Виды FX в музыкальном производстве

Эффекты — мощное оружие в руках опытного музыканта. Все потому, что они добавляют характера, глубины и полноты к треку (при правильном использовании).


Длительное время я использовал Crash и Riser, как единственные эффекты в своем продакшене и осознал, что есть еще что-то, что может помочь разнообразить музыку, которую я делаю.

Проанализировав тот материал, который меня окружает, а также подсмотрев немного у более опытных ребят, я мог выделить 4 типа эффектов, которые можно и нужно использовать, в зависимости от ситуации.


1 — Эффекты напряжения


Самыми яркими представителями таких эффектов могут быть Riser'ы, Crash'ы? Sweep'ы и подобные.


Обычно, такие эффекты используются для того, чтобы создать некое «напряжение» в треке, либо же его снять. В большинстве случаев их используют между частями трека, например при выходе из Buildup'а или наоборот, при входе в Breakdown.


Ты 100% слышал нарастание шума перед сменой Intro на Breakdown. И в момент начала новой части трека в сильную долю бьет Crash. Я уверен, ты делал так тысячу раз.

Они могут занимать разное положение в пространстве, но без них не обходится ни одни электронный танцевальный трек.


2 — Мелодические эффекты


Тут все не так очевидно. Они встречаются реже, но это не делает их менее важными в продакшене. Такие эффекты отлично подходят для треков с опорой на мелодику и гармонию.


Такие эффекты используют в ключевые моменты композиции, например вокальный Chop, обработанный реверберацией и дилеем, усиливающий эффект глубины трека, или же зацикленный loop пэдов, который проседает под основными элементами аранжировки, создавая «подушку» для главных инструментов. Зачастую хорошо работают с аккордами и басами.


3 — Ритмические эффекты


Недооцененный способ создать текстуру для грува. Отлично работает в связке с барабанными партиями.


Как правило, такие эффекты имеют несколько иное звучание, чем основные ударные инструменты, и находятся позади них, создавая еще один слой грува и пульсации.


Для его производства используют семплы, абсолютно любого содержания, главное, «нарезать» правильно, или же промодулировать партию синтезатора огибающими.


Это огромный простор для экспериментов.


Если не совсем понятно, о чем я говорю, то может быть аналогия с Ghost нотами будет понятней, однако, идея создания дополнительных ритмических партий — это следующий шаг в работе с этими «призрачными» нотами.


4 — Текстуры


В таких эффектах ритмика и гармоническая составляющая не играют важной роли, но важным является тембр и текстура.


(у человечества, на этих текстурах и тембрах вырос целый жанр — Dubstep — тот, который популяризировал длинноволосый невысокий паренек Skrillex)


Для таких эффектов используют «полевые записи», шумы, шипение винила или крики толпы людей, а еще шум воды или ветра, а еще звуки работающей техники или механизмов, а еще…. Да сотни их.


Использование подобных эффектов, подобно использованию чит-кодов, в каком нибудь GTA, но их использование позволяет влиять на ощущения на более низком уровне (это я про подсознание, если что).