Уродливый кинематограф — 4 картины на выбор

Уродство! Чем бы ни тешились люди в разные эпохи, каким бы утонченным развлечениям ни предавались, как бы далеко ни уходили по эволюционной лестнице от покрытых шерстью предков, какими бы возвышенными произведениями искусства ни питали свою душу… Но видео с драками бомжей и алкоголиков годами не утрачивают популярность на видеохостингах.

Уродливый кинематограф — 4 картины на выбор Фильмы, Трэш, Китч, Длиннопост

Потому что людям нужно шоу. Причем в первую очередь — фрик-шоу. И дело, думается, вовсе не в необразованности и бескультурье широких народных масс, как любят говорить моралисты. Если бы они были правы, петербуржская Кунсткамера давно уже прекратила бы свое существование.

В этой небольшой статье мы поведем речь именно об уродливых, если можно так выразиться, фильмах. Устраивайтесь поудобнее и листайте вниз — сами все увидите. Если, конечно, хотите видеть.

Розовые фламинго / Pink Flamingos, 1972

Уродливый кинематограф — 4 картины на выбор Фильмы, Трэш, Китч, Длиннопост

Почетное право открывать фрик-парад уродства в кино достается этой ленте по праву, и, думается, найдется мало желающих спорить. Уродство физическое и моральное, оргии, убийства, сексуальные извращения, копрофагия, торговля людьми… И нет, это не тот случай, когда на плохие вещи хочется смотреть, потому что они хорошо и красиво показаны: снято кино настолько отвратительно, насколько это вообще возможно, да и смонтировано не лучше. И нет, все перечисленное не является всего лишь фоном для глубокой и сложной истории — сюжета как такового в картине нет вовсе. То есть он, конечно, есть, но по сути служит просто оправданием для творящегося на экране безумства.

Так чем же тогда фильм «Розовые фламинго» примечателен?

Именно тем, что описать его можно лишь одним словом: «уродство». Уродство действий, уродство мыслей. Уродство на любой вкус. А что еще лучше — сделано это было намеренно. Джон Уотерс, выступивший режиссером, оператором, сценаристом, продюсером и еще бог весть кем одновременно, поставил себе непростую задачу: снять кино, отвратительное во всех смыслах.

Добился ли он успеха? Можно было бы сухо ответить, что именно так и вышло, но лучше будет сказать, что мистер Уотерс создал универсальную лакмусовую бумажку для определения ханжей. Многие даже советуют не ложиться с человеком в постель, не посмотрев вместе «Розовых фламинго». Реагируете на кино по-разному? Разбегайтесь, вам не по пути!

Свадебная ваза / Vase de noces, 1974

Уродливый кинематограф — 4 картины на выбор Фильмы, Трэш, Китч, Длиннопост

Синопсисом этого фильма впору пугать людей с тонкой душевной организацией. Вдумайтесь только: сюжет (если тут вообще уместно это слово) запрещенного в Австралии фильма крутится вокруг фермера, совокупляющегося со свиньей, расхаживающего голым по своим владениям и предающегося прочим простым радостям жизни. В один не очень-то прекрасный день свинья рожает от фермера потомство (!), к которому он начинает ревновать свою избранницу (!!), что в конечном итоге приводит к самой настоящей трагедии (!!!). Кому там «Зеленый слоник», запрещенный уже в России, все еще кажется диким бессмысленным трешем?..

В случае со «Свадебной вазой» даже нельзя сказать, что режиссер как-то очень ловко подшутил над аудиторией или плюнул в лицо критикам. Сказать, что он снял слишком тонкий артхаус, чтобы его поняли широкие массы, тоже язык не поворачивается. Тьерри Зено скорее просто выплеснул что-то из своего подсознания, не дав никаких ключей, чтобы это нечто расшифровать. Да и надо ли?

Хотя справедливости ради стоит сказать, что некие потаенные смыслы в «Свадебной вазе» ищут и даже успешно находят. Отыскать примеры такой работы мысли в интернете совсем не сложно, были бы только под рукой поисковик и утвердительный ответ на вопрос «А оно вам надо?».

Любопытно, что в упомянутом уже фильме «Розовые фламинго», как и в «Свадебной вазе», сцены убийства животных, копрофагии и прочих извращений — настоящие. Но при этом первая лента вызывает ощущение чуть (ладно, не всегда «чуть», но все же) выходящей за границы дозволенного скабрезной шутки, в то время как после просмотра второй последовательно рождаются всего две мысли: «Кто-то ведь это снял!» и «Кто-то ведь в этом снялся!»

Про уродов и людей, 1998

Уродливый кинематограф — 4 картины на выбор Фильмы, Трэш, Китч, Длиннопост

Думается, что пора малость сбавить обороты и обратиться к более классическим картинам, посвященным теме уродства.

Режиссер Алексей Балабанов — фигура культовая, но спорная, чернушник для одних и классик современного отечественного кинематографа для других. Что интересно, в пользу той и другой точки зрения выдвигаются весомые аргументы, зачастую разбивающиеся о столь же обоснованные контраргументы. Но споры не утихают, да и никогда не утихнут.

Что же до картины, то фильм «Про уродов и людей» — это занимательная драма в ретро-декорациях, повествующая о талантливом фотографе, являющемся столь же талантливым порнографом. Именно благодаря своему таланту (или проклятию?) он и становится своеобразным демоном, разрушающим людские судьбы.

Что любопытно, в официальном синопсисе однозначно говорится, что уроды тут — жертвы порнографа, превратившиеся в развратных чудовищ, но это объяснение устраивает далеко не всех. Вторая по популярности версия «расшифровки» названия картины гласит, что фильм-то на самом деле о людях, жизни которых пустила под откос встреча с уродом. Если же немного углубиться в дискуссию, то можно встретить куда более резкие высказывания. К примеру, немалый процент посмотревших считает, что уроды — это общество, в котором в принципе возможно существование порнографии и в котором люди порой вынуждены участвовать в ее производстве, неважно в какой роли. Также в уроды порой оказываются записаны как сам Балабанов, так и зрители, которым лента пришлась по нраву.

Одним словом, кто же тут урод и по ту ли он сторону экрана либо по эту, каждый волен решать сам. А фильм однозначно стоит просмотра.

Мидори / Shojo tsubaki: Chika gento gekiga, 1992

Уродливый кинематограф — 4 картины на выбор Фильмы, Трэш, Китч, Длиннопост

Как известно, чем бы ты ни занимался, всегда есть азиат, делающий это лучше.

Российский режиссер Алексей Балабанов сумел снять кино, задающее вопросы, ответить на которые очень сложно. Японский режиссер Хироси Харада — аниме, задающее вопросы, ответов на которые не существует вовсе.

Кратко описывать сюжет «Мидори» имеет смысл только одной фразой: двенадцатилетняя девочка попадает в цирк уродов и переживает там… всякое. И дело вовсе не в опасности заспойлерить какой-нибудь неожиданный финт сюжета, не в том, что, зная историю, зритель может утратить интерес к просмотру. Дело в том, что эта картина, как «Босоногий Гэн», должна стать личным переживанием для каждого посмотревшего. Тяжелым, порой неприятным и (позволим себе единственный спойлер) без сладкой пилюли абсолютного хэппи-энда в конце. И можете поверить, уродства тут хватит в избытке и самого разного: как физического, так и морального, как явного, так и скрытого, как выставляемого напоказ, так и стыдливо скрываемого.

Любопытно, что даже создатель суперспорной «Свадебной вазы» отметился, кроме нее, еще примерно в полудюжине проектов, о которых в России мало что известно. «Мидори» же для Хироси Харады стала первой и последней полнометражкой, рожденной ценой невероятных усилий — деньги на нечто столь беспросветное и шокирующее никто давать не желал. И это в некотором смысле лишь добавляет этому аниме ценности.

***

Конечно же, называть этот текст гидом по уродству в кино или даже более или менее исчерпывающей статьей по теме никак нельзя — такой материал можно было бы растянуть на много-много выпусков DARKER. Очень и очень много достойных фильмов осталось «за кадром». К примеру, можно было бы отдать должное классике: пронзительно трогательному «Человеку-слону», самой прямолинейной картине Линча, и линчевскому же дебюту «Голова-ластик». Вот уж где есть о чем порассуждать! Можно было бы отправиться еще дальше в прошлое и сдуть пыль с провалившихся в прокате «Уродцев», тридцать лет пролежавших на полках архивов, прежде чем добиться признания. А ведь еще есть прекрасное «Превращение» Кафки, которое, кажется, экранизировали вообще все, кто только мог. А японцы? Сколько наслаждения уродством внешним в «Токийской полиции крови» и внутренним в «Гротеске»! А еще можно было бы…

Но нет, дорогие читатели, этого мы делать не будем. Мы лишь показали, откуда начинать копать, если хочется забраться по-настоящему глубоко. А дальше — сами. Поверьте, вас ждет немало чудовищных открытий на этом пути.

Автор текста: Валерий Лисицкий
Источник: https://darkermagazine.ru/page/urodlivyj-kinematograf

Другие материалы:

FANFANEWS

839 постов1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Принимаются любые посты, относящиеся к теме. При сообщении новостей и при копипасте - указывайте первоисточник.