169

Ту-95Н | Единственный и весьма непохожий на других

Наш рассказ о единственном оставшемся экземпляре самолета Ту-95Н, который находится в авиамузее в Монино.


Самолет действительно непростой, равно как и непростой была задача, для реализации которой он был предназначен.

Ту-95Н | Единственный и весьма непохожий на других Вооружение, Авиация, Бомбардировщик, Видео, Длиннопост

Первоначально это был Ту-95 модификации «А», то есть стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия со всеми вытекающими последствиями. Специальная (по идее) окраска, поглощающая излучение, система обогрева и термоизоляция бомбового отсека, светозащитные и опять же освинцованные шторки на иллюминаторах для экипажа.

Но судьба конкретно этого самолета отличалась от судьбы собратьев.


30 июля 1955 г. вышло постановление Совмина о начале работ над составной ударной стратегической системой, состоящей из сверхзвукового бомбардировщика PC разработки ОКБ-256 главного конструктора П. В. Цыбина и самолета-носителя Ту-95Н.


Предполагалось, что до момента отделения PC будет размещаться в полуутопленном положении в бомбовом отсеке Ту-95Н на специальной подвеске.


После отделения ударный самолет должен был разгоняться до крейсерской скорости 3000 км/ч. Его возвращение на борт Ту-95Н не предусматривалось.


В целом — этакая модель ядерного камикадзе.


Расчетная досягаемость этой системы должна была составлять 12 500 — 13 500 км. ОКБ-156 предписывалось переоборудовать в Ту-95Н один из серийных Ту-95.


У Туполева эту тему возглавил И. Ф. Незваль. Во второй половине 1956 г. после совместных с ОКБ-256 предварительных проработок началось проектирование. Работы велись сначала в Жуковском, а затем в филиале ОКБ-156 в Томилино. Подвеска PC потребовала значительного изменения конструкции фюзеляжа и ряда агрегатов Ту-95 (речь шла о грузе массой 30-40 т с достаточно большими габаритами).


Для верности взаимную увязку всех систем проводили на натурном макете. К концу лета 1957 г. проектирование удалось завершить, и на завод №18 стали поступать рабочие чертежи, по которым и переделывали специально выделенный бомбардировщик.


В 1958 г. готовый самолет-носитель перелетел на аэродром ЛИИ, однако Совмин принял решение о прекращении работ над системой PC.


Что представлял собой РС? Есть смысл уделить внимание этому проекту, хотя бы для того, чтобы осознать, какая работа была затрачена на создание Ту-95Н.


Первоначально речь шла о создании составной авиационной системы, состоящей из сверхзвукового самолета-носителя, рассчитанного на максимальную скорость, соответствующую М=1,5-2,0, и ударного подвесного сверхзвукового бомбардировщика, вооруженного ядерной бомбой.


Радиус действия системы должен был обеспечивать поражение целей в США без захода самолета-носителя в активную зону поражения средств американской ПВО, а дальность полета самолета-носителя и подвесного самолета — их возвращение на базы в СССР или их союзников.


В июле 1954 года выходит официальное правительственное постановление на разработку подобных систем, работы разворачиваются в ОКБ-23 и ОКБ-156, близкие по тематике работы ведутся в коллективах под руководством Р. Л. Бартини, П. В. Цыбина, подготавливает свой проект А. С. Москалев.


4 марта 1954 г. П. В. Цыбин направил в правительство предложение о создании пилотируемого сверхзвукового дальнего бомбардировщика со скоростью полета 3000 км/ч, практическим потолком 30 000 м и дальностью 14 000 км. Работы над проектом реактивного самолета под руководством П. В. Цыбина велись в Бюро новой техники ЦАГИ группой специалистов в составе В. Б. Шаврова, А. С. Кондратьева, О. В. Елисеева, И. К. Костенко.


Согласно проекта разрабатывался самолет с передним и хвостовым оперениями и рекордно тонким (С=2,5%) трапециевидным крылом малого удлинения с двумя прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД) на концах.


На расстоянии 50 км до цели хвостовая часть самолета с оперением, представлявшая собой крылатую бомбу на основе изделия 244Н, должна была отделяться и планировать на цель, а самолет должен был возвращаться на аэродром базирования.


При работе над эскизным проектом схему самолета изменили на обычную, бомбу разместили под фюзеляжем в полуутопленном положении.


Собственная дальность полета PC по расчетам не превысила 7500 км, поэтому предусматривались применение воздушного старта с самолета-носителя Ту-95Н (на удалении до 4000 км от места базирования) с последующим набором высоты и разгоном до 3000 км/ч с помощью двух спаренных ускорителей с ЖРД и крейсерский полет на маршевых СПВРД (РД-013 тягой по 4400...4500 кгс, разрабатывавшихся в ОКБ-670 М.М. Бондарюка).


Расчетная суммарная дальность полета PC составляла 12 500...13 500 км. Эскизный проект был выпущен 31 января 1956 г.

Ту-95Н | Единственный и весьма непохожий на других Вооружение, Авиация, Бомбардировщик, Видео, Длиннопост

Самолет Ту-95Н был модернизирован только в 1958 г., а с 1956 в ОКБ Туполева начали прорабатываться специальные сверхзвуковой носители — самолеты «108» и «109», которые могли также оснащаться и подвесными ударными самолетами Ту-100 или «113».

В дальнейшем выяснилось, что термоядерная бомба весом не менее 3000 кг в сочетании с необходимостью размещения на борту пилота со всеми необходимыми системами жизнеобеспечения для полета продолжительностью несколько часов не позволяют уложиться в заданные ограничения по массе.


После успешных пусков межконтинентальных баллистических ракет (первый полет МБР Р-7 на расчётную дальность состоялся 21 августа 1957) работы по крылатым носителям ядерного оружия были сокращены.


Самолет РС так и не был построен, а вот Ту-95Н, которому не нашлось должного применения, оказался в Монино, где стоял в варианте неэкспонируемого, постепенно приходя в негодность.

Ту-95Н | Единственный и весьма непохожий на других Вооружение, Авиация, Бомбардировщик, Видео, Длиннопост
Ту-95Н | Единственный и весьма непохожий на других Вооружение, Авиация, Бомбардировщик, Видео, Длиннопост
Ту-95Н | Единственный и весьма непохожий на других Вооружение, Авиация, Бомбардировщик, Видео, Длиннопост
Ту-95Н | Единственный и весьма непохожий на других Вооружение, Авиация, Бомбардировщик, Видео, Длиннопост

Сегодня этим самолетом занимается бригада добровольных восстановителей под руководством Алексея Почерникова, человека знающего машину, а самое главное — нежно обожающего этот самолет.

Источник

Найдены возможные дубликаты

23 комментария

по актуальности
+5
В позатом году авиамузей в Монино активно хотели прикрыть,но вроде бы пока работает.Был там,видел этот и многие другие самолёты.Билет дешманский,что-то 150 руб платили без экскурсии.А в день ВВС так и вовсе бесплатно можно зайти.Подмосквичи,ловите момент,пока стоят хорошие погоды,езжайте туда семьями,не пожалеете.
П.С.:Кстати,оттуда недолго до военно-технического музея ехать,рекомендую.
раскрыть ветку 1
0
В этом году был в музее. Понравилось, что в музее работают ребята-волонтеры, помогают персоналу поддерживать экспонаты в нормальном виде. Билет около 200 рублей, если без машины, то от станции Монино минут 20 пешком.
Иллюстрация к комментарию
+1
Насколько я знаю, это единственный сохранившийся ранний Ту-95? Строевые Ту-95А и Ту-95К порезали все до единого?
раскрыть ветку 3
0
А в Дягилево что стоит? Там в музее дальней авиации - Ту-95к
раскрыть ветку 2
0
Да, действительно. Думал, что там МС, как и в Полтаве.
Это прототип Ту-95К?
раскрыть ветку 1
+1

Хмммммм... Я точно видел этот заголовок с этим фото совсем недавно... Утащил откуда-нибудь?

раскрыть ветку 9
+1

Военное обозрение
https://topwar.ru/

раскрыть ветку 8
+1

Ага, точно, мельком заглядывал туда недавно.

раскрыть ветку 2
-1

Может хотя-бы авторов укажете? А то на свой спижженый материал смотреть - слезы наворачиваются)

раскрыть ветку 4
+1

Судя по виду самолёта,жить ему осталось не долго

0
"МБР Р-7"остановило пролистывание поста,а это оказалась ракета(
0

Спасибо. Но единственных и неповторимых Ту95 было несколько. Особенно эпичен Медведь на ядерном ходу.

0
Таки знали толк в военных инновациях в СССР, только дай задачу, так хоть сверхзвуковой бомбер, хоть космический лазер :)
0
Спасибо, интересно!
раскрыть ветку 1
0
А вот мне не понравилось. Излишек нерасшифрованных аббревиатур напрягает неосведомлённого читателя вроде меня.
-1

Уважуха ребятам, успехов! Это наше прошлое, наши достижения, мы должны их сохранять и гордиться... Сам авиатор, душей с коллегами! :)

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: