3

Вайолет. Глава первая

Часть 1. Спэрроу-гард


МОСТ


Я всегда любил мост в нашем городе. Особенным великолепием это место отличалось ночью, около трех часов, когда ощущение надвигающегося рассвета чуть ли не щекотало само сердце. В воздухе поселялся еле заметный звон, а в чёрную кофейную гладь ночного неба слегка подливали молока у самого горизонта.


Набережная в это время притягательно пуста. Еще рано писать стихи, но уже можно сесть на бетонный потрескавшийся выступ, свесить ноги и ждать первых лучей, уставившись в мрачное зеркало реки.


Раньше я откуда-то точно знал: если моей жизни будет суждено кончиться, то это случится на мосту. Делился порой этой мыслью с близкими друзьями. Они успокаивали меня и прятали при этом глаза.


И вот, я стою на мосту, опираясь руками на металлическое ограждение. Курю свою последнюю, стремительно заканчивающуюся сигарету. Ночной ветер словно делает затяжки вместе со мной. Это даже забавно. В последние полгода компанию мне составляет что угодно, кроме людей.



Как вам такая картина? Месяц назад я сидел в своей комнате. За деревянным, укрытым дешевой скатертью столом, на котором стоит бутылка виски и два стакана. Напротив меня на стуле сидел плюшевый потрепанный заяц в полметра высотой. Я наливал в оба стакана виски, выпивал свой стакан, затем плескал из второго стакана в зайца. Когда на часах было уже около пятидесяти миллилитров виски в бутылке, мне уже стало казаться, что в глазах плюшевого животного появилась некоторая осмысленность. Он словно просил остановиться своим немым блестящим взглядом.


Я тогда и остановился, не сумев добраться до кровати, выкурив сигарету прямо за столом, бросив окурок в бутылку и упав головой прямо на стол.


Плюшевого зайца я на следующее утро выбросил.



Сейчас вспоминаю и даже немного могу улыбнуться. Чуть ли не каждый вечер мне приходилось идти на всяческие ухищрения, чтобы оттянуть то, до чего сейчас мне осталось несколько затяжек.


В голове поселилась пустота. Господи! Неужели перед концом я не могу вспомнить ничего хорошего?


Поправил фиолетовый браслет на левом запястье. Смахнул пепел с пальто. Докурил, бросив окурок вперед, в реку.


В сознание вдруг влетело воспоминание.


Мне восемь. Я на реке со старшей сестрой, ее подругой и какой-то уродливой девушкой. Она вроде была чем-то больна. В ней меня ужасало все. Сальные волосы до плеч, неровные зубы, грубый лающий смех, тонкие руки и слишком широкие бедра. Тельце покоилось на спичечных ножках, которые, казалось, можно переломить дуновением ветра. Но страшнее всего оказались чёрные волоски, торчащие из-под плавок с внутренней поверхности бедер. Они одновременно отталкивали, до тошноты, и вместе с тем притягивали взор. Тогда я впервые осознал, что значит фраза — «все самое отвратительное притягивает».


Так вот. Тогда мне в мою восьмилетнюю голову пришла мысль — сделать сальто, нырнув глубоко в воду. Я зашел по пояс. Нырнул. Коснулся руками дна, занес ноги над головой, меня резко перевернуло, я потерял ощущение себя в пространстве, ужаснулся и сделал рефлекторный вдох. Вода забилась в рот, глотку, казалось, даже в лёгкие. Кашель разрывал грудь. Я распахнул глаза, мутноватая вода ошпарила их, появилась невыносимая резь. По еле заметному свету определил, где находится поверхность реки. Оттолкнулся руками от дна, вынырнул и вдохнул. Кашель усилился, меня стошнило.


Дальше все помнится смутно. Беспокойство сестры, просьбы ничего не рассказывать родителям, и всё в подобном ключе.


Откуда-то справа послышались тихие шаги. Я повернул голову, но никого не увидел. Проехала пара машин, заглушив этот звук. Я снова уставился вперед. Медленно вдохнул.


Интересно, хватит ли духа. И о чем думают другие, решившиеся на такой шаг?


О своих предстоящих ощущениях. Или о том, что заставило их обратиться к крайности. Или о чем-то постороннем, вроде недавно прочитанной статьи про психологические основы импотенции.


Не знаю. Мне вдруг захотелось бросить всё, вернуться домой и вновь напиться. Но продолжать такое жалкое существование было проявлением слабости, а сильным быть у меня не получалось никогда.


Я достал ещё сигарету. Пальцы дрожали. Выпала спичка. Вторая сломалась. Осталось ещё две. Пшик. Осталась одна — внезапно подувший ветер лишил меня предпоследней


Я дернул недовольно верхней губой, опустил взгляд. Ответственный момент. Мне нужна ещё одна сигарета. Достал спичку, чиркнул. Она с шипением заискрилась и через секунду погасла, так и не загоревшись.


Я коротко и ёмко выругался. Затем, вновь услышав шаги, развернулся.


Вдалеке шла девушка. Красивой, легкой походкой. Будь я романтиком, и ее светлые волосы излучали бы сияние, глубина и цвет глаз слепили даже издалека, а фигура была достойна того, чтобы перед ней падали звезды.


Но я обратил внимание на фиолетовые кеды и того же цвета заколку в волосах.


Фиолетовый. Мой любимый цвет.


Она приблизилась на расстояние нескольких шагов, я успел рассмотреть ее удивительно нежные черты лица, и затем произнес:


— Простите…


Но из-за слишком долгого молчания из моего рта вылетело что-то неразборчивое, хриплое, тихое.


Я закашлялся. Она прошла мимо. Я нервно сглотнул и увереннее повторил:


— Девушка! Простите…


Она словно чуть подпрыгнула, повернулась и подошла, прищурившись. Перехватила сумочку другой рукой и спросила:


— Могу чем-то помочь?


— Э-э. У вас найдется зажигалка?


— У меня найдется всё, если очень нужно.


— Такого не бывает.


Она промолчала, приподняла бровь и посмотрела мне в глаза. Затем из правого кармана пальто вытащила спички и протянула мне.


— Ты же любишь спички, да?


Я жадно схватил коробок и, преодолевая тремор пальцев, достал оттуда спичку. Чиркнул. Закурил.


— Откуда вы знаете?


— Уверен, что тебя это интересует именно сейчас?


Я чуть нахмурил брови, опустив взгляд, затем посмотрел на неё.


— Нет.


— Ну, вот видишь, — улыбнулась она.


Повисла пауза. Она переступила с ноги на ногу.


— Может, ты хочешь поговорить?


Я взметнул на неё взор, глубоко затянувшись.


— Спасибо, но нет.


— Право твоё.


Я бросил наполовину использованную сигарету на землю, в следующее мгновение пожалев об этом. Она улыбнулась уголком губ, развернулась и медленно пошла. Я задумчиво смотрел ей в спину, затем спохватился.


— Эй! Вы забыли спички!


Она повернулась, улыбнулась и произнесла:


— Оставь. Они тебе еще пригодятся, верно?


И вновь зашагала от меня.


— Спасибо, — пробормотал я. — Верно.


Повернулся к реке, посмотрел вниз. Надолго уперся взглядом в безмолвную рябь воды. Опять закурил. Стало противно от самого себя. Еще десять минут назад я выбросил сигарету, которую назвал последней. Наверное, это та самая черта моего характера, которая испортила абсолютно все. В голове вспышкой появилась картина.



Мне 19. Мы идём с девушкой по песчаному берегу под мостом. Я пинаю песок, разлетающийся крупинками. Смеёмся. Обсуждаем синдром Кандинского-Клерамбо.


Замечаем приближающуюся темно-розовую тучу.


— Было бы забавно пожениться, никого не предупредив, — внезапно говорю я, сменив тему.


— Что? — повернулась ко мне Ира. — Это что, предложение?


— Ну… нет. Хотя, в какой-то степени и да. Могу сказать одно — носи с собой всегда паспорт. Однажды ты приедешь ко мне, и я утащу тебя в ЗАГС. Помнишь ведь, он с лицевой стороны дома, где я живу.


Щеки Иры залились румянцем.


— Но… чёрт. Мама будет в ярости. К тому же, ей нужно, чтобы мой парень был в достатке.


И в этом вся Ира.


К слову сказать, история наша начиналась в лучших традициях драм, протекала в лучших традициях драм и завершилась спустя девять месяцев тоже в лучших традициях любых драм.


В этих драмах я мастер.


— Блять, Ира. Ну тогда давай ждать, пока я смогу нас с тобой обеспечивать, а твой мутант от тебя отвалит.


Мутантом я называл парня, который являлся фундаментом для драматического положения дел.


Я пнул песок ещё раз, взял Иру за руку и недовольно повёл к лестнице, ведущей с набережной.



Сигарета, о которой я забыл за воспоминаниями, дотлела до пальцев и обожгла их. Я ругнулся, выбросив окурок.


— Твою мать.


В груди отчего-то потеплело. Я вытащил из кармана спички, повертел их в пальцах.


Почему-то улыбнулся.


Мимо прошла пара с ребёнком.


Раздался визг тормозов, затем громкий удар и скрежет металла по асфальту. Где-то вскрикнул человек. Я вздрогнул, повернулся и увидел лежащий на боку автомобиль. Рядом стоял внедорожник с раскуроченным бампером. Водитель джипа не шевелился.


Ребёнок метрах в десяти от меня громко расплакался. Я на секунду застыл, затем переметнулся через ограждение и подбежал к внедорожнику. Открыл водительскую дверь, приложил пальцы к шее под левой скулой. Пульс есть. Ладно. Повреждений видимых нет. С машиной всё в относительном порядке. Метнулся к лежащей на боку легковушке.


Крошки лобового стекла усыпали дорожное полотно рядом с беспомощно лежащим на правой стороне седаном. Оставшееся по краям проема стекло было усыпано паутинкой трещин, на которых уселись капельки крови. Девушка за рулем не шевелилась, ее голова свесилась вбок, к земле, и неестественно чуть откинулась назад. Аккуратный подбородок был слегка вздернут, словно она гордилась своей приближавшейся гибелью.


Время застыло. Я смог спокойно отвести от ее бледного лица взгляд, чтобы увидеть неподалеку растерянность на лице мужчины, который стоял рядом с женой и сыном. Чтобы увидеть страх в глазах женщины, которая резко наклонилась к мальчику, торопясь прикрыть ему глаза. Она знала, что так бывает, и, скорее всего, желала, чтобы ее сын не познал той боли и ужаса, которые неумолимо и медленно просыпаются в груди, когда по волосам заботливо треплет ветерок смерти.


Застывшее время дало мне шанс увидеть глуповатое стремление в глазах бежавшего к нам одного из водителей, облаченного в нелепый пуховик. Сейчас он подбежит к нам, попытается открыть дверь, чтобы вытащить девушку из автомобиля. Или — что еще хуже — начнет вытаскивать ее через зияющий проем на месте лобового стекла. И — что еще хуже — вытащит ведь. Посмотри на ее лицо, теряющее жизнь, водитель в пуховике. Видишь, как она где-то внутри своего потерянного сознания чувствует сломанные позвонки? Чувствуешь, как она желает, чтобы ты окончательно добил ее своими же руками, час назад держащими тряпку, покрытую мазутом, в залитом тусклым светом гараже?


Бери и уничтожь ее.


Я медленно вдохнул в то мгновение, когда мужчина суетливо схватился за дверную ручку и выдохнул, когда щелкнул замочек.


Время возвратилось для того, чтобы я сипло рявкнул, приказывая ему не трогать девушку. В уши вновь вонзился плачущий крик малыша, которого торопливо уводили прочь от страшного места.


Мы с водителем в пуховике одновременно замерли, услышав пронзительную сирену реанимационного автомобиля. В голове загудело, к горлу подступил вязкий, похожий на кусок теплого холодца, комок. Я бросил последний взгляд на искореженные автомобили, капли слегка свернувшейся крови на осколках лобового стекла, и сделал несколько медленных шагов в сторону от аварии, пятясь назад, затем развернулся и спешно отправился прочь.

Лига Писателей

4.7K постов6.8K подписчиков

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Сначала по форме: неплохо. Местами некритичные повторы, в целом орфография, пунктуация и логика построения в порядке. Однако есть два больших НО.
Первое: у Вас в тексте есть множество так называемых "слабых" образов. Слабые образы — это те, которые по задумке автора должны дополнять мир/подкреплять или вызывать переживание/погружать читателя в историю, но не делают этого. Чтобы понять почему, нужно понять, как вообще работают литературные образы. Происходит это в три этапа:

1 - Образ возникает у Автора в голове.
2 - Автор пишет образ в своей истории.
3 - Читатель читает образ в истории, после чего тот возникает у него в голове.

Давайте на примере сцены, где главный герой пьёт вместе с зайцем.

Первый этап: вот эта сцена возникает в вашей голове. Это может произойти осознанно или нет, вы можете её продумывать, а может она просто "слетела" на страницу с ваших пальцев — это зависит от вашего стиля работы. В любом случае, она хотя бы немного, но была в вашей голове, вы её себе представляли. Может, смутно, может, чётко, по тексту это понять невозможно.
Второй этап: Вы записываете образ на бумагу. То, какие слова вы используете, напрямую влияет на то, как этот образ увидит читатель. Вы написали: "За деревянным, укрытым дешевой скатертью столом, на котором стоит бутылка виски и два стакана. Напротив меня на стуле сидел плюшевый потрепанный заяц в полметра высотой".
Третий этап: Читатель (я, в данном случае) добирается до этого момента, считывает написанное и по нему воссоздаёт образ, который писал автор. Если образ слабый, то я или увижу не ту же картинку, что и автор, или вообще не увижу ничего. В моём случае — я читал два раза, и в первый я не "увидел" стол и скатерть, а заяц едва-едва "мелькает" в моём сознании. Происходит это потому, что им не уделяется достаточно внимания и они при этом не имеют "сильного" описания, из-за чего воспринимаются мозгом читателя как ненужная информация и удаляются из памяти. При втором, внимательном чтении, я их "запомнил", но не "увидел". Потому что я не знаю, как выглядят в Вашем сознании дешёвая скатерть, бутылка виски или потрёпанный заяц. Мне остаётся только придумать их самому. А насколько то, что читатель себе придумает будет соответствовать замыслу писателя, сказать Вам никто не сможет.
Все эти зайцы и столы — простительная мелочь, однако подобные мелочи имеют свойство накапливаться, в результате чего мир, который пишет автор и мир который видит читатель — это разные миры.
И вот чтобы этого расхождения миров не было, нужно использовать "сильные" образы. Сильные, это те, что не дают мозгу их проскочить и вызывают именно те переживания, что хотел автор. То есть, если бы Вы написали, например, что на трёхногом столе из тёмного дерева стояла бутылка "Джека Дэниелса", а заяц был без одного глаза и весь в заплатках — это, во-первых, не дало бы сознанию читателя проскочить образ на автомате,  во-вторых подтолкнуло бы читателя к определённым переживаниям, нужным Вам.
Секрет сильных образов в том, что они служат Вашим инструментом влияния на переживания читателя. При их помощи Вы вовлекаете его в свой мир, настраиваете на нужную волну, а потом показываете историю, которая запомнится ему на всю жизнь.

Второе НО: меня смущает стиль повествования. Он кажется мне... высокопарным, чрезмерно "литературным". Я не могу поверить, что герой, который думает таким "высоким" слогом — живой. Из-за этого не возникает эмпатии читателя к главному герою, а если нет эмпатии к ГГ... всё происходящее не будет восприниматься всерьёз(особенно если это драматические переживания).
Тут одно из двух (или и то, и другое сразу): либо я не попадаю в Вашу целевую аудиторию, и с этим мы едва ли что можем поделать, либо Вам стоит сменить стиль повествования.
Вообще, тема работы с ЦА — очень сложная и явно не поместиться в мой и без того немалый комментарий. Напишу лишь, что сегодня 99% "маленьких" авторов не хотят задумываться над темой ЦА, и очень жаль. Автор, нашедший свою ЦА — счастливый автор.

Теперь по сюжету, тоже два момента:

Первый — Читатель знакомится с новой историей ради двух вещей: в надежде, что автор даст ему возможность почувствовать определённые переживания,  а так же познакомит его с новым идеями. Проще говоря — пища эмоциональная и пища мыслительная.
Если история передаёт эмоциональные переживания, понятные читателю (зрителю, слушателю), и при этом делает это достаточно хорошо, чтобы он поверил в них, то по окончанию истории читатель останется эмоционально доволен. Это происходит потому, что хорошо рассказанные истории позволяют нам безопасно и (чаще всего) неосознанно проживать внутренние психологические процессы. Например, если от Вас ушла девушка (парень), то знакомство с несколькими фильмами, книгами, комиксами, песнями, something else на тему расставания помогут Вам пережить этот этап легче.
Если история показывает нам какую-то абсолютно новую идею/ситуацию, или же уже знакомую, но с новой стороны, и делает это достаточно логично и без дыр, то читатель остаётся интеллектуально доволен. Это происходит потому, что наш мозг стремится получить как можно большее количество опыта (для увеличения шансов на выживание). Если Вы прочтёте книгу, в которой убийца — дворецкий, скорее всего это будет для Вас банальщиной. А вот если история будет о том, как дворецкий начинает независимое от полиции расследование, чтобы найти убийцу, а в итоге узнает, что он сам убийца, просто это забыл — это будет двойным идиотским клише неплохой вариацией уже существующей ситуации.

Если история даёт читателю и ту, и другую пищу, то он останется доволен. Если только какую-то одну, то, скорее всего, читатель не запомнит вашу историю. Если же он не получит ничего или недостаточно (или слишком много), то он, если и дочитает историю, то явно в раздражении, и потом ещё долго будет вспоминать её как зря потраченное время.
Есть два жанра-читера, на которые эти правила не распространяются, но это тоже отдельная тема.

Вернёмся к Вашей истории. Как я уже написал выше, я не смог испытать эмпатии к главному герою из-за того, что он показался мне недостаточно живым (эмоция была неубедительна для меня). Поскольку главный герой является одним из двух, м, своего рода проводников читателя в мир писателя, то отсутствие эмпатии к ГГ сокращает шанс эмоциональных переживаний от истории вдвое. Второй проводник — повествователь, и если он является одним лицом с ГГ (как в Вашем случае) или отдельным лицом, но так же не вызывает своеобразную эмпатию, то шансы истории быть "прочувствованной" падает почти до нуля. Как итог — Ваша история не зацепила меня эмоционально.
Что касается интеллектуальной составляющей — я не увидел для себя ничего нового. Тема разочарования в жизни и мыслей/попыток самоубийства, тема смерти, тема судьбы — всё это уже писано всеми, кому было не лень. Чтобы открыть в этих темах что-то новое, нужно быть гением или очень усердным человеком.
Более того, я не только эмоционально, но и интеллектуально не верю герою. Его переживания кажутся поверхностными, воспоминания у него такие же, как у тысячи ГГ-самоубийц до него (детство, первая любовь, одиночество). Я знаю, что всё это (чувство безысходности и разочарования, хотя бы) могут быть гораздо глубже и серьёзней. Из-за этого не получается не смотреть на главного героя немного свысока, как на младшего.
Что с этим можно сделать? Во-первых, снова, подумать над своей ЦА. Вполне возможно, что Ваш рассказ очень зайдёт кому-то другому, а я просто не Ваш читатель (или не Ваш читатель этой части этой истории). Во-вторых, всегда стараться писать максимально искренне, вкупе с богатым личным опытом. Чем больше Ваш опыт, тем больше будет людей, у которых его меньше, и тогда Вы им в своих историях покажите что-то новое, в то время как искренность поможет достучаться до множества людей.
Как-то так.

Второй момент по сюжету: Каждая сцена, эпизод, акт должны выстраиваться по определённому правилу. Вернее, не должны, конечно, но если Вы хотите, чтобы Ваша история имела больше шансов на успех, то очень желательно этого правила придерживаться. У каждой сцены (эпзд, акта) должна быть завязка, наращивание напряжения, кульминация и развязка.
Конкретно в Вашей истории я увидел две сцены (одна с подсценами). В первой есть всё, кроме напряжения. Я не верю, что он прыгнет, а даже если и верю, то мне всё равно, потому что я не испытываю к нему эмпатию. Его воспоминания не усиливают напряжение, а ослабевают его, потому что я всё больше убеждаюсь, что этот герой не прыгнет. Поэтому развязка воспринимается мной не как неожиданный взрыв напряжения, а как что-то очевидное (в первый раз я её и вовсе проглядел).
Во второй сцене есть всё, кроме развязки. Столкновение машин, плач ребёнка, возможные жертвы, переживания по поводу умирающей девушки — всё это создаёт относительно неплохое напряжение, которое достигает своего пика в кульминации, когда ГГ не пускает к девушке парня в пуховике.
Но потом не происходит ничего. Вернее, главный герой просто уходит, и этим перечёркивает всё напряжение, возникшее раньше. Если бы он, например, добил бы девушку, или сам бы попытался её спасти, или началась бы драка с парнем в пуховике, ну или девушка умерла бы у него на глазах — это бы было хорошей развязкой (не для девушки, да).

Напоследок моменты, которые мне понравились.

- "В последние полгода компанию мне составляет что угодно, кроме людей" — про это было бы интересно почитать, жаль, оно в дальнейшем никак не разворачивается (сцена с зайцем не раскрывает тему одиночества достаточно хорошо, чтобы её засчитывать).

- "Когда на часах было уже около пятидесяти миллилитров виски в бутылке" — хорошая идея, но получилось немного громоздко.

- "Бери и уничтожь ее" — класс!

В общем, всё, пожалуй. Буду рад, если получу какую-нибудь обратную связь :)
Плодотворного творчества!

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
я наконец-то добрался до вашей критики, сегодня отвечу на почту! ещё раз спасибо большое, это очень-очень полезно для меня оказалось)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку