WB - соц есть или WIBES - новый виток соцкома?
Всем привет, на связи data dreamen!
WB недавно анонсировал запуск нового приложения WIBES — «контентплейса», где покупки встречаются с вдохновением. По сути, это ещё одна попытка объединить соцсети и e-commerce. Такое явление называют «социальной коммерцией», и WB здесь далеко не первопроходец. Как человек, участвовавший в запуске (а потом и закрытии) похожего продукта, рассказываю, что к чему.
🔥 Откуда ветер дует?
Сама тенденция пошла из Китая — короткие вертикальные видео и live-стримы о товарах и внутри екома очень востребованы и сильно драйвят продажи. Но в мире и, в особенности, в России пока такая механика не очень прижилась.
Amazon в 2022 году запустил Inspire — ленту фотографий и видео товаров в стиле тиктока, но уже в начале 2024 году сервис перестал быть доступен. При этом сервис прямых стримов Amazon Live продолжает активную работу.
Российский опыт
Одной из первых попыток интеграции социальной сети в электронную коммерцию в России были проекты Ozon Live (прямые стримы внутри приложения) и Ozon Моменты (лента коротких видео с обзорами и распаковками). Проекты запустились в 2022 году, но уже в 2023 прекратили существование.
Когда я присоединился к команде Моментов, был убежден, что мы делаем то, за чем будущее торговых площадок. Мы изучали алгоритмы всем известных соцсеток, привлекали креаторов, делали коллабы с большими блогерами и горели большой идеей. Но, видимо, продукт опередил время на пару-тройку, а, возможно, и пятерку лет.
Однако Ozon не сдается: часть функционала Ozon Моментов снова реализована в ленте коротких видео в Fashion и видео отзывах на товары. Также вернулись и публичные социальные профили.
В стороне от социальной коммерции не остался и Яндекс, запустив Шоты (лента коротких видео в Маркете), а также начав бета-тестирование нового отдельного сервиса - Яндекс Ритм (производители и продавцы могут размещать фото и короткие видео с ссылками на каталоги и сайты).
Короткие видео также были и в приложении Sunlight — в виде продукта Sunlight Play, но сейчас найти такие видео в приложении уже не получится, сервис тоже закрыли.
Почему все идут в социальную коммерцию?
💰Время + вовлечение = деньги
Шопинг на маркетплейсах для многих уже превратился в развлечение. Часто пользователи залипают в ленте рекомендаций без четкого интента купить что-то конкретное. Соцком - отличный способ поддержать эту тенденцию и заставить залипнуть на еще большее время. А чем дольше пользователь в приложении — тем выше шанс, что он купит (даже то, что ему не нужно).
💅Эра инфлюенсеров
Продажи товаров взлетают после упоминания блогерами и e-commerce хочет держать этот инструмент внутри платформ. При этом в мире растет также и влияние контента от простых пользователей: многие бренды ради упоминаний и обзоров (UGC-контента) бесплатно присылают товары практически всем желающим.
🚀 Что дальше?
Думаю, как и любой механике, социальной коммерции нужно пройти диффузию — стадию распространения и внедрения в пользовательский опыт. Появление WIBES от WB может встряхнуть рынок. А я продолжу с интересом наблюдать, потому как хочу считать, что к этой движухе чуточку причастен =)
А вы как думаете? Верите, что соцком взлетит в России? 💬
Если интересно про аналитику, то подписывайтесь на tg канал data dreamen