"Вельд" (СССР, 1988)

Вельд. СССР, 1988. Режиссер и сценарист Назим Туляходжаев (по рассказам Рэя Брэдбери). Актеры: Юрий Беляев, Нелли Пшенная, Георгий Гегечкори, Тамара Схиртладзе и др.


Режиссер Назим Туляходжаев в качестве режиссера поставил всего три полнометражных игровых фильма, самым известным из которых стал «Вельд».


Конечно, «Вельд» изначально претендовал на нечто большее, чем рядовая кинофантастика или «фильм ужасов». Но, на мой взгляд, фильм получился не только подражательным и вторичным, но и беспомощным в техническом плане. Малобюджетность постановки, примитивность комбинированных съемок выпирают буквально из всех щелей весьма ненадежно пригнанных друг к другу эпизодов ленты. Прежде всего, удручает допотопность решения центральных сцен картины – в "видеокомнате", где по воле ожесточившихся детей возникает африканская степь Вельд с дико и злобно рычащими львами. Небрежно исполненный прием "блуждающей маски", накладывающей цветное изображение героев на черно-белый фон со зверьем, сразу же нарушает всякую достоверность действия.


Похожее впечатление возникает от сцены, где средневековые рыцари на полном скаку врезаются в потрепанный локомотив отечественного производства, призванный изобразить иноземный транспорт будущего. С другой стороны, многие эпизоды фильма с длинными проездами машин по пустынным улицам, с запущенными и потрескавшимися от времени домами и т.п. сняты явно под впечатлением "Сталкера" или "Писем мертвого человека", только в огрубленном, адаптированном, варианте...


В результате философский замысел: предотвратить разобщение поколений, утрату человеком нравственных ценностей, остановить всепоглощающее проникновение "маскульта" – остается лишь заявленным.


Разумеется, многое здесь можно списать на неопытность режиссера, на его стремление продемонстрировать свою "насмотренность", желание поразить. Но основной минус "Вельда" именно технический.


В эпоху перестройки «Вельд» был оценен в «Советском экране» неоднозначно. Писатель-фантаст Михаил Емцев (1930-2003) писал о нем так: «Первое впечатление после просмотра, когда ещё действует магия цвета и звука, вполне благоприятное: старательная профессиональная кинолента, сделанная с большой любовью к фантастике. Хороши находки оператора и художника, и актёрский цех не подкачал, и режиссёр учтиво обошёлся с прославленным фантастом, разнообразно, множественно представил его творчество. Но вот эта множественность вскоре начинает мучить зрителя своей внутренней несогласованностью, случайным сочетанием фабул разных рассказов, нарочитой несказанностью. … В фильме пропасть многозначительных умолчаний и нерасшифрованных символов. Работая по мотивам одновременно нескольких произведений одного автора, режиссёр становится вольным толкователем его творчества. Создаётся впечатление, что талантливый режиссёр поставил себе целью с максимальной полнотой представить зрителю многогранный поэтический мир Рэя Брэдбери, ибо всё показанное фильмом рассеяно так или иначе в разных работах писателя. … Оставляя за режиссёром право собственного толкования творчества писателя, мы не можем с ним до конца согласиться. Мир прозы Рэя Брэдбери понятен и открыт человеку, он светел, ясен и доступен, как сказка, как притча» (Емцев, 1988: 3).


Мнения современной аудитории о «Вельде» в общем-то тоже существенно разнятся::


«При минимуме средств режиссёр смог создать достоверную и пугающую картину ближайшего будущего... Да и будущего ли? Скорее, настоящего. … «Вельд» не из тех фильмов, которые хочется пересматривать – уж очень он жуток и беспросветен. Но он снят очень профессионально и с умом, а это немаловажно» (М. Кириллов).

«Это очень грамотный фильм. Это как раз тот случай, когда низкобюджетность становится плюсом. Отсутствие очевидно футуристических интерьеров и создает ее жуткость, "реальность"» (Пункст).

«Фильм производит удручающие впечатление. Всё безнадежно, все обречены... Из минусов: неинтересные комбинированные съемки, не видно слияния с атмосферой, видно, что это просто движущие картинки, а пульт управления в виде калькулятора на двери и вовсе вызывает недоумение» (Эллада).

«Фильм удачно передает неповторимую атмосферу фантастики Рэя Брэдбери, в которой натурализм соседствует с холодноватой недоговоренностью действия и мистичным простором пейзажа, и где даже вполне реальные, повседневные дела персонажей несут печать нереальности. … фильм попал в точку: в нем есть и недоговоренность, и натуралистичность, и холодная бесконечность пейзажа, и кровь» (Юджиния).

«Неудачная экранизация произведений Бредбери. Смысл рассказа «Вельд» вообще наизнанку вывернут, мне это сразу в глаза бросилось» (СанЖорыч).


Александр Федоров, 1989, 2020

"Вельд" (СССР, 1988) Фильмы, Советское кино, СССР, Фантастика, Рэй Брэдбери, Длиннопост

Всё о кино

20.7K постов59K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.