Взгляд с новой стороны на мумификацию в Древнем Египте

Взгляд с новой стороны на мумификацию в Древнем  Египте Древние артефакты, Научпоп, Археология, История (наука), Древний Египет, Мумия, Длиннопост

Процесс мумификации

Взгляд с новой стороны на мумификацию в Древнем  Египте Древние артефакты, Научпоп, Археология, История (наука), Древний Египет, Мумия, Длиннопост

Большинство людей не особо задумывается над тем, почему мумификация в Древнем Египте была именно такой, ну мало ли, они же древние египтяне...

Но можно взглянуть на это подробнее.

Первые мумии относятся к Додинастическому периоду.

Пять—четыре тысячи лет назад, еще до появления государства, уже существовала развития религиозная концепция о душе и загробном мире.

Нил в это время был фирменным чудовищем : не сдерживаемый плотинами и каналами, гаванями и водохранилищами с водоотведением — он часто сносил во время разлива скромные поля и хижины общинников, которые спасались бегством на край пустыни.

Легенды о "Всемирном потопе" возникли, в том числе, и здесь, тесно связанные с подобными в Месопотамии. Разливы повторялись периодически, и только стремление совместными усилиями обуздать эти катастрофы и привели к созданию прочных государств в обоих регионах.

Они всегда были связаны между собой, тесно влияя друг на друга в культуре и торговле.

Хотя, при некоторых сходных чертах в религии — изначально были и различия, связанные с природой. Природное окружение значительно влияет на религиозные идеи и обрядность, в том числе, погребальную.

Пустыня тоже не была приятным местом, как понятно.

И пустыня, как раз, оказывала важное влияние на развитие египетской религии вообще, и, впоследствии, на мумификацию.

Дело в том, что самый простой и доступный всем и каждому способ сохранения "посмертного существования" — это сохранения всего образа и тела человека.

Образ сохранялся не только в виде мумии, но и с помощью одежды, украшений, и посмертных даров.

А тело сохранял почти стерильный песок пустыни, равно высушивая богатых и бедных людей, и все живые существа в целом.

В додинастическом Египте была совсем другая религия.

В тот период не было привычного нам египетского пантеона, но были совсем иные религиозные концепции. Но при этом идея о сохранении личности через целое тело — как появилась, так и продолжалась до принятия христианства.

Додинастическая жизнь людей еще не прошла унификацию единым государством с его символикой, законами, письменостью и глобализмом. Не было жесткой иерархии, гигантских мавзолеев-гробниц богачей, не было довлеющей идеи ежедневного организованного труда всех общинников.

Пока ещё жизнь народа была проще, равенство и свободы было для большинства населения естественными. Поэтому первые богатые погребения так же содержали мумии из пустыни.

Тогдашний Египет состоял из крупных или мелких поселений вдоль берегов, и более-менее изолированных оазисов в пустыне, распологавшихся на древних торговых путях.

Концепция души и загробного мира распространялась, в том числе, и по ним.

Додинастические жители этих поселений изначально имели очень разную внешность (и, соотвественно, происхождение и генетику ).

Первые мумии были просто прикопаны в песке.

Взгляд с новой стороны на мумификацию в Древнем  Египте Древние артефакты, Научпоп, Археология, История (наука), Древний Египет, Мумия, Длиннопост

Древнейшая мумия лежала в форме эмбриона на боку.

Сейчас известно несколько мумий древнейшего периода, они имеют разную сохранность — от практически скелетов с небольшими остатками плоти до достаточно неплохо сохранившихся, и с почти полной сохранностью тел.

Все они показывают европеоидов, семитов, негроидов и метисов между ними.

Европеоиды и метисы с ними составляли значительную долю населения.

Это значит, что в глубокой древности обмен между Европой и Северной Африкой был очень активным, как по суше, так и по Средиземному морю.

Взгляд с новой стороны на мумификацию в Древнем  Египте Древние артефакты, Научпоп, Археология, История (наука), Древний Египет, Мумия, Длиннопост

Фигурка европеодной женщины 4 тыс. до н.э.

Концепция сохранения тела, а значит личности в загробном мире распространялась на весь Египет, от предгорных верховий до дельты Нила, и далее, на Синайский полуостров.

С развитием государства появилось расслоение, и богачи стали сооружать много зданий из-за возвеличивания себя, богов и своего государства.

Постепенно номы объединились в два царства : Верхний и Нижний Египет, а затем и в единую страну.

Эта эпоха стычек и борьбы за власть и является отправной точкой для создания системы мумификации и разработки сложных гробниц.

Итак :

• в древнейшем Египте жило смешанное население

• у них еще не было единого государства, и пантеона богов

• мумификация была естественной — в песках пустыни.

Но уже в конце додинастической эпохи появились первые номы — области-протогосударства, где начинаются процессы перехода к государству : появился единый правитель и его правящее окружение — знать.

Правящий слой стал пускать излишки прибыли от войны, грабежей, торговли и своего хозяйства на создание дворцов, храмов и богатых отдельных погребальных сооружений.

Расслоение повлияло и на способ мумификации.

В гробу и погребальной камере тело не сохраняется естественным высыханием в пустыне, а гниет.

Это приводит к поиску способов сохранения трупа так, чтобы иметь и тело, и внутренние органы в сохранности.

Внутри первых гробниц — мастаб, всегда было сыро. Их строили не в скалах, это были сооружения в почве, где прохладно, но сыро.

А следовательно — нужно было тщательно сохранять всё с помощью особого процесса консервации тела.

Поэтому начинаются опыты по выработке оптимальных действий в процессе мумификации.

Привычный ритуал возник довольно быстро, и стал востребован буквально за одно-два поколения.

Процесс включает в себя :

- обработку тела, когда вынимали органы и сушили труп

— обработку смолами и маслами, обвивание бинтами

—особые ритуалы

— помещение в гроб и в гробницу.

Резюмируя :

- классическая мумификация развилась и сложилась в процессе поиска способов для сохранения тел богачей и правителей в закрытых помещениях

- простые люди по-прежнему хоронили умерших в песках пустыни. Их тела имеют разный уровень сохранности, но в основном, до сих пор можно определить личность.