Уснувший рейс: как маленький переключатель погубил Boeing 737 и 121 человека

Уснувший рейс: как маленький переключатель погубил Boeing 737 и 121 человека Boeing 737, Авиакатастрофа, Уснувший рейс, Халатность, Onliner by, Длиннопост

Утром 14 августа 2005 года пилоты истребителей F-16 греческих ВВС приблизились к Boeing 737, который перестал выходить на связь. Военные летчики разглядели тревожную картину: место командира пустое, второй пилот лежит на панели управления, минимум у троих пассажиров надеты кислородные маски, но они без сознания. Тридцать минут спустя лайнер упал примерно в 40 километрах от Афин. Никто из 121 человека на борту не выжил, а через год авиакомпания Helios закроется. Все это — из-за маленького переключателя, который сбил с толку опытных пилотов и стал причиной большой беды.


ГОЛОД


Boeing 737-300 небольшой авиакомпании Helios Airways выполнял рейс 522 по маршруту Ларнака — Афины — Прага. Почти сразу после вылета из кипрского города у лайнера начались проблемы. Включилось предупреждение о неготовности самолета к взлету, однако он уже был в небе. Дальше сигнализация сообщила о неполадках в системе подачи воздуха. Экипаж связался с наземным инженером. Они начали разбираться в ситуации. Командир предположил, что проблема в системе подачи воздуха. Он спросил, где в Boeing 737 расположен автоматический выключатель кондиционера. Специалист ответил: «За креслом командира». Это был последний сеанс связи с рейсом 522.


Проблема была совсем в другом: у самолета падало давление в салоне, и чем выше он поднимался, тем быстрее это происходило. Когда лайнер оказался на высоте 4250 метров (14 тысяч футов), в кабине пилотов выпали кислородные маски. По какой-то причине это не смутило членов экипажа — они даже не надели их. Признаки кислородного голодания распознать сложно. Их можно сравнить с легким опьянением: усталость, головокружение, дезориентация, проблемы с концентрацией внимания. Летчики искали причину неполадок и вовремя не заметили симптомы.

Уснувший рейс: как маленький переключатель погубил Boeing 737 и 121 человека Boeing 737, Авиакатастрофа, Уснувший рейс, Халатность, Onliner by, Длиннопост

На высоте около 5500 метров (18 200 футов) маски выпали уже в пассажирском салоне. Точные действия стюардов неизвестны, но они должны были использовать кислородные баллоны, помочь пассажирам надеть маски и дожидаться сообщения командира. Но пилоты к тому времени уже были без сознания. Лайнер летел под управлением автоматики.


НЕВЕРНЫЙ ПАРОЛЬ. ПОВТОРИТЕ ПОПЫТКУ

Как минимум один из членов экипажа смог добраться до кислородного баллона. 25-летний стюард Андреас Продрому попал в жуткую ситуацию: все вокруг без сознания, пилоты не дают инструкций, а от кабины его отделяет пуленепробиваемая дверь с кодовым замком. Все бы ничего — парень изучал пилотирование и мог посадить самолет. Но проблема в том, что он не знал пароля от двери в кабину. Согласно инструкции код был только у старшей бортпроводницы.


Столь строгое условие появилось после 11 сентября 2001 года. Регуляторы и авиакомпании принялись улучшать безопасность перелетов. Изменения коснулись прохода в кабину — теперь попасть в нее было непросто даже бортпроводникам. Как показал случай с рейсом 522, авиационные эксперты решили одну проблему и вызвали другую. Если бы Продрому сразу попал в кабину, не исключено, что катастрофы удалось бы избежать.


Но стюард проник внутрь лишь спустя два часа — до сих пор неясно, каким образом. Возможно, вводил пароли наобум или ему удалось привести в чувства старшую бортпроводницу и узнать код. Все это время диспетчеры безуспешно пытались связаться с Boeing 737 и не понимали, почему борт молчит. В такой ситуации можно предположить худшее — захват. Помня все то же 11 сентября, Греция отправила на перехват два боевых F-16. Истребители должны были визуально изучить состояние самолета и установить с ним контакт. Подтвердись опасения властей — лайнер могли сбить, чтобы террористы не направили его на мегаполис.

Уснувший рейс: как маленький переключатель погубил Boeing 737 и 121 человека Boeing 737, Авиакатастрофа, Уснувший рейс, Халатность, Onliner by, Длиннопост
Последняя фотография упавшего Boeing 737 сделана пилотом истребителя.

Спустя примерно 15 минут наблюдений в кабине появился человек без кислородной маски, который попытался занять место командира. Это был Андреас Продрому, которому все же удалось открыть дверь. Он взял управление на себя. Пилот одного F-16 сделал маневр, чтобы привлечь внимание, и вскоре последовала реакция: стюард махнул рукой. Топливо в Boeing 737 было на исходе. Первый двигатель остановился. Бортпроводник слабым голосом подал сигнал бедствия — «Mayday». Однако связь была настроена на другую частоту, и его не услышали. Вскоре после этого замер второй двигатель. Самолет планировал, пока не врезался в холм недалеко от Афин. Погибли все 115 пассажиров и 6 членов экипажа. От самой гипоксии никто не умер: изучение останков показало, что смерть людей наступила при крушении лайнера.


ДРУГИМ ПАССАЖИРАМ КРУПНО ПОВЕЗЛО


Пилоты F-16 дали следователям ценную информацию о людях без сознания и висящих кислородных масках. Специалисты начали искать причины разгерметизации. На такой случай, как и на массу других, для экипажа предусмотрены инструкции. Само по себе падение давления (если оно, конечно, не взрывное, как было с DC-10) не может разрушить самолет. У пилотов достаточный запас воздуха, чтобы отреагировать и снизиться на безопасную высоту, где гипоксия не приведет к потере сознания и лайнер можно будет довести до аэропорта. Вопрос в том, почему все предупреждения, включая выпавшие маски, были проигнорированы.


Следователи принялись изучать биографию летчиков, историю самолета и авиакомпании. Чем глубже они копали, тем больше находили проблем. Helios Airways экономила практически на всем, включая обслуживание и подготовку экипажей. У разбившегося Boeing 737 и раньше были инциденты с разгерметизацией. В декабре 2004 года этот лайнер летел из Варшавы в Ларнаку. Все произошло точно как во время последнего рейса: падение давления, сигнализация, выпавшие маски. Бортпроводник тогда заметил, что в зазор между дверью и фюзеляжем проходит ладонь. Самолет удалось посадить, но были пострадавшие: из-за резкого перепада давления три пассажира пожаловались на боль в ушах, их госпитализировали.

Уснувший рейс: как маленький переключатель погубил Boeing 737 и 121 человека Boeing 737, Авиакатастрофа, Уснувший рейс, Халатность, Onliner by, Длиннопост

Особое внимание экспертов привлек случай, произошедший накануне катастрофы. Перед роковым рейсом лайнер направлялся из Лондона в Ларнаку. В полете экипаж заметил, что одна из дверей обмерзла, послышались сильные удары. Самолет благополучно сел. Экипаж сразу сообщил о проблеме, и наземные специалисты принялись испытывать дверь — если неполадка подтвердится, придется срочно менять транспорт для утреннего рейса до Праги.


Обмерзание явно говорило о проблемах с герметичностью. Инженеры сымитировали давление во время полета. Обычно за это отвечает автоматическая система, которая держит комфортные для человека условия на высоте. Но в ряде случаев — скажем, при имитации неполадки на земле — систему нужно переводить в ручной режим, что работники и сделали. Неполадку выявить не удалось — салон выдерживал давление без утечек. Лайнер допустили к следующему рейсу. Мастера все сделали по правилам, за исключением одной детали. Они не вернули систему поддержания давления в автоматическое положение. Этого никто не заметил, в том числе во время предполетной проверки экипажем.

Уснувший рейс: как маленький переключатель погубил Boeing 737 и 121 человека Boeing 737, Авиакатастрофа, Уснувший рейс, Халатность, Onliner by, Длиннопост
Переключатель справа снизу оказался в режиме MAN (ручной), в то время как должен был находиться в положении AUTO.

Но это по-прежнему не объясняло, почему опытные летчики (налет командира составлял почти 17 тысяч часов, второго пилота — 7,5 тысячи часов) проморгали несколько сигнализаций. Оказалось, что экипаж неверно понял предупреждение системы: сигнал о падении давления аналогичен тому, что пилоты слышат на земле при неготовности самолета к взлету — например, когда не выпущены закрылки или активирована тормозная система. Лайнер к тому моменту уже был в воздухе, и летчики посчитали, что система сработала ошибочно. Они не взяли в расчет, что этот же сигнал может сообщать и о совсем другой неполадке.


Дальнейшие предупреждения все сильнее запутывали экипаж, в то время как самолет продолжал набирать высоту, из-за чего люди только быстрее теряли сознание. Командир по-прежнему считал, что проблема кроется в системе подачи воздуха. На самом же деле это было следствие, а не причина: автоматика отреагировала на изменение давления и отключила вентиляторы. На критичность мышления стала влиять еще и гипоксия. Судя по всему, в стрессовой ситуации экипаж не заметил симптомов и потерял сознание.



______________________________________

Helios Airways после катастрофы просуществовала всего год: по решению правительства Кипра счета перевозчика заморозили, и компании не стало. В 2012 году греческий суд огласил приговор четырем сотрудникам авиакомпании: десять лет тюрьмы каждому за непредумышленное убийство и халатность.



Взято тут

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
139
Автор поста оценил этот комментарий
Я вот водитель троллейбуса, и у меня тут на днях задымилось заднее правое колесо, видимо колодки, незнаю, звоню в деспетчерскую, мне говорят полей холодной водой и едь, фиг вам, гоните замену, я ответственность брать не буду,...
раскрыть ветку (27)
44
Автор поста оценил этот комментарий
Ты красавчик
раскрыть ветку (12)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, она девушка)

раскрыть ветку (10)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Пикабушник Виктория
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (9)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Если про не указан в профиле, то по умолчанию пишет "пикабушник". За полтора уж мог бы и узнать.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Меня муж подсадил на пикабу, сам и зарегистрировал, я профан...
2
Автор поста оценил этот комментарий

Может он Виктор? просто ник был занят

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Виктор и Я?

раскрыть ветку (4)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Виктория Шекрет

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Открою вам небольшой секрет... Виктория Шарова
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ноно, и яШ!

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ш

1
Автор поста оценил этот комментарий
Не-а)
Автор поста оценил этот комментарий
Ага))) деаушка- молодая женщина))
83
Автор поста оценил этот комментарий

Лить холодной водой на раскаленные тормоза? Заебись у вас советчики

раскрыть ветку (12)
32
Автор поста оценил этот комментарий
Ладно хоть не пописать на них посоветовали
раскрыть ветку (10)
18
Автор поста оценил этот комментарий

Всем салоном.

раскрыть ветку (1)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
На щитовую
8
Автор поста оценил этот комментарий
"А чё такого? Так ещё Гагарин делал"
7
Автор поста оценил этот комментарий
Как девушка будет писать на них?
раскрыть ветку (5)
15
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
12
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вам картинку или как?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Хо елось бы картинки на будущее)
Автор поста оценил этот комментарий

Жить захочет - будет

Автор поста оценил этот комментарий
Ну если б в час пик)) пришлось бы попросить, домой то в ем хочется))
1
Автор поста оценил этот комментарий
Потом еще закроют на 10 лет... мол умышленно письку всем показывал.
ещё комментарий
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку