Убедительный телефонный развод (на самом деле не совсем)
Сегодня в 17:15 получаю звонок с номера +7(495)109-9451. Дальше цитирую (О- оператор и Я).
Оператор говорит очень хорошо поставленным голосом, уверенно, без акцента и неграмотной речи, к месту употребляет специальные термины. Фоном слышен характерный шум колл-центра. Итак:
...
О: Здравствуйте Иван Иванович (мои ИО), Александр, Служба безопасности Сбербанка.
Я: Здравствуйте, слушаю Вас.
О: При регулярном мониторинге операций обнаружена нетипичная активность по Вашей банковской карте - был выполнен вход в Сбербанк Онлайн с IP адреса, с которого ранее операции не проводились. Прошу Вас подтвердить платеж по Вашей карте.
...
я тут малость подвисаю, прикидываю, что никаких платежей в последние 15 минут я точно не делал, думаю, что на карте бабла так немало, сначала в жар, потом в холод... видимо оператор почувствовал лишнюю паузу
...
О: Платеж в 17:01 в адрес Рустама Ганиева, сейчас временно приостановлен, прошу Вас подтвердить, что Вы совершали эту транзакцию.
Я: Нет, не совершал.
О: В таком случае мы сейчас временно заблокировали вход в Сбербанк Онлайн и Вашу карту. Скажите пожалуйста, вводили ли Вы данные карты на одном из следующих сайтов: Алиэкспресс, Озон, Ебэй, Алибаба, Ламода, Уайлдберри.... (еще были, всех не запомнил)?
Я: Да, я платил картой на Алиэкспрессе.
О: К сожалению, должен сообщить Вам, что произошла массовая утечка персональных данных из этого интернет-магазина, поэтому Ваша карта скомпрометирована. Рекомендуем Вам отвязать Вашу карту, если она была привязана,...
Я: Нет, не была
О: Это Вы правильно поступили, карты Вы не теряли?
Я: Надеюсь, что нет, сейчас проверю - достаю и убеждаюсь что все карты на месте - Нет, не терял.
О: Это хорошо. Для окончательной отмены транзакции мне необходимо Вас идентифицировать.
...
у меня в голове первый звоночек - ты мне звонишь и меня же идентифицировать? - но, думаю, ладно, бюрократия же
...
Я: Да, конечно.
О: Назовите, пожалуйста, номер договора или полный 16-значный номер Вашей карты
...
второй звоночек - как-то бюрократия на идиотию смахивает
...
Я: Какой карты?
О: Вашей карты Сбербанка
Я: У меня несколько карт Сбербанка.
...
теперь подвис пацан, но быстро собрался
...
О: Сбербанк Виза
...
звоночек звенит не переставая
...
Я: У меня две карты 1234 и 5678, какой именно?
О: 1234
Я: Простите, что сразу не записал, представьтесь пожалуйста
О: Александр Сергеевич
Я: И Ваша должность?
О: Младший специалист службы безопасности Сбербанка.
Я: Александр Сергеевич, как я могу с Вами связаться?
О: По общему номеру 900, попросите, чтоб соединили со службой безопасности
Я: Нет, именно с Вами, чтобы не объяснять все заново
О: Я думаю, что нет такой возможности, колл-центр соединяет со свободным специалистом.
...
Звоночек превратился в колокол, опять же вспомнил, что определившийся номер вовсе не 900
...
Я: Александр Сергеевич, в таком случае, могу ли попросить Вас перезвонить через 5 минут?
О: Да, конечно.
....
Надо ли говорить, что он не позвонил?
Тем временем я зашел в СБ Онлайн (не заблокирован), посмотрел последний IP (мой), проверил суммы на картах и всякие холды - все хорошо. Для очистки совести позвонил своему менеджеру в банк - она послушала меня, позвонила по тому номеру, что определился и сказала, что все хорошо, звонок был левый, а я был прав, что ничего не сказал.
Что хочу отметить.
1. Развод очень грамотный с психологической точки зрения.
(А) У Вас проблема, все пропало
(Б) Мы ее обнаружили, не волнуйтесь
(В) Вы лох, конечно, но мы-то на страже
(Г) Ваша проблема не решена полностью, часики тикают, мы свое дело сделали, но теперь Ваша очередь
(Д) Чтобы ликвидировать совсем Вашу проблему, скажите нам то, что мы в общем-то и так знаем - карта уже в руках, только прочитай
Если бы по работе не приходилось регулярно в стрессовую ситуацию попадать, то мог бы облажаться.
2. Очень грамотная и профессиональная речь. Вызывающий доверие фоновый шум. В общем по косвенным признакам ни малейших сомнений.
Будьте бдительны.