509

ВСУ. Вспомогательная Силовая Установка1

Буду писать небольшие тут пояснительно - образовательные посты максимально простым нетехническим языком.

Буду рад любым вопросам, постараюсь найти ответы, напишу подробности и постараюсь подкрепить своими фото и историями. Хочется вдохновлять людей на то, чтобы шли в такую интересную, авиационную отрасль!


В одном из моих предыдущих постов кто-то спрашивал что такое ВСУ? Так вот, объясним простыми словами. Фото взял в интернете у производителя, не могу найти среди своих ВСУ в снятом состоянии. Самый распространенный производитель Honeywell. На фото модель ВСУ 131-9A или B. A - для Airbus, B - для Boeing.

Во многих аэропортах (почти во всех) есть наземное питание, т.е. откуда на самолет подается электричество, пока самолет припаркован. А что делать если электричества нет? Тут приходит на помощь ВСУ. По сути дела это третий (или 4, 5 в зависимости от модели воздуного судна) двигатель. Он запускается как правило незадолго до вылета. Неужели только из-за того чтобы давать самолету электричество? Нет, не только. Так же он подает воздух к моторам. Двигатели на самолете запускаются не как на автомобиле, а с помощью воздушного стартера. Воздух подается под высоким давлением, раскручивает двигатель и заупускает его. Сначала один, потом другой. Ниже фото так называемого APU Compartment 737-800, т.е. отсек ВСУ. ВСУ снято. Так же видно отверстие выхлопа, куда выводятся газы. Фото мое.

А что делать если ВСУ станет неисправным? Конечно, такие вещи как ВСУ на складах не валяются. Поэтому логисты в авиакомпании сразу начинают искать подменную ВСУ, если она отказывает на каком-то из судов. А летать можно и без нее, сделав так называемый "отложенный дефект" в соответсвии с MEL (Minimum Equipment List - перечень минимально исправного оборудования). У каждого производителя самолетов есть такой список оборудования и четкий регламент сколько дней/часов или полетов можно сделать с тем или иным неработающим агрегатом. Например с неработающей ВСУ можно летать 10 дней. А как запускать двигатель? От УВЗ (Устройства воздушного запуска). Тележка на земле, которая подает тот самый воздух под давлением к двигателю. Ну и вот еще фото ВСУ, установленного на свое место. Фото мое.

Авиация и Техника

11.4K поста18.4K подписчик

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Есть-ли какие-нибудь риски из-за снятой ВСУ? Ну, например, какие-то незаглушенные патрубки, через которые может что-то вытечь (или затечь) в полёте? Штекеры, клеммы с опасностью КЗ?

раскрыть ветку (20)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Со снятой ВСУ не летают. Есть временная модификация для Эйрбас (наверняка и для Боинга есть). Вживую не видел, но трубки все глушатся, а на место ВСУ подвешивается муляж соответствующий весу реальной ВСУ, чтобы центровку не нарушать. Но опять же это только на 10 дней. Потому как если оба двигателя в полете "заглохнут", то нечем их запускать будет.

раскрыть ветку (19)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Т.е. чтобы в полёте запустить двигатель, надо сначала запустить ВСУ? А сколько времени уходит на эту процедуру?

раскрыть ветку (8)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Можно запустить в полёте и без ВСУ, двигатели-то вращаются от набегающего потока воздуха. Но рекомендуется сразу врубать ВСУ чтобы увеличить вероятность запуска двигателя.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, верно. А ещё ETOPS без ВСУ накрывается.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Минута на запуск ВСУ уйдет, появится электричество. Ещё 2 минуты примерно уже на подачу воздуха

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Не совсем так. По крайней мере на А 320 есть ограничения по высотам на запуск ВСУ от батареек и использование ВСУ как источника эл питания и на отбор воздуха. Поэтому времени может пройти больше.
А запустить двигатели можно и от набегающего потока (в QRH A320 есть графики по скорости и высоте).
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо большое. Я к сожалению с летными документами не знаком. Буду знать что в QRH есть инфа. А ETOPS? Как там регулируется на эйрбасе? На Боинге для поддержания ETOPS одно из требований регулярный запуск ВСУ на эшелоне. Раз в неделю кажется

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
в FCTM A320 есть ещё интересная глава о elec emerg config, в том числе и о том, когда и как стоит запускать всу при потере основных генераторов.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Не забывайте про высотность запуска двигателей и ВСУ
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

На многих самолетах это практический потолок самолета,если использовать как источник электричества.В частности В 777

1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот! Если ВСУ не работает, то и заглохший двигатель в воздухе не запустить?

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Один двигатель можно запустить от другого. Отказ обоих маловероятен. Шансы почти нулевые. Они оба остановятся по сути только если топлива не будет, с большей вероятностью. А тут уж и ВСУ не поможет

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий
А почему тогда норматив 10 дней, а не, скажем один или 100
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Это вопрос для производителей, которые этот документ одобрили. Не 100, чтобы всё-таки поддерживать безопасность полетов на максимальном уровне. Не 1, значит производитель посчитал что не на столько опасно. Есть дефекты, которые дают лимит 3 дня, 1 день, 1 перелет. Есть дефекты, которые в упомянутом MEL не указаны, надо такие одобрять письменно у производителя и местных авиационных властей. Вот например сейчас я готовлю как раз самолёт для отправки в штаты. Во вторник полетим надеюсь. У нас дефект по реверсам. Ремонт мы сделали, а нанести защиту не можем после ремонта. Потому что тупо нет материала, и не предвидится. Поставщики обещают 45 дней срок поставки. Сделали запрос на Боинг. Нам надо 1 рейс (цикл) сделать в Калифорнию перегнать самолёт. Боинг дал одобрение на 2 цикла (вдруг непогода и придется на запасной уходить). С этим документом запрашивается разрешение у властей всех стран по пути следования.

1
Автор поста оценил этот комментарий

За десять дней ВСУ должны починить, купить и доставить, найти,  пиздить у конкурентов. Иначе нахер тогда не нужны такие снабженцы и механики.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Скорее всего.Это примерный срок, когда должна выполняться ближайшая форма "W", где, по идее, должны её заменить.
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А как-же RAT, на больших самолетах она дает до 70квт, хотя я слышал только о её использовании для питания гидравлики и бортового компьютера (много смотрел Air Crash Investigation)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
на А320 RAT автоматически выбрасывается при потере двух основных шин питания (AC BUS 1/2) и приводит в движение насос синей гидросистемы, которая, в свою очередь, питает аварийный генератор (5KVA).
0
Автор поста оценил этот комментарий

Я так понимаю, разрешенная эксплуатация в течение 10 дней без возможности запуска двигателей в случае, если оба заглохли, это статистика? Из серии "ну упадет - поправим на 9 дней"?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно, любое ТО строго регламентируется, все уже посчитано производителем и разработаны программы ТО с запасом. Отказ обоих двигателей крайне маловероятен. Да и вообще, сейчас техника крайне надёжная

Практически все что случается в конечном итоге результат человеческого фактора. Посмотрите в интернете, таких случаев единицы за всю историю гражданской авиации.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку