ЭПОХА РАЗОЧАРОВАНИЯ | постмодерн и марксизм

(Закадровый текст к ролику)


Давайте проведем простой тест на адекватное восприятие реальности. Посмотрите на этот предмет. И что мы видим?

Вроде бы всё очевидно – перед нами обыкновенный стакан, в который можно налить воды, из которого можно пить.

А на каком основании мы сделали это заключение?

На основании данных, полученных с помощью органов чувств.

А теперь смотрите внимательно… всего лишь одно движение руки…

и образ рушится!

Теперь понятно, что перед нами вовсе не то, что мы думали.

Это просто качественная иллюзия!

Не так-то просто отличить иллюзию от реальности, понять, что можно принимать на веру, а в чём стоит сомневаться?

Для традиционного сознания такой проблемы не существовало – истину не надо искать, её надо принять, поскольку истина дана в божественном откровении и освящена авторитетом церкви.

Ситуация изменилась лишь в новое время.

В эпоху модерна, во главу угла был поставлен скепсис, обычным становится требование строгих доказательств.

Такой тип мышления возник не сразу.

Важной вехой на этом пути является принцип сформулированный еще в 14 веке францисканским монахом Вильямом Оккамом.

Принцип, который принято называть Бритвой Оккама, гласит: «Не стоит множить сущности без надобности».

По сути это означает, что чем проще объяснение, чем меньше в нём допущений, тем лучше.

Простейшее объяснение является предпочтительным!

Мысль казалось бы банальная, но очень важная!

Например, если вы обнаружили пропажу своего автомобиля, каким будет ваше первое предположение?

Наверно мою машину похитили инопланетяне?!

Думаю, даже для Прокопенко с РЕН-ТВ это все-таки перебор!

Однако, в наше время, делать безосновательные предположения и хуже того, пичкать людей откровенной чушью – это очень даже нормально!

В XXI веке миром идей правит не наука, а оккультизм, эзотерика и парапсихология…

Колдуны и маги, экстрасенсы и астрологи заполонили не только просторы интернета, но и телевидение, прессу, полки книжных магазинов.

После колоссального прогресса эпохи модерна, сейчас наблюдается обратная тенденция.

Наиболее ярко это проявляется в сфере массовой культуры.

В наше время, коренным образом изменилось отношение к реальности.

Поиск истины, творческий порыв, энтузиазм, всё это теперь не важно.

Ключевые слова современности, это стёб, прикол, пофигизм, тоска и скука.

Иногда, такой взгляд на мир называют постмодернистским, а современную эпоху, эпохой постмодерна.

В рамках постмодерна серьезное отношение к чему либо немыслимо!

Зачем творить, зачем к чему то стремиться, если всё уже сказано и ничего нового сказать невозможно, да и не нужно!

Можно брать уже готовое и цитировать, в любом порядке, в любых комбинациях.

Писатель Умберто Эко, пояснил суть постмодернизма примерно так.

Юноша уже не может просто сказать девушке «я тебя люблю», он будет выглядеть нелепо. В лучшем случае он может процитировать какого-нибудь поэта.

А еще можно, поступить вот так…

Да, это очень в духе постмодерна, ведь постмодерн, это тотальное разочарование!

Но это не разочарование уставшего путника, который всё изучил, всё изведал.

Нет, это разочарование по умолчанию.

Постмодерн, эпоха разочарованных подростков, которые разочаровались в жизни, еще толком не начав жить!

Что может в будущем ждать человечество, которому ничего не нужно, которое ни к чему не стремиться и которое во всём разочаровано?

Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, вполне очевиден.

Но есть и другой, важный вопрос: как и почему такое случилось, что оптимизм эпохи модерна сменился разочарованием?

Вроде бы наука никуда не исчезла, совершаются открытия, появляются новые, невиданные ранее возможности.

Хотя есть одно но…

Приблизительно с 70-х годов прошлого века (это как раз та отметка с которой можно условно отсчитывать эпоху наступающего постмодерна), мы видим заметное торможение научно-технического прогресса.

Точнее сказать, практически весь прогресс уходит в сферу компьютерных технологий.

И прогресс этот не столько качественный, сколько количественный.

То, что мы включаем в понятие – современные технологии, например: полупроводники, интегральные микросхемы, лазеры, оптоволокно, всё это уже существовало в 70-х, то есть пол века назад! Мы серьезно развили эти технологии, но не создали ничего принципиально нового.

В 21 веке мы отправляемся в космос на двигателях которые практически не изменились со времен Вернера фон Брауна и Королева.

В области гражданской авиации, мы летаем на тех же скоростях, что и наши предки 50 лет назад, хотя не совсем…

тогда были сверхзвуковые пассажирские лайнеры, а сейчас их нет!

А где гигантские экранопланы, такие как этот «Каспийский монстр» развивавший скорость 430 км в час? Их тоже нет.

Американцы высадились на Луне в 69-ом и до сих пор идут ожесточенные споры о достоверности этих событий и лишь потому что с тех пор никто там больше не побывал. События полувековой давности кажутся нам фантастикой!

Но еще более очевидным это торможение технического прогресса становиться, если отсчитать 50 лет назад от семидесятых и сравнить, каков был прогресс за полвека до того, то есть приблизительно с 20-х до 70-х годов!

Вот так, с 20-х до 70-х изменились поезда:

Такими стали автомобили:

А такими были электромобили (привет Илону Маску):

Вот как изменилась связь:

Так изменились самолеты с двадцатых до семидесятых:

Это вертолеты (в двадцатых вертолетов еще не было):

Это суда:

Это подводные лодки:

Это ракетные технологии:

Это энергетика:

Такой стала вычислительная техника:

Кстати локальная электронная почта для мэнфрэймов появилась в 65-ом году, а первая интернет сеть в 1969-ом.

К 70-ым годам прошлого века мир менялся невероятными темпами полный оптимизма и веры в будущее, а потом что-то пошло не так.

Даже если не делать далеко идущих выводов, все равно есть повод задуматься.

Что же такое происходило в этот исторический период?

То, что в первую очередь приходит на ум, это война во Вьетнаме и связанные с ней антивоенные протесты.

Проигравшая тогда социальная и победившая сексуальная революции.

На фоне сексуальной революции, очередной экономический кризис.

В советском союзе начинается эпоха «застоя».

Именно тогда США отказались от золотого стандарта, социальное государство на Западе постепенно сворачивалось и начиналась эпоха неолиберализма, которая продолжается до сих пор!

Что принципиально нового в области технического прогресса мы увидели за эти 50 лет?

Айфоны и квадрокоптеры?

А в области общественного развития?

Нестабильность, жуткий террор, постоянные войны, самый затяжной кризис и рост социального неравенства.

Так что же происходит с человечеством и куда оно идет, какое будущее нас ожидает?

У консерваторов есть простой ответ. Всё это расплата за грехи, наступление последних времён, кали-юга, а впереди конец света, апокалипсис, Армагеддон!

А что же говорит современная наука? Современная наука молчит.

Точнее, каждая наука в отдельности, что-то говорит – политология одно, экономика другое, социология третье, но всё это похоже на притчу о слепых мудрецах и слоне. Целостной картины происходящего нет!

Тем временем, по всему миру растут протестные настроения.

Но протест без нормальной теории приведет лишь к бессмысленному бунту и разочарованию!

Нам, как воздух необходимо адекватное представление о политической и экономической реальности.

Но как нам разобраться в такой сложной системе, как человеческое общество?

Когда-то, благодаря понятию всемирного тяготения, мы разобрались не только в принципах управляющих движением небесных тел, но смогли сами запускать объекты в космос.

Так работает наука!

А возможно ли как-то по-другому?

Конечно, возможно!

Например можно попытаться, тоже самое сделать с помощью магии и заклинаний, пригласить на космодром шамана или попросить экстрасенса рассчитать траекторию полета.

Кстати, а не тем ли самым занимаются в нашем Роскосмосе?

И всё же, «Богу богово, а кесарю кесарево!»

Пусть каждый занимается своим делом!

Для изучения человеческого общества, предпочтительнее использовать научный подход и логично было бы начать с самого базового уровня общественной системы, то есть с человека.

Зададимся вопросом о том, каковы условия обеспечивающие существование человека.

В качестве примера возьмем знаменитую пирамиду Маслоу.

Эта пирамида описывает иерархию человеческих потребностей.

Здесь и таинственное «Я» – самореализации и эстетические потребности и потребности в знаниях, уважении, любви и безопасности.

Но нас, в данном случае, интересует только основание пирамиды.

Если невозможно обеспечить базовые, физиологические потребности организма, то любая схема потребностей (хоть по Маслоу, хоть ни по Маслоу), просто не будет существовать!

Да, безусловно, человек это существо возвышенное, духовное, способное дерзновенно смотреть на звезды.

Но если не обеспечены базовые потребности организма, говорить о чем-то более высоком просто не имеет смысла!

Сколько протянет человек без воздуха

или без воды?

А без еды долго ли проживет? Не думаю!

Если кто-то не согласен с этим утверждением, пусть поэкспериментирует на себе, а мы с интересом посмотрим, как быстро у него наступит просветление!

Так, что хоть и «не хлебом единым жив человек», но и хлебом то же…

Если масштабировать этот принцип на всё человечество, то мы увидим, что

львиная доля того, чем занимается любое общество, для чего работает народное хозяйство, индустрия, энергетика, наука и технология, это обеспечение первоочередных потребностей человеческого организма.

И всё, это называется словом – экономика или экономический базис!

Из всего сказанного следует, очевидный вывод – экономика это не просто важно, это супер-важно!

Без экономики не будет ни духовной, ни интеллектуальной жизни, не будет ничего!

Если мы хотим иметь научную теорию развития человеческого общества, то было бы логично, обратить самое пристальное внимание именно на экономику.

Обратить внимание на то, каким законам подчиняется экономический механизм, как он изменяется с течением времени, как он влияет на разнообразные сферы человеческой жизни.

В этом деле, вряд ли нам поможет доминирующая сейчас доктрина, в которой правит пресловутый «экономикс» и бухгалтерский подход.

Нам нужно, что то более основательное, более глобальное…

И если вы хоть немного в теме, то долго искать не придется.

Откуда мы знаем про базис и надстройку, про классовую борьбу и общественно-экономические формации?

Кажется, что-то завалялось на пыльных полках?

Ах, да – это же марксизм!

Кстати, в отличии от Экклезиаста и Френсиса Фукуяма. именно марксизм утверждает, что всё течет и всё меняется!

Новые технологии заменяют старые, изменяются производительные силы, вместе с ними меняются общественные отношения, политические системы и даже общественно-экономические формации.

Таким образом, и эпоха постмодерна и даже капитализм, тоже, закончатся!

Им на смену придет новая эпоха!

Но возможно ли это воспринимать всерьез? Ведь за последние тридцать лет, нам разъяснили, что марксизм, это утопическое и лживое учение, что он давно устарел и никому не нужен!

Еще, нам рассказали, что в стране, где марксизм был официальной идеологией, и в школе, и в институте, всех пичкали марксистскими цитатами, которые практически никто не воспринимал в серьез.

Весь это истмат, диамат, три источника и три составных части!

Более нудной хрени, надо было еще поискать!

И меньше всего в неё верили именно те, кто пичкал всех этими цитатами!

А потом той страны не стало. На смену скучным, советским бюрократам пришли новые хозяева жизни, у которых была своя пропаганда, похлеще прежней.

В массовом сознании, представление о марксизме, социализме и коммунизме стало напоминать старое кино, содержание которого уже практически никто не помнит, но точно, что то очень страшное!

Так что же получается, – марксизм, это с одной стороны нечто ужасное и даже преступное, с другой стороны скучное и глупое, в то же время невозможное, но при этом достойное того, что бы с ним бороться и уничтожить.

Но если всё так, то почему, основатель этой глупости и бессмыслицы, лидирует в списке виднейших интеллектуалов последнего тысячелетия?

Лидирует в частности по опросам читателей сайта BBC.

Даже самые яростные противники учения Карла Маркса вынуждены признать….

Но это на словах!

А в реальности, они стремятся к тому, что бы от Маркса и его учения не осталось ничего. Даже воспоминания!

И в самом деле, можно уничтожить памятники Марксу и марксистам, переименовать все улицы, сжечь книги, но это не изменит главного.

Марксизм работает!

Так, что же такое марксизм?

Ну, что ж, давайте попытаемся ответить на этот непростой вопрос.

Очень часто, можно услышать про идеологию марксизма.

Но на самом деле такой идеологии не существует.

А существует, множество идеологий, которые провозглашают себя марксистскими или которые принято считать таковыми.

Советский марксизм-ленинизм, который колебался вместе с курсом партии, отколовшийся от него троцкизм, многоликая социал-демократия, демократический социализм, еврокоммунизм, маоизм, сменивший его социализм с китайской спецификой. Даже идеи чучхе часто называют марксистскими, хотя Ким Ир Сен специально разрабатывал эти идет, в противовес импортному марксизму.

Пытаясь разобрать клубок идеологических противоречий, мы только еще больше запутаемся, а вот на наш вопрос ответа не получим!

Но ведь есть и другое значение слова марксизм!

Соответствует ли действительности утверждение, что марксизм это наука?

Мы знаем, что наука, это физика, химия, биология, а что за такая наука марксизм?

Сразу бросается в глаза, что в этом списке научных дисциплин, только одно название происходит от имени человека и это марксизм.

Странно, что название научной дисциплины происходить от имени человека?

Но дело в том, что марксизм не особая дисциплина, а научная концепция, в широком смысле этого слова.

Концепция, которая применяется в самых разных областях знания.

Но мы знаем и другой пример концепции, которая оказала огромное влияние на всё научное мировоззрение, и это дарвинизм.

Вот же совпадение! И она тоже названа в честь конкретного человека.

Кстати, дарвинизм и марксизм имеют много общего не только по этой причине.

И марксизм и дарвинизм, это концепции, которые вызывают большой общественный резонанс, подчас открытую агрессию.

Дарвинизм и марксизм, в комплексе описывают эволюцию жизни и развитие человечества, и описывая эти процессы позволяют сделать вывод, что несмотря на некоторое сходство, это принципиально разные процессы.

Конечно, современное понимание эволюции изменилось со времен Дарвина. Синтетическая теория эволюции, это далеко уже не только Дарвин, а так же генетика, молекулярная биология и многое другое.

Точно так же и современный марксизм, это далеко не только Маркс, Энгельс и Ленин.

Несмотря на все трудности, марксизм развивался, впитывал в себя новые идеи и оказывал сильное влияние не только на политику, но и на науку и на всю мировую культуру.

И так уж получается, что куда не копни, будь то философия, политология, экономическая наука, социология, этика, даже психология, да везде где хочешь разобраться всерьез, везде и подчас совершенно неожиданно вылезает эта бородатая голова!

Даже если тебе чужды левые идеи и вообще всё, что связано с политикой, но ты искренне стремишься, что то понять в отношении человека и человеческого общества, то пересечения с марксизмом тебе не избежать!

Очевидно, что чем влиятельнее становилось марксистское учение, тем активнее оно подвергалось критике. И это нормально. Не бывает развития науки без критики.

В 20-м веке неоднократно предпринимались попытки опровергнуть марксизм, доказать его научную несостоятельность или то, что марксизм устарел.

И в самом деле, актуален ли марксизм в эпоху постмодерна и глобального капитализма?

На эту тему мы поговорим уже в следующем выпуске проекта рединформ.

Мы постараемся взглянуть на марксизм, не как на набор утверждений и сухих догм, а как на живую интеллектуальную традицию со своими выдающимися достижениями и проблемами. Которой есть куда развиваться.


Всем заранее спасибо!