
Учитывая несколько магический математический статус комплексных чи-
сел, вполне можно занять противоположную позицию и считать их более
“естественными” (или, если угодно, “данными Богом”), нежели веществен-
ные числа» [16. С. 855]. Это явно противоречит высказыванию Кронекера!
Вот тут-то следует вспомнить бинарную предгеометрию, основанную,
во-первых, на комплексных числах и, во-вторых, на метафизических прин-
ципах триединства и процессуальности. Добавление к предгеометрии сооб-
ражений принципа Маха (метафизики электромагнитного излучения всего
окружающего мира) позволяет выйти на уравнение Лагерра, а в качестве его
собственных значений и возникает ряд натуральных чисел. В конце концов
они позволяют приступить к формированию понятий классического про-
странства-времени и всего прочего.
В связи с этим уместно привести слова из заключительной части ранее
уже упоминавшейся статьи Дирака: «Значит, есть возможность, что древняя
мечта философов связать всю Природу со свойствами целых чисел будет
когда-нибудь осуществлена. Чтобы сделать это, физика должна пройти дол-
гий путь, устанавливая в деталях, как это соответствие должно выглядеть.
Одно указание на этот путь развития кажется довольно очевидным, а имен-
но, что изучение целых чисел в современной математике неразрывным обра-
зом связано с теорией функций комплексной переменной, которая, как мы
уже видели, с большой вероятностью должна стать основой будущей физи-
ки. Разработка этой идеи приведет к связи между атомной физикой и космо-
логией» [11. С. 164].
Таким образом, можно утверждать, что в основании математики, как
выделенного из физики подраздела, лежат те же самые метафизические
принципы, что и в основании всей физики.

ЗРИ В КОРЕНЬ - ИЩИ СУТЬ!
2K постов189 подписчиков
Правила сообщества
Сообщество для выражения своих - самобытных чувств и мыслей о сути Вселенской, Планетарной и своей личной жизни.