«Эдип и Сфинкс» Моро, или как Эдип спас целый город

Многие слышали про Эдипа и его трагическую судьбу. Вкратце: невезучий мужик убил своего отца и женился на своей матери. И подарил психиатрам термин Эдипов комплекс.

Но мало кто помнит, что Эдип спас город Фивы от Сфинкса, который терроризировал жителей. Все как в том анекдоте со строителем мостов и инцидентом с овцой (но стоило мне лишь один раз..).

Поэтому не устаю повторять – если хотите понимать сюжеты живописи, обязательно изучите мифы Древней Греции. И Рима. И желательно прочесть Библию. Хотя бы детскую.

Гюстав Моро в мифах разбирался, ведь он был художником 19 века. Вместе вспомним сюжет картины. Эдип уже убил отца и шел мимо Фив. Город держал в страхе и в своих когтистых лапах Сфинкс. Он давал загадку путникам, отгадаешь – будешь жить, не угадаешь – ну ты и не Эдип в конце концов. Кстати, было еще одно условие: если угадаешь, то не просто выживешь, но и Сфинкс умрет. Ставки высоки для каждого участника.

Сама загадка: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух и вечером на трех?». Сможете ответить?

«Эдип и Сфинкс» Моро, или как Эдип спас целый город Искусство, Картина, Живопись, Картина маслом, Художник, Мифы, Эдип, Сфинкс, Загадка, Мифология, Символизм, Длиннопост

Гюстав Моро — «Эдип и Сфинкс», 1864

Моро как настоящий символист нагрузил картину: на картине не только борьба человека с чудовищем (да и назвать такую миловидную девушку чудовищем сложно), но и борьба полов. Загадочность, многочисленные намеки для снобов-знатоков (позы, змея вокруг колонны, игра в гляделки), все на месте.

Интересно, что художник специально пишет в этакой старинной манере. Пока Курбе и компания рокнролит на выставках с реализмом, чудак Моро вспоминает итальянское Возрождение. И фигуры, и манерные позы, даже размытый фон – все как у старых мастеров.

А, ну и правильный ответ – человек. Вдруг пригодится.

Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут
Добра!