ТУТ НЕ ИСПРАВИТЬ УЖЕ НИЧЕГО...

Ну что ж, почему в Библии люди друг друга убивают и вообще совершают разные плохие поступки из прошлого цикла статей по Библии*, я надеюсь, стало более-менее понятно. Но в комментариях к этим статьям были заданы вопросы о египетских казнях и всемирном потопе, а это уже совсем другая ситуация, ведь здесь убивают не несовершенные люди — здесь забирает жизни Сам Господь. Вот этот вопрос и обсудим.



В начале стоит предупредить, что вопросы, касающиеся историчности потопа, в данной заметки подниматься не будут, нас интересует, так сказать, нравственная сторона вопроса.



Почему же Бог убивает людей? А почему Он, собственно, не может этого делать? Он, вообще-то, Творец всего сущего и законный Царь, и Он может устанавливать законы, какие Ему угодно, а также наказывать за их невыполнение. Проблемы? Однако, дело тут не только в юридическом аспекте вопроса. Ведь Бог – источник всякой жизни, как жизни в физическом смысле, так и жизни души. Всякая душа, отдаляющаяся от Источника, обречена на гибель. Поэтому Его повеления – это не только законы, их, в таком случае, уместно сравнить, например, с предписаниями врача или правилами дорожного движения. Не хочешь выполнять – сам виноват. Что за болезнь, от которой желал избавить Создатель, думаю, известно – имя ей первородный грех. Эту тему здесь уже неоднократно поднимали, поэтому я просто вкратце повторю, что это такое.



Первородный грех – повреждение человеческого естества, постоянно влекущая его волю ко всякому злу и, как следствие, к смерти души и в ад. Причем дело это весьма заразительное, как писал святитель Дмитрий Ростовский: «Слабость или растление человеческой природы таково, что не злые от добрых воспринимают добрые нравы, но добрые от злых заимствуют злые нравы. Если здоровые проходят между немощными, то не они передают здоровье немощным, но, наоборот, немощные передают свою немощь здоровым. Посмотри здоровыми очами на поврежденные очи, и ты не исцелишь их своим здоровым зрением, но для своих очей ты получишь вред. Пусти одну покрытую коростой овцу среди тысячи чистых, и эта одна не очистится от тысячи чистых, все же прочие воспримут заразу от одной. От гнилого яблока гниют прочие, гнилое же от целых не исцеляется. Один, имеющий моровую язву, наносит вред городу и всей стране, а бесчисленные и безвредные, с которыми он смешается, не отнимут от него болезни». Исходя из всего этого получается, что к столь радикальному методу Господь прибег чтобы сохранить безнадежно больное человечество как вид.



Ещё одна ситуация, когда Господь уничтожает грешный народ без вмешательства собственно людей – кара Содома и Гоморры. Да, и из-за половых девиаций в том числе (об этом, может быть, как-нибудь поговорим потом), но не только. «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом…» (Быт. 13:13), из чего видно, что грехов у них было много разных. Снова обращаясь к «Толковой Библии»: «Плодоносная долина Иордана и изнеживающий климат имели такое влияние на жителей Содома и Гоморры, что они превзошли все современные им города в наглом разврате. Заметим еще, что Библия присовокупляет, что они были и злы. Глубокий разврат сопровождается обыкновенно жестокостью и даже каким-то кровожадным сумасшествием (Нерон, Калигула, Гелиогабал и пр.). И надо предположить, что жители Содома пали так глубоко, что в них не осталось уже места для доброго чувства".



И эти слова находят подтверждение в эпизоде, предшествующем падению гнезд разврата: «Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их». (Быт. 19.6 -5) То есть, жители Содома были настолько зациклены на, мягко выражаясь, удовлетворении плоти, что бросались на каждое новое лицо да ещё и без его на то согласие? Такая вот «любовь».



В этой же главе, кстати, есть ещё один смущающий момент: «Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего». Лот, конечно, понял, что пришедшие к нему странники не просты и потому готов был пойти на любые жертвы, чтобы защитить столь высоких гостей от посягательств. Нет, он, конечно, не считал это чем-то нормальным, просто, как писали Святые Отцы, выбрал меньшее зло.



Теперь перейдем к другой книге Ветхого Завета – Исходу и, собственно, египетским казням. В этом моменте священной истории вновь является ситуация, когда нужно было отделить праведных от неправедных, но здесь речь идет уже об отдельных народах. Богу нужно было, чтобы хотя бы в условиях повсеместного развращение и падения хотя бы один народ сохранил чистоту веры. Из этого народа и должно было прийти Спасителю. Так что для защиты народа, от которого вообще зависит судьба человечества, все средства хороши.



Для начала стоит сказать, откуда пошел этот избранный народ и почему Господь одних избрал, а других нет. Дело в том, что избирать Ему было и некого, кроме праведника Авраама, от которого и произошли сыны Израилевы.



Так вот, в следствие некоторых событий, которые мы здесь пересказывать не будем, иудеи довольно долгое время прожили в Египте. Сначала неплохо, но потом, когда численность их сильно возросла, фараон посчитал, что этот народ представляет для египтян опасность и потому старался как-то повлиять на их численность. Для этого иудеев стали принуждать к тяжелым работам, а потом и вовсе: «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет». (Исх. 1: 15-16). Бабки эти, правда Бога боялись и выполнять это приказ не стали, но то, что иудейский народ, пребывая в Египте находился в опасности, понятно. Причем опасности не только физической, но и духовной – они ведь жили в языческом обществе с, понятное дело, совсем не богоугодными нравами.



Естественно, Бог желал от всего этого свой народ избавить, столкнулся с некоторым препятствием в виде невероятного упрямства фараона. Правда, тут есть и вот такой момент: «но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской; фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской - судами великими; тогда узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их». (Исх. 7: 3-5).



Зачем это было нужно? По этому поводу поясняет Блаженный Августин: «Я ожесточу, - говорит Он, - сердце фараоново и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской, словно для умножения и явления знамений Бога в Египте было необходимо ожесточение сердца фараона. Итак, Бог хорошо применяет сердца злых людей для того, чтобы явить добрым или тем, кого Он собирается сделать добрыми, то, что Он хочет. И хотя у каждого сердца есть склонность к коварству, то есть какое бы склонное ко злу сердце человек не имел, это является его собственным пороком, ибо выросло из собственного желания, однако желания такого плохого свойства, что оно изменяется то сюда, то туда, и, когда туда или сюда изменяется дурно, получается, что душа подталкивается этими прилогами. Эти прилоги - существуют они или нет - не во власти человека, но они происходят из тайного, совершенно справедливого и премудрого предвидения Бога, Который распоряжается и управляет созданной Им вселенной. Значит то, что фараон имел такое сердце, которое не склонилось к милосердию, несмотря на долготерпение Бога, но, наоборот, к нечестию, было его собственным пороком. То, что произошло, - что сердце, настолько злое в своем заблуждении, противилось этим приказаниям Бога, было, что называется, ожесточенным, так как не соглашалось податливо, но оставалось неподатливым, - произошло по Божественному определению, по которому такому сердцу готовилось не только не неправедное, но очевидно справедливое наказание, которым, боясь Бога, исправляются. Предположим, например, что за совершение убийства предлагают деньги, и один движим жадностью, а другой презирает богатство. Один соглашается совершить преступления, а другой - нет. Однако предложение самой прибыли не зависело ни от кого из них. Итак, к злым людям приходят прилоги, которые не в их власти, но они обнаруживают в них то, что с ними уже сделали их собственные пороки из возникшего желания. Поэтому нужно подумать, нельзя ли понять слова: Я ожесточу, в значении: «Я покажу, насколько ожесточено».



Ну а дальше… В начале фараон был предупрежден по-хорошему, и предупреждение для убедительности сопровождалось чудом: жезл Моисея превратился в змея. Но этого, естественно, оказалось недостаточно. Затем последовало девять наказаний, очевидно имеющих неземную природу и очевидно связанных с присутствием иудеев. Наказания эти были хоть не так страшны, как последнее, но тем не менее приносили египетскому народу ощутимый ущерб. Причем обо всем этом предупреждалось заранее. Девять раз предупреждалось. Девять раз сбывалось. Нетрудно догадаться, что и на десятый раз случилось бы тоже самое. Обратите внимание, сколько Господь откладывал самое страшное наказание и сколько раз давал шанс…



А ещё когда говорят о египетских первенцах, почему то всегда считают, что это обязательно маленькие дети. На самом деле первый ребенок в семье мог быть какого угодно возраста, если он сам ещё не успел обзавестись детьми. Но среди них, очевидно, были и дети. И в Содоме и Гоморре наверняка, и, естественно, на допотопной Земле…



Я понимаю, какова главная претензия к Богу: почему страдают невиновные? Он ведь прекрасно знает дела и души всех и людей и, естественно, видит, когда кто-то действительно страдает безвинно. И таковым Он силен воздать гораздо больше, чем недолгая (в сравнение с вечностью) и далеко не всегда счастливая земная жизнь.



*Цикл "Ужасы" Библии

http://pikabu.ru/story/quotuzhasyiquot_biblii_chast_1_3869836

http://pikabu.ru/story/quotuzhasyiquot_biblii_chast_2_3872930

ТУТ НЕ ИСПРАВИТЬ УЖЕ НИЧЕГО... Теист, Апологетика, Опровержение, Мифы, Религия, Текст, Картина, Библия, Длиннопост