ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Бытие. Главы 30, 31 и 32

Глава 30.

Рахиль позавидовала плодовитости Лии, но так как сама она была бездетна, дала Иакову служанку свою Валу, Иаков спорить не стал, и та зачала от него и родила ему сына Неффалима.

Лия же увидев, что перестала рождать, не долго думая, взяла и дала Иакову свою служанку, Зелфу. Иаков спорить не стал, и та зачала она от него и родила сына Гада (наверное, в детстве она ласково звала его «гадёныш»).

Не известно, почему замешкалась Рахиль, но Зелфа оказалась не промах, и успела во второй раз зачать от безмолвного Иакова, а чуть позже родила ему сына Асира.

А какая Иакову, в принципе, разница от кого у него дети рождаются?

В этом месте так и просится на язык «Тут и сказке конец…» или «За явным преимуществом…», ан нет…

Сын Лии Рувим нашёл как-то в поле мандрагоровые яблоки и принёс их маме. Рахиль узнала об этом, попросила сестру поделиться, но получила категорический отказ. Тогда Рахиль предложила сестре сделку:

«15 пусть он (это она про Иакова) ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего».

Лия согласилась. Иаков пришёл с поля вечером, а Лия и говорит:

«16 …войди ко мне сегодня, ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего».

А ему чего? Вошёл куда сказали и возлёг. Раз уже купили. Да ещё за мандрагоры. Как тут про «синдром Адама» не вспомнить?

И зачала от него и родила ему пятого сына – Иссахара.

Иаков вставать, видно, отказался:

«19 И ещё зачала Лия и родила Иакову шестого сына».

Назвала она его Завулон.

Иаков не вставал.

«21 …родила дочь и нарекла ей имя: Дина».

Бог вспомнил о Рахель, «22 …отверз утробу её», Иаков перелёг и к ней, и родила она ему Иосифа.

После рождения Иосифа закончился семилетний срок службы, Иаков встал и решил откланяться. Лаван задумался над наградой Иакова:

«31 И сказал ему Лаван: что дать тебе?...».

Вопрос оказался риторическим, родные ведь люди:

«31 …Иаков сказал ему: не давай мне ничего».

Вот разве что, продолжил он, если только из коз и из овец твоих отобрать всех с крапинками, пятнами или просто чёрных…

«32 …Такой скот будет наградою мне и будет мой».

А так никакой награды ему, в общем-то, и не нужно.

Далее описан простой селекционный эксперимент, закономерность которого для меня так и осталась непостижимой. Иаков планомерно вырезал белые полосы на прутьях и клал их в корытах на водопое, где скот не только пил, но и имел обыкновение спариваться.

«39 И зачинал скот перед прутьями, и рождался скот пёстрый, и с крапинками, и с пятнами».

Это, так сказать, основное правило, главный принцип. Сам бы я до такого ни за что бы не догадался. Взяв его за основу…

«41 Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах перед глазами скота, чтобы он зачинал перед прутьями. 42 А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову».

Вот такие пироги. А ведь мог бы вообще прутья не убирать. И от него бы не убыло, и родственнику хорошо было, так ведь – нет. Судя по тому, как Лаван обманом женил его на старшей дочери и вынудил служить двойной срок, а Иаков после этого целенаправленно комплектовал его стада исключительно слабыми животными. Те ещё были родственнички, душевные.

Зато стал Иаков…

«43 …весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота и крупного скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов»».

А разве не это самое главное в жизни?

Глава 31.

Очень сильно богатым человеком стал Иаков.

И стали дети Лавана говорить, что он завладел всем, что было у отца, и понял Иаков, что нездоровый какой-то микроклимат в коллективе складывается.

И сказал Господь Иакову возвращаться в землю отцов. Он поделился этой новостью с жёнами и те поддержали его. Собрал Иаков всё, что у него было, а было у него очень много, и никого не предупредив, выехал. Рахиль же, перед отъездом подгадала момент, когда отец пойдёт стричь скот, и выкрала у него его идолов.

«22 На третий день Лавану Арамеянину сказали, что Иаков ушёл».

Лаван собрал всех родственников, семь дней гнался, но настиг-таки Иакова на горе Галаад. В пути, в одну из ночей Господь Бог явился Лавану и сказал:

«24 …берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого».

Когда они встретились Лаван высказал обиду свою, что ушёл он тайно, увёл дочерей и внуков, словно пленных, не позволил даже проститься с ними. Если постараться, то это, конечно, можно было бы объяснить нетерпением возвращения в дом родной, но идолов-то зачем красть?

Иаков признался в опасении, что Лаван всё у него мог отнять, о богах же он ничего не знает. Предложил всех обыскать и у кого найдёт идолов своих, тот жить не будет.

Лаван так и сделал, но ничего не нашёл – Рахиль спрятала богов под седло, села на него и сказала, что встать не может, так как у неё обыкновенное женское.

После безрезультатного обыска Иаков осмелел, высказал тестю всё, что думает о нём, о его погоне и о своей двадцатилетней жизни у него. Выслушав обидные слова, Лаван предложил заключить союз, но пожалел только, что свидетелей не будет.

«46 И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели и пили там на холме. И сказал ему Лаван: холм сей свидетель сегодня между мною и тобою».

Вообще-то, по логике, это Иаков должен был сказать Лавану, но да Бог с ними.

В общем, пили они и ели на этом холме, назвали холм по-разному, Иаков даже двумя именами умудрился назвать. Лаван запретил плохо поступать с его дочерьми, даже брать в жёны кого бы то ещё, сверх дочерей его. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака, заколол жертву, и они снова ели, пили и ночевали на горе. А утром Лаван поцеловал своих дочерей и внуков, благословил их и отправился домой.

Глава 32.

«1 А Иаков пошёл путём своим…».

В пути он видел Ангелов Божьих.

И послал он вестников к родному брату своему Исаву, у которого в своё время выкупил первородство и обманом завладел отцовским благословением. Вернулись вестники и сказали, что Исав взял с собой четыреста человек и выехал навстречу. Иаков очень испугался и первое что сделал – это разделил стан свой надвое.

«8 …если Исав нападёт на один стан и побьёт его, то остальной стан может спастись».

Только после принятия практических мер предосторожности, этот богобоязненный человек обратился к Богу за помощью. Неистово помолившись, он взял…

«14 двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать баранов, 15 тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов».

…разбил всё это на отдельные стада, к каждому приставил раба и отправил их вперёд через некоторое расстояние друг от друга. И каждый раб по очереди при встрече с Исавом должен был говорить, что это подарок ему от Иакова.

«20 …Ибо он сказал сам в себе: умилостивлю его дарами, которые идут передо мною, и потом увижу лице его; может быть и примет меня».

А ночью, ни с того ни с сего, он встал, взял жён, детей, рабынь и всё, что у него было, перевёл и перенёс вброд за речку Иавок, а сам вернулся на пустынный берег.

«24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари».

И увидев, что одолевает его Иаков этот Некто повредил ему жилы бедра, но тот продолжал бороться. Взошла заря. И попросил Некто отпустить его, ибо взошла заря, а Иаков, опять же  ни с того ни с сего отказался, пока неизвестный его не благословит. С какой стати ночью, при таких обстоятельствах Иакову понадобилось благословение соперника? Неизвестно. Однако тот не удивился и в свою очередь поинтересовался именем того, с кем всю ночь зачем-то боролся. Иаков ответил. Боровшийся выслушал и сказал:

«28 …отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом,…».

Раз боролся с Богом – значит, переименовывается в Израиля. Правда, в таком случае не было смысла именем интересоваться.

И переименовал Иаков по-своему то место, где боролся с Богом.

И сыны Израилевы не едят поныне жилы, которая на суставе бедра, потому что Боровшийся коснулся её.

И зачем вся эта ночная борьба нужна была, трудно предположить. Наверное, только для того, чтобы была причина переименовать Иакова в Израиля, а его поколения в сынов Израилевых, в сынов боровшегося с Богом.