"Выживший": как это снято

Сегодняшний выпуск "Концепт. Дизайн. Кино" я решил посвятить картине "Выживший" Алехандро Гонсалеса Иньяритту. Второй год подряд этот незаурядный мексиканец заставляет искушенного зрителя и кинопрофессионалов восторгаться своей работой. Приключенческая драма, снятая за некислые $135 млн в канадских лесах и на высокогорье в Аргентине, буквально сбивает с ног уровнем постановки и остротой художественной правды. Это действительно захватывающий авторский фильм, но с бюджетом дорогостоящего студийного блокбастера. Выход "Выжившего" сопровождала мощная маркетинговая кампания, которая продавала кино, как невероятное испытание для всей съемочной группы, терпевшей лишения ради искусства и прочее "бла бла бла" ради бабла. Ну, а теперь к сути, как все это снято и что из сказанного правда, а что - миф.

"Выживший": как это снято Выживший, Леонардо ди Каприо, Спецэффекты, Съемки, Оскар, Эммануэль Любецки, Анимация, Длиннопост

Иньяритту принял смелое решение снимать "Выжившего" целиком на натуре, при естественном освещении и в хронологической последовательности. От павильонных съемок на хромакейном фоне мексиканец наотрез отказался, посчитав, что в этом случае они бы сняли пластиковую фигню. Ди Каприо поддержал режиссера, продюсеры и студия согласились.


Фильм снимали по большей части в Канаде, немного в Аргентине и совсем чуть-чуть в США. Подход и история требовали мощной команды. Болотные сапоги обул оператор-постановщик Эммануил Любецки, удостоенный премии "Оскар" за "Гравитацию" и "Бердмен", Ну и умудренный опытом художник-постановщик Джек Фиск, строивший декорации для "Нефти" и "Древа жизни", а также еще человек 100, которых вы можете найти в титрах.


Съемка при естественных источниках освещения - не новаторское решение в кинематографе. Подобный фокус проделал в свое время Стенли Кубрик, когда работал над картиной "Барри Линдон"(1975), вошедшей в золотой фонд мирового кино. Да и сам Любецки никогда не боялся экспериментировать в этом ключе. Сцены без искусственного освещения есть даже в "И твою маму тоже". Ну и не могу не упомянуть в этом ряду "Апокалипто" Мела Гибсона, который тоже про приключения в лесной чаще и силу человеческого духа.

"Выживший": как это снято Выживший, Леонардо ди Каприо, Спецэффекты, Съемки, Оскар, Эммануэль Любецки, Анимация, Длиннопост

Любецки в отличие от Джона Элкотта, оператора Барри Линдона, не потребовались сверхдорогие и высокочувствительные объективы, которые производились по заказу Nasa, он взял новую широкоформатную камеру Arri Alexa 65 с широчайшим динамическим диапазоном и низким уровнем шума. Проходила информация, что Любецки выдали чуть ли не прототип, что "Выживший" - первый фильм, снятый на эту камеру. Это миф! Камеру представили в Лос-Анджелесе в декабре 2014 года. В производство было запущено несколько фильмов. Помимо "Выжившего" еще, например, "Миссия невыполнима: Племя изгоев", вышедшая на экраны чуть ранее.


Вообще, на площадке были задействовано три модели камер компании Arri. Широкоформатная Alexa 65 пригодилась для съемки панорам и ночных эпизодов, Arri XT крепили на стедикам и телескопический кран, а легкую XT M брали в руки. Любецки удалось снять почти весь фильм при естественном освещении, за исключением ночной сцены у костра. Этот эпизод из-за продуваемости ветром, гасившем огонь, снимали с использованием осветительных приборов.

"Выживший": как это снято Выживший, Леонардо ди Каприо, Спецэффекты, Съемки, Оскар, Эммануэль Любецки, Анимация, Длиннопост

Чтобы передать атмосферу 19 века, Алехандро Иньярриту обратился к номинанту на премию «Оскар» художнику-постановщику Джеку Фиску, дав тому задание изучить "Андрея Рублева". Знаменитая лента Тарковского послужила художественным референсом, что никогда не скрывалось.


Фиск знал о намерении режиссера снимать при естественном освещении, поэтому при выборе натуры всегда учитывал влияние солнца на локацию в течение светового дня. Поскольку увидеть все возможные площадки в лучшем для них освещении не представлялось возможным, Фиск воспользовался специальным приложением Sun Seeker, которое позволяло проследить положение солнца в течение дня относительно выбранного места. Позднее он интегрировал дизайн-модели декораций в изображение, взятое с Google Earth, чтобы оценить масштаб и расположение солнца.

Абсолютно все декорации первоначально строились в виде макетов. Одним из центральных элементов оформления, разработанного Фиском, стала декорация обширного форта Киова, построенного вручную из собранной древесины по чертежам, сохранившимся с 1820 года. При этом на зафактуривание зданий уходило столько же времени, сколько на строительство.


А теперь самое интересное. Чтобы удовлетворить потребность в естественном освещении, Джек Фиск построил в форте два одинаковых здания в зеркальном отражении – одно смотрело на восток для утренней съемки, а другое – на запад, чтобы снимать при дневном освещении. При этом художник-постановщик пошел на намеренное искажение исторических фактов. Так, он сделал окна в домиках форта, которых в действительности не могло быть. Более того стекла были освинцованные для повышения прозрачности, а крыши разборными. Все это делалось с прицелом на съемку при естественном солнечном освещении. А вот деревню индейцев пауни создали в павильоне студии в Лос-Анджелесе, а не в Канаде. Но хромакея не было.


Фиск также соорудил гору из черепов бизонов и руины европейского храма. Церковь создавалась в романском стиле из блоков пенополистирола укрепленных металлическими профилями, чтобы конструкция не грохнулась от ветра кому-нибудь на голову, например Ди Каприо. Стиль фресок апеллирует к древнерусской живописи и перемешан с сюжетами эпохи конкисты. Гора черепов была построена строго для съемки под определенным углом, чтобы зритель не заметил фейка.

"Выживший": как это снято Выживший, Леонардо ди Каприо, Спецэффекты, Съемки, Оскар, Эммануэль Любецки, Анимация, Длиннопост

Килбот как и все остальное соответствует духу и времени событий фильма, но под досками спрятан металлический корпус и двигатель мощностью 450 кобыл для подъема против течения. Такие дела.

"Выживший": как это снято Выживший, Леонардо ди Каприо, Спецэффекты, Съемки, Оскар, Эммануэль Любецки, Анимация, Длиннопост

Несмотря на съемку на натуре и реалистичный подход в фильме довольно много компьютерной графики, которую в основном создавали трехмерщики студии Cinesite. В общей сложности ребята и девчата приложили руку к 138 планам. Им приходилось менять небо, дорисовывать ландшафты и добавлять снег из-за его отсутствия в следствии аномально теплой зимы. Так что информация про съемки при температуре ниже 25 градусов - еще один миф. Просто обратите внимание на актеров. В первой половине фильма, они даже не носят перчаток и рукавиц.


Наконец, художники отвечали за создание единых продолжительных планов. Каким бы гениальным не был оператор, но снять подобную атаку индейцев на лагерь одним дублем, просто невозможно. Эффект единого кадра создавался средствами композитинга, который позволял тщательно завуалировать склейки. При необходимости художники даже перестраивали задний план и насаживали компьютерных деревьев. Так что отсутствие склеек - еще один миф.


Более того свирепая финальная схватка между героями, когда в ход идет нож и топор также была бы в половину слабей, если бы актеры не размахивали компьютерным оружием. Но работа художников по графике выполнена настолько ювелирно, что ничего этого зритель не замечает, поскольку он полностью погружен в действие и захвачен происходящем на экране. И совсем неудивительно, что картина удостоилась профессиональных наград VES Award за лучшие вспомогательные эффекты.

"Выживший": как это снято Выживший, Леонардо ди Каприо, Спецэффекты, Съемки, Оскар, Эммануэль Любецки, Анимация, Длиннопост
"Выживший": как это снято Выживший, Леонардо ди Каприо, Спецэффекты, Съемки, Оскар, Эммануэль Любецки, Анимация, Длиннопост

По сюжету герой Ди Каприо подвергается нападению медведицы. Зверя, конечно, создавали и анимировали средствами графики. Сложную работу доверили профи из ILM. На натурной площадке Ди Каприо бросали из стороны в сторону на тросах. Помимо этого он взаимодействовал с каскадером в хромакейном костюме. Впоследствии тросы вытерли, а каскадера подменили медведицей. Качество мокрой компьютерной шерсти просто поразительное. Кудесники ILM воспользовались собственной программной разработкой, написанной для еще не вышедшего фильма "Варкрафт". Предварительно же аниматоры проконсультировались с зоологом и отсмотрели несколько роликов с реальными нападениями гризли на людей. Медвежат, как и стадо бизонов вместе с падающей с обрыва лошадью, также создали при помощи компьютерной анимации.

"Выживший": как это снято Выживший, Леонардо ди Каприо, Спецэффекты, Съемки, Оскар, Эммануэль Любецки, Анимация, Длиннопост
"Выживший": как это снято Выживший, Леонардо ди Каприо, Спецэффекты, Съемки, Оскар, Эммануэль Любецки, Анимация, Длиннопост

Образ главного героя был бы незавершенным без правдоподобного грима. На превращение лощеного Ди Каприо в разорванного медведицей Филиппа Гласса уходило до 4,5 часов ежедневно. Помимо накладок на лицо и тело художники изготовили конечности из силикона, которые по сюжету переламывал зверь. Плюс они сделали муляж лошади, в котором ночевал главный герой. Вы же не думаете, что Лео всерьез залезал в труп животного. Если об этом где-то и писали, то это еще один миф. За свою работу специалисты по гриму заслуженно удостоились номинации на "Оскар". В общем, они красавцы! Хотя сама сцена атаки, полученные героем раны и исцеление - из области фантастики. Ну, это кино, а не жизнь.


Подводя итог, скажу, что мастерски снятый и безупречно сыгранный "Выживший" поставил всех на уши. Это действительно большое кино и событие не только для зрителей, но и создателей, которые будут помнить о работе над такой картиной всю оставшуюся жизнь.


Есть видеосюжет по ссылке: https://youtu.be/q366XHivLEs?list=PLQQ9VoxqVrmJrjSeNR0Mmsxjr...