Виновата ли я? (с) (про трудное родительство)

"Мы вот занимались с ним с 1,5 лет. Дефектологи, бассейн, массаж, остеопаты, АВА (нужное подчеркнуть, дополнить) и вот поэтому в 5 лет мы уже так много можем". "Режим и дрессировка. Мы всей семьей в это вкладывались и вот какой у нас прогресс". " Мы каждый день с ним разговаривали по несколько часов, все ему объяснили. И никаких мультиков!".


А ты такой читаешь это все и "блиииин, мы еще вот этого не делали, и вот про это я не знала. А тут воообщееее. Понятно, почему он так и не заговорил/не пошел/так себя ведет. Моя вина".


Вот 100% с этим сталкивались большинство родителей детей с нарушениями развития или какими-то сложностями в поведении.


Помню, когда старшему из моих двух аутистов было 2 года, я краем глаза зацепила передачу, где говорили про девочку-вундеркинда, которая к тому же возрасту уже и испанский сама выучила и то умеет, и се. А родители такие "Да мы, вроде, ничего и не делали. Так, всего по чуть-чуть". Посмотрела на своего, который еще не подружился с горшком, не говорил и пр. Да как так-то? Мы же занимаемся постоянно с тобой!


Сейчас ему 11 лет. На выходных решили прокатить его на лошади (иппотерапия, начало). Едет он такой, тренер под уздцы ведет лошадь, я страхую на первых порах ребенка сбоку. Тренер общается с сыном, спрашивает про его любимые предметы, увлечения. И вот они уже обсуждают годы правления Николая II, кто за кем был из наших правителей, даты военных действий. Я молчу. История для меня - "темный лес, полный всяких чудищ". У нас вообще в семье никто не силен в истории. Кроме старшего. А все началось с географии. Привила ли я ему это? Нет. Я никак не могла этого сделать. Мое реальное вложение в эту сферу его жизни - покупка энциклопедий, атласов по географии, бумаги и карандашей для рисования безумного количества карт и свободные уши для его фантазий. Да, мы поддерживаем, но не более того. Это его всецело заслуга.

Когда побывав у бабушки, наслушавшись новостей по телевизору (у нас его нет), он начал задавать вопросы про политику, я сказала ему - "парень, я не буду с тобой это обсуждать, пока ты не начнешь разбираться в истории" и купила ему два здоровых тома энциклопедии. Смотрит и даже читает что-то явно, хоть и не любит это занятие. И теперь я развожу руками и говорю "да мы, вроде, ничего и не делали".


С младшим история обратная - ему не интересно ничего. Все наши попытки собирать пирамидки, читать книжки, строить домики - все то, что старший делал с большим удовольствием, разбились об нежелании ребенка делать хоть что-то. Поэтому отставание там куда сильней, чему у старшего. Да, с ним работают специалисты в коррекционном саду, индивидуальный дефектолог, няня, мы стараемся что-то делать, но по сравнению со старшим - небо и земля. Зато развит физически, бодр, весел и силен.


Что я поняла на своем примере. Можно вкладывать в ребенка очень много своих сил и времени, быть идеальным родителем и получить при этом очень небольшую отдачу.  Можно ничего толком не делать и получить идеального ребенка. Не все в нашей власти, не все возможно исправить.


Я не призываю "бросить все", напротив. Это как с ДТП. Не могу тут сказать точно, но подозреваю,  что из 10 человек жертв аварий на пешеходном переходе примерно столько же, как на дороге без него. Только по пешеходке переходят 10 000 человек, а без него, допустим 100. Процент сильно разный. Но! На пешеходных переходах людей тоже сбивают, нельзя про это забывать. И у ответственных, умных, старательных родителей тоже бывают трудные, агрессивные и неуправляемые дети. Что тоже не помешало бы помнить, когда в следующий раз займетесь самобичеванием (или общественным порицанием мамы шумного ребенка).


Я уверена, что вы делаете все возможное для своих детей. Пожалуйста, если результат вам покажется не таким, как вы ждали - не вините себя. В этом уравнении главное неизвестное - ребенок. И что-там в этой маленькой или уже не очень голове - фиг поймешь. Успехов.

Аутистические расстройства

702 поста2.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.