Ученые измерили, на сколько общество рационалистично / иррационалистично. Оказалось, что сейчас мы находимся в бездне иррационализма

Исторически наблюдаются циклические движения общественных настроений - от "мистицизма" к рационализму. Есть совсем долговременные колебания, длительностью в тысячелетия: античность - средневековье - возрождение - религиозные войны - просвещение. Есть более кратковременные колебания.


Так, выдающийся русско-польский исследователь античности Ф.Ф. Зелинский в своей книге «Религия эллинизма» рассматривал циклический движения общественных настроений от мистицизма к рационализму и обратно в древнем мире. По Зелинскому полупериод таких движений, переход от одной тенденции к другой, занимает примерно 300 лет. Томас Манн рассматривал более короткие циклические движения человеческого духа, длительностью порядка ста лет: идеалистичное 18 столетие и крайне рационалистичное 19, вслед за этим - 20 столетие, в котором с колоссальной силой в общественной жизни утверждались те или иные идеалы.


О долговременных (длительностью в столетия) и мощных циклических сменах настроя человеческого общества, о том как подобно гигантскому маятнику качаются из стороны в сторону предпочтения людей по оси рационализм - мистический иррационализм, я уже писал

ранее. Но общие рассуждения Ф.Ф. Зелинского или Томаса Манна - это, конечно, хорошо. А можно ли зарегистрировать эти процессы, описать их количественно и понять в какой фазе цикла мы находимся?


Попалась интересная статья, в которой предпринята попытка измерять эту степень рациональности / спириуталистичности настроя общества - https://www.pnas.org/content/118/51/e2107848118


Из введения к статье

Всплеск политической аргументации в рамках парадигмы посправлды наводит на мысль, что мы живем в особый исторический период, когда нарушается баланс между эмоциями и рациональными рассуждениями. Чтобы выяснить действительно ли это так, мы анализируем язык в миллионах книг, охватывающих период с 1850 по 2019 год. ... Мы показываем, что использование слов, связанных с рациональностью, таких как “определить” и “заключение”, систематически росло после 1850 года, в то время как частота употребления слов, связанных с человеческим опытом, таких как “чувствовать” и “верить”, сократилась.
Эта тенденция изменилась за последние десятилетия. Одновременно с этим произошел переход от коллективистского к индивидуалистическому фокусу в речи, что отражается, среди прочего, частотой употребления местоимений единственного и множественного числа, таких как “я”/”мы” и “он”/”они”.
Интерпретация этого синхронного изменения в языке остается сложной задачей. Однако этот разворот проявляется как в художественной, так и в научной литературе. ... В целом, наши результаты свидетельствуют о том, что за последние десятилетия произошел заметный сдвиг в общественном интересе от коллективного к индивидуальному и от рациональности к эмоциям.

Из заключения к работе

Наши результаты согласуются с интерпретацией того, что феномен постправды связан с историческими колебаниями в балансе между нашими двумя фундаментальными способами мышления. Если это правда, то вполне может оказаться невозможным обратить вспять изменения, о которых мы сигнализируем. Вместо этого обществам, возможно, потребуется найти новый баланс, явно признавая важность интуиции и эмоций, в то же время наилучшим образом используя столь необходимую силу рациональности и науки для решения тем во всей их сложности. Достижение этого правильного баланса является неотложным, поскольку рациональные, основанные на фактах подходы вполне могут иметь важное значение для поддержания функциональных демократий и решения глобальных проблем, таких как глобальное потепление, нищета.

Ниже - несколько графиков из этой работы. Первый - отношение частоты употребления местоимения "я" к частоте употребления местоимения "мы". То же самое - для местоимений "моё" и "наше".


Видно, что с середины 19 века люди все чаще говорили "наше". А во время мировых войн - вообще практически перестали употреблять слово "моё".


Но в 1970-х произошел перелом ситуации. А распространение социальных сетей еще сильнее нарушило баланс - возник взрывной рост "моё" в 2008 году. В итоге, сейчас слово "мое" употребляется так часто, как никогда раньше.

Ученые измерили, на сколько общество рационалистично / иррационалистично. Оказалось, что сейчас мы находимся в бездне иррационализма Научпоп, Исследования, Рационализм, Длиннопост

На этом графике отражена частота употребления в письменной речи "рациональных" слов (верхний график) и "чувственных" слов (нижний). Видно, что перелом также произошел в конце 1970-х.

Ученые измерили, на сколько общество рационалистично / иррационалистично. Оказалось, что сейчас мы находимся в бездне иррационализма Научпоп, Исследования, Рационализм, Длиннопост

Больше материалов - в моем блоге https://t.me/IngeniumNotes

Наука | Научпоп

7.7K поста78.7K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Прочитал статью и SI к статье.

Возникло много вопросов к автору данного поста.

Автор, а правильно ли ты интерпретируешь данные? Я вижу некорректности в переводе, плюс, что более важно, я вижу вырывание кусков текста, подтверждающего твои слова. Авторы статьи куда менее категоричны.

Про перевод.

Аннотация статьи (именно аннотация, а не введение):

"The surge of post-truth political argumentation suggests that we are living in a special historical period when it comes to the balance between emotion and reasoning."

Автор поста перевёл:

"Всплеск политической аргументации в рамках парадигмы посправлды наводит на мысль, что мы живем в особый исторический период, когда нарушается баланс между эмоциями и рациональными рассуждениями."

Ну и откуда в переводе возникло слово - "нарушается"? Слово имеет негативную окраску. Что-то было, а потом нарушилось или сломалось. Но это не так, авторы статьи лишь говорят о смещении баланса между эмоциями и логикой. Нет никакого "нарушения", ничего не рушится, т.к. изначально не было никакого "правильного" баланса.

Зачем автор поста создаёт негативную оценку там, где её нет? Не хорошо это.

Дальше, теперь к выбору кусков текста про цитирование. Авторы статьи неоднократно говорят о том, что проводить анализ приведенных ими данных сложно и вряд ли вообще возможно. Более того, они и в "чистоте" своих данных не уверен до конца. Брали то они их из гугла.

"In conclusion, we cannot exclude the possibility that our results are biased by as-yet-unknown effects in the data. For instance, the rise of more casual language in the Google Books data could be related to the digital transformation enabling libraries to collect a larger diversity of materials while staying within budget."

"Inferring the drivers of this stark pattern necessarily remains speculative, as language is affected by many overlapping social and cultural changes."

"What precisely caused the observed stagnation in the long-term trend around 1980 remains perhaps even more difficult to pinpoint. The late 1980s witnessed the start of the internet and its growing role in society. Perhaps more importantly, there could be a connection to tensions arising from neoliberal policies which were defended on rational arguments, while the economic fruits were reaped by an increasingly small fraction of societies."

"It seems unlikely that we will ever be able to accurately quantify the role of different mechanisms driving language change."

Прошу обратить внимание на вот этот оборот в последней цитате - "unlikely that we will ever be able". Т.е. авторы статьи почему-то сомневаются, что вообще возможно сделать точные оценки. Но автор поста смог! Он вытащил пол абзаца из статьи, что подходит под его теорию и презентовал нам.

А это уже манипуляции с данными и натягивание совы на глобус. Это очень плохо.

Задам последний вопрос автору поста. Тебе не стыдно?

Теперь чуть-чуть моих мыслей.
Тенденции показанные в статье есть. В статистике слов действительно видны изменения. Особенно смещение от рациональности. Но тут сразу возникает куча вопросов об "артефактах измерений". О чем неоднократно пишут авторы статьи. Основное на мой взгляд, это увеличение количества художественной литературы. В статье есть график, где хорошо видно, что увеличение количества худ. лит. как раз начинается с 1980 годов. Более того, авторы сами говорят о том, что не смогли достаточно хорошо отфильтровать худ. лит. от основной массы. Т.е. даже в графиках, где у них написано "English excl Fiction" присутствуют данные худ. лит. и их количество точно они оценить не могут. Что это значит? Как по мне, с развитием интернета и значительным увеличением количества "писателей", которые в основном идут в худ. лит. упало качество образования писателей в среднем. В итоге на лицо увеличение чувственного восприятия мира, так мыслят широкие массы. Но это не значит, что 100+ лет назад широкие массы мыслили более рационально. Скорее всего, число верующих было заметно больше (в тех же штатах), просто все эти люди были слабо представлены в литературе. А теперь проще издаваться и писать книги.

И основное количество тенденций в изменениях частоты использования слов исходят из этого факта. А если говорить об индивидуализме/коллективизме, так тут вообще ситуация даже на графиках приведенных автором поста "кричит" об этом. На первом рисунке в посте график D. Это частично очищенная статистика от худ. лит. И мы тут видим, что хоть и подъём есть (но не такой существенный и не во всех связках "яркий"), он разительно отличается от того, что есть в на графике C для худ. лит.

Это именно обилие худ. лит. привносит в статистику иррациональное и индивидуальное. Что вполне себе понятно исходя из того:

1) худ. лит. обычно пишет об эмоциях и индивидууме;

2) понижение среднего качества образования авторов из-за более доступной публикации своих книг.


P.S. Ну и на посошок.

Ф.Ф. Зелинский писал только про античность. И правильно делал, т.к. сравнивать глубоко религиозное сознание с современным для оценки рациональности, мягко скажем, глупо (тут надо еще заметить, что оценка велась только среди самых образованных людей той эпохи, что как бы намекает).

Даже средневековье сравнивать нельзя, совершенно. Как об этом можно писать? Автор поста не знаком с историей? Советую почитать хотя бы о "синкретическая правде". Как людей, которые мыслили таким образом можно сравнивать с современными с точки зрения рациональности? Современные в среднем на порядки выше. Откуда мы приходим к тому, что говорить о каком-то смещении баланса между иррациональным и рациональным нельзя в принципе. Т.к. общий уровень катастрофически повышается со временем. Спадов нет, есть колебания (хотя, и они спорны), но уровень растет.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

а можно коротко для тех, кто не хочет лезть в оригинал, что значит relative rfequency: -2 на последнем графике?
типа, текст пожирает мозг в 2 раза быстрее белого листа?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это график из SI. Т.е. доп. информация к статье.

Данные спорные, на мой взгляд, поэтому, возможно, они и сидят в SI.
Авторы постарались оценить частоту появления некоторых слов, которые они по своему выбору отнесли в одну из категорий (intuition или rationality). Причем сделали это аж для 7 языков (включая и русский). Правда делали гугл переводом)))

Так вот, чтобы отнормировать все эти графики, как я понял, они выбрали "general word" в каждом языке и частоту оценивали от частот этих "general word". Видимо при подобной нормировке, они что-то из чего-то вычитали и вышли отрицательные значения. Формулы расчета они не привели. Вот что у них в SI по этому поводу:

Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да, заменить "смещение баланса" при переводе на "нарушение баланса" - это манипуляция. Что касается нормы, нормальности, - то очевидно что она есть, но она зависит от типа общества. К какому-нибудь началу 20-х эта норма сложилась, установилась, - как видно из графиков. И на протяжении 50 лет - два поколения - держалась. А потом за пять лет система ушла в разнос, практически вошла в режим с обострением. Если и спорить с термином "нарушение" - то только в другую сторону: произошла смена типа общества.

Зелинский писал только про античность потому что он был ультра- классным специалистом только по античности. Зачем ему вторгаться на другую территорию. Но Зелинский играл в свою игру. Он использовал термины "сакрализация" / "десакрализация". Но сакрализация - это что-то очищенное. Назвать же какого-нибудь героя апулеевского золотого осла человеком, жаждущего приобщения к сакральности - язык не поворачивается. Эффектной мистики, энергетизирующий сексуальные переживания - да, но не больше.

Т.е. авторы статьи почему-то сомневаются, что вообще возможно сделать точные оценки. Но автор поста смог!
Сам придумал позицию оппонента, и сам ее опроверг. Браво.
Над ситуацией с каким-нибудь сатанизмом в кремниевой долине уже в сериалах давно стебутся. Возвращаясь к золотым ослам, даже в России появляются некие "потомки сожженных ведьм", не говоря уже про какой нибудь Мадрид, где они устраивают шабаши у статуи своей хозяйки. Но да, давайте откажемся от того, чтобы фиксировать происходящее, потому что есть сомнения о том, что можно сделать точные оценки. Не хочу Вас расстраивать, но в социальных системах вообще нельзя ввести точную метрику.

Ну, и раз уж есть с кем поговорить, то на Ваш взгляд - почему именно 75 год - граница перелома? Да, какая-нибудь физика в этот момент по большому счету достигла своего предела, уперлась в стену, которую, видимо, в нынешнем состоянии пробить не сможет. Но почему так резко? Это эхо 68?
И тут на "идее моего" "споткнулись, на этой штучке"? 
Предпросмотр
YouTube1:53:57
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Каких графиков, о чем ты? Откуда норма сложилась? Это ты норму придумал? 50 лет — это настолько малый срок, к тому же на графиках нет чётко выделенного плато (а он должен быть на всех). Ты вообще знаком с нормальным анализом данных в фундаментальной науке? Тут нельзя определить понятие нормы, если идут постоянные изменения. Ты еще норму в курсе биткоина начни искать, выдели интервалы по 1 секунде и говори, что вот тут курс пришел в норму.


И вообще, для понятия нормы, надо ввести определение. Обоснованные. С чего это ты взял именно этот временной отрезок, как норму в многотысячной истории развития человечества? Нет никакой нормы идет постоянная эволюция.

Перевод научной литературы — это точное соответствие понятий, это не художественный перевод и прочая популистская ересь. Слова - нарушение там нет и в помине. Это факт.


А, т.е. ты уже знаешь из каких предположений исходил Зелинский, когда писал свои труды. Он сам тебе поведал? Что писал только об античности из-за того, что только в ней он был специалист. А не из-за того, что сравнивать культурные обычаи разных социально-экономических формаций некорректно? Откуда вообще у тебя такие заявления возникают? Хватит придумывать того, что нет.


Придумал позицию оппонента? Правда? А не ты ли, жирным текстом выделил в своём посте вот это:

"А можно ли зарегистрировать эти процессы, описать их количественно и понять в какой фазе цикла мы находимся?"

Кстати, очень интересно увидеть фундаментальные работы о доказательстве существования этих циклов (хотя бы за последние 2000 лет). Именно тех, о которых ты пишешь. Что-то мне подсказывает, что это очередная ересь.

И тут ты выдаешь следующие, уже не вопросом, а утверждением:

"Попалась интересная статья, в которой предпринята попытка измерять эту степень рациональности / спириуталистичности настроя общества"

Нет там этой попытки. Это ложь! Наглая. И именно об этом я писал. Авторы статьи не раз говорят о том, что статья посвящена оценки частоты появления слов. Они говорят о том, что даже эта оценка произведена не до конца корректно. Я цитировал их фразы, где они много раз повторяют, что причины этих изменений оценить сложно. Но ты оценил, утверждая, что в статья "измеряют эту степень". Там этого нет. Я не придумывал тебе позицию, ты её сам озвучил, и она не соответствует реальности.


О, пошли примеры. Как я это люблю. Только эти примеры ни о чем не говорят. Вообще ни о чем. Фиксировать их можно и нужно. Только делать выводы о их наличии в пользу какой-то гипотезы/теории нельзя, если пользоваться научными принципами. Т.е. толку от них для науки пока 0. Почему? Да все просто, в данный момент человечество переживает бум информационных технологий и возможности достаточно свободно изъявлять своё мнение. А из этого следует, что для того, чтобы отталкиваться от данных событий, надо их с чем-то сравнивать. Мы можем доказать, что раньше (лет 50 назад) не было таких прецедентов, они ведь просто могли не освящаться в СМИ? Или мы можем доказать, что не было людей, которые придерживаются таких же взглядов, но не афишировали их? Правильно - не можем. А значит пока у нас не будет нормальной статистики лет так на 100, ни о каких выводах мы говорить не можем.


В соц. системах можно ввести точную метрику. Во всяком случае есть такие науки как история и лингвистика. И, почему-то, они могут делать определенные точные научные выводы. Особенно лингвистика.


Нет никакого перелома именно в 1975. Даже исходя из графиков. Более того, я уже написал в прошлом посте, что оценивать эти данные и строить на них культурные тенденции нельзя. Авторы статьи себе этого не позволяют и неоднократно повторяют это. Почему ты делаешь это? Данные, собранные из библиотеки гугла с недостаточной сортировкой по жанрам это уже крест на любом анализе этих данных. Все дальше наука кончается, любая наука.

Данная статья больше как пример того, что можно начать проводить исследования по частоте слов в литературе пользуясь современными базами. И данные исследования не будут полностью рандомными, а будут отражать хоть какие тенденции. Но для этого надо быть очень аккуратным, чтобы исключить все "негативные" факторы. Авторы статьи полностью этого сделать не смогли. Но попытка хорошая и является прецедентом. Что вполне себе тянет на статью в Q1 журнале. Вот и все.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку