Цвета военного неба: «Фиаты» над Ла-Маншем

Фашистская Италия вступила во Вторую мировую войну, чтобы не опоздать к разделу трофеев после неизбежной, как тогда казалось, победы германского оружия. Главной сферой приложения усилий, разумеется, стало Средиземноморье, но в 1940–1941 годах дуче отправил на помощь германскому союзнику два экспедиционных корпуса, первый из которых, нацеленный против Великобритании, был чисто авиационным.

Цвета военного неба: «Фиаты» над Ла-Маншем Самолет, Летчики, Длиннопост, Вторая мировая война, Битва за Британию, Италия

К идее отправки авиационного контингента для участия в немецком наступлении на Британские острова Муссолини пришёл в августе 1940 года. В первую очередь это было политическое решение, вероятно, вызванное стремлением хотя бы номинально поучаствовать во вторжении в Великобританию, чтобы после её поражения увеличить размеры причитающихся Италии аннексий и контрибуций. Германское руководство отнеслось к идее без малейшего энтузиазма, но и препятствовать инициативе не стало.


Интернациональный долг по-итальянски

10 сентября был сформирован Итальянский авиационный корпус (Corpo Aereo Italiano — CAI), предназначавшийся для действий против Британии с аэродромов на территории Бельгии. В его состав вошли два бомбардировочных и один истребительный стормо (авиационное соединение, условно соответствующее советской авиадивизии) — всего шесть авиагрупп, а также отдельная эскадрилья стратегической разведки. Общая численность корпуса — около 200 самолётов разных типов.

Цвета военного неба: «Фиаты» над Ла-Маншем Самолет, Летчики, Длиннопост, Вторая мировая война, Битва за Британию, Италия

Бомбардировщик «Фиат» BR.20M (тактический номер 242–3, серийный номер MM22267) из состава 242-й эскадрильи 99-й авиагруппы на аэродроме в Бельгии. В бою 11 ноября 1940 года он будет сбит и упадёт в море, все пять членов экипажа во главе с лейтенантом Эцио Скуаззини погибнут


Кроме одной истребительной группы, взятой из ПВО Рима, все части прежде базировались на северо-востоке Италии и успели поучаствовать в двухнедельной кампании против Франции. Что касается материальной части, то 172-я отдельная эскадрилья стратегической разведки летала на новых «Кантах» Z.1007bis «Альчионе» (Alcione — ит. «зимородок»), а во всех прочих частях технику срочно обновили. Бомбардировочные группы завершили перевооружение с «Фиатов» BR.20 «Чиконья» (Cicogna — ит. «аист») на модифицированные BR.20M. С истребителями дело обстояло несколько хуже. 20-я авиагруппа, прежде летавшая на монопланах «Фиат» G.50 «Фреччиа» (Freccia — ит. «стрела») ранних серий выпуска, получила комплект новых истребителей, а 18-я группа сохранила бипланы «Фиат» CR.42 «Фалько» (Falco — ит. «сокол»). Часть истребителей была радиофицирована: монопланы в большем объёме (передатчики обычно стояли на машинах командиров звеньев), бипланы в меньшем (только отдельные самолёты).

Самолёты корпуса не проходили никаких доработок для лучшей адаптации к новому театру и зимним условиям ни в оборудовании, ни по окраске. Все они несли стандартный «крапчатый» итальянский камуфляж того периода, в котором на верхних и боковых поверхностях поверх базовой песочно-жёлтой краски Giallo Mimetico наносились мелкие пятна двух цветов: зелёного Verde Mimetico и коричневого Marrone Mimetico, а нижние поверхности были серыми Grigio Mimetico. Серая краска была единой для всех итальянских ВВС, а остальные одновременно использовались в двух-трёх разных по оттенкам вариантах.

Цвета военного неба: «Фиаты» над Ла-Маншем Самолет, Летчики, Длиннопост, Вторая мировая война, Битва за Британию, Италия

Истребители «Фиат» CR.42 «Фалько» 18-й группы на промежуточном аэродроме в Монако во время перелёта в Бельгию


И немцы, и англичане впоследствии отмечали чрезмерную яркость и «игрушечность» окраски итальянских самолётов и её явную тропическую направленность, плохо сочетающуюся с серым зимним небом и унылыми наземными пейзажами северо-западной Европы.

Вскоре после прибытия итальянцев на фронт в окраске были введены жёлтые элементы быстрого опознавания «германского типа», которые на истребителях использовались повсеместно, а на прочих типах — только на части самолётов. На многомоторных самолётах чаще встречалась широкая жёлтая полоса на фюзеляже, а истребители в подавляющем большинстве случаев были желтоносыми, но на отдельных машинах встречались и полосы на фюзеляже. Под конец пребывания в Бельгии появились и «продублированные» обозначения и на носу, и в хвостовой части фюзеляжа.

Особенностью попавших в Бельгию G.50 оказалось низкое качество лакокрасочного покрытия, которое уже через пару месяцев начинало осыпаться крупными кусками, что для итальянской авиации в целом не было свойственно.

Цвета военного неба: «Фиаты» над Ла-Маншем Самолет, Летчики, Длиннопост, Вторая мировая война, Битва за Британию, Италия

Самолёты «Фиат» G.50 «Фреччиа» 20-й истребительной группы щеголяли в Бельгии на удивление облезлыми бортами


Перелёт на север начался 27 сентября, и в условиях плохой погоды над Альпами итальянцы понесли заметные потери: пять бомбардировщиков разбилось из-за отказов техники и ошибок экипажей, имевших малый опыт полётов в сложных метеоусловиях, а ещё 12 совершили вынужденные посадки на первых подвернувшихся аэродромах. Истребители вылетели позже, и им повезло больше: был потерян только один G.50.


Первый блин

22 октября части корпуса были признаны готовыми к бою. К этому моменту на бельгийских аэродромах сконцентрировались 75 бомбардировщиков BR.20M, 95 истребителей (50 CR.42 и 45 G.50) и пять разведчиков Z.1007bis — всего 175 боевых самолётов. Сверх того, было 13 транспортных самолётов (один SM.75 в штабе корпуса и 12 Ca.133T в истребительных авиагруппах) и девять связных «кукурузников» Ca.164. Связь с Римом обеспечивал один «Юнкерс» Ju 52, а командующему корпусом немцы презентовали персональный «Шторх» Fi 156. Всего 199 машин.

Первой боевой операцией итальянских ВВС на западном фронте стал проведённый в ночь на 25 октября рейд на Харидж и Феликстоу, в который были отправлены 18 бомбардировщиков BR.20M. Один самолёт разбился вскоре после взлёта, а остальные успешно выполнили задание, хотя и не добились сколь-нибудь заметных результатов. На обратном пути три экипажа потеряли ориентировку и полностью выработали топливо, при этом два из них воспользовались парашютами, а третий совершил вынужденную посадку, разбив самолёт.

Цвета военного неба: «Фиаты» над Ла-Маншем Самолет, Летчики, Длиннопост, Вторая мировая война, Битва за Британию, Италия

Fiat CR.42 (серийный номер MM4462), который с октября 1940 по начало 1941 года был персональным самолётом командира 18-й группы майора Ферруччо Возилла (Ferruccio Vosilla). Этот лётчик был ветераном Гражданской войны в Испании, но свои первые и последние три групповые победы одержал в боях с французами в июне 1940 года. Осенью некоторые итальянские самолёты уже успели получить белые полосы на фюзеляже, впоследствии ставшие элементами быстрого опознавания средиземноморского ТВД, но в данном случае это явно не они, а обозначение командирского истребителя


Второй рейд, на этот раз дневной, состоялся 29 октября. Целью был порт Рамсгит, бомбить который отправились 15 бомбардировщиков 43-го стормо в сопровождении целой армады истребителей: 39 CR.42 и 34 G.50. Одновременно в воздухе находилась группа немецких истребителей, лётчики которых были проинструктированы при необходимости прийти на помощь союзникам.

Три бомбардировщика прекратили выполнение задания из-за отказов двигателей, а остальные в плотном строю вышли на цель, сбросив на неё в общей сложности 75 бомб. Рядом с ними, крыло к крылу, как на параде, шли истребители. Королевские ВВС никакого противодействия этому налёту не оказали, но пять «Аистов» получили повреждения от зенитного огня, и один из них плюхнулся на брюхо, едва дотянув до бельгийского берега.

В следующие две недели итальянские истребители летали на ничем не примечательные патрулирования. Успехов и потерь не было, несмотря на обстрелы зенитной артиллерией, а также стычки с британскими истребителями.


Отрезвляющий «Чинзано»

11 ноября итальянцы осуществили масштабный по меркам ограниченных сил корпуса и скоординированный с люфтваффе налёт на порт Харидж с одновременным отвлекающим рейдом на Грейт-Ярмут. Операция получила наименование «Чинзано». На ложную цель летала 172-я эскадрилья в полном составе, эскортируемая 24 G.50, но англичане на эту группу вообще не обратили внимания, и единственным итогом стало то, что несколько лётчиков-истребителей вернулись с вылета с серьёзными обморожениями лица.

Цвета военного неба: «Фиаты» над Ла-Маншем Самолет, Летчики, Длиннопост, Вторая мировая война, Битва за Британию, Италия

Fiat G.50 (серийный номер MM5450) из состава 353-й эскадрильи 20-й группы по состоянию на октябрь 1940 года. Во время «северной командировки» истребители 20-й группы продолжали носить эмблему 51-го стормо, в состав которого ранее входила часть. Двухцветный бортовой код с чёрным номером эскадрильи и красным индивидуальным номером был типичен для итальянской авиации вообще и данной группы в частности, хотя и присутствовал не на всех её самолётах


Главный рейд проводили 10 бомбардировщиков 99-й группы, каждый из которых нёс по три 250-килограммовые бомбы. Эскортировать их должны были 42 CR.42 и 22 G.50, а также немецкие Bf 109, но из-за плохой погоды обе группы истребителей-монопланов вскоре после взлёта вернулись на свои аэродромы. Задание пришлось выполнять только пилотам бипланов CR.42. В 14:40 бомбардировщики двумя пятёрками подошли к Хариджу, а истребители держались позади и в некотором отдалении.

Англичане по данным радиолокаторов своевременно нацелили на перехват три эскадрильи «Харрикейнов» и одну эскадрилью «Спитфайров». Лётчики одной эскадрильи противника так и не увидели, но две другие эскадрильи «Харрикейнов» одновременно вышли в атаку на бомбардировщики с двух сторон. «Спитфайры» в это время столкнулись с итальянскими истребителями и провели с ними скоротечный бой, в котором никого не сбили, но помешали вовремя прийти на помощь подопечным бомбардировщикам.

Цвета военного неба: «Фиаты» над Ла-Маншем Самолет, Летчики, Длиннопост, Вторая мировая война, Битва за Британию, Италия

Британские ополченцы с интересом изучают содержимое бортового продуктового пайка сбитого 11 ноября бомбардировщика «Фиат» BR.20M (тактический номер 243–2, серийный номер MM22261) из состава 243-й эскадрильи 99-й авиагруппы. Из шести человек экипажа, которым командовал лейтенант Пьетро Аппиани, двое погибли, а четверо попали в плен — их вино и печенье достались победителям


Манёвренные итальянские истребители оказались достаточно трудным противником для «Харрикейнов», но в целом преимущество было на стороне англичан. Через некоторое время противники стали постепенно выходить из боя и брать курс на свои базы. На обратном пути группа итальянских истребителей вновь наткнулась на прикрывавшей транспортные суда патруль «Харрикейнов» и провела ещё один воздушный бой.

На победные реляции противники не поскупились. Всего по итогам воздушных боёв с итальянцами английская сторона засчитала себе девять сбитых и один повреждённый BR.20, а также пять сбитых, четыре предположительно сбитых и три повреждённых CR.42. В свою очередь, итальянцы насчитали девять британцев, сбитых своими истребителями, а ещё один заявили воздушные стрелки бомбардировщиков.

На деле было сбито всего три итальянских бомбардировщика: два из них упали в море, а ещё один экипаж из 243-й эскадрильи совершил вынужденную посадку на британской территории и попал в плен. Истребителей было сбито два: самолёт из 83-й эскадрильи упал в море, а «Фалько» из 95-й эскадрильи плюхнулся на суше, снеся шасси. Ещё на одной машине из этого подразделения ещё до начала боя начались проблемы с маслосистемой, так что лётчику пришлось приземлиться прямо на пляже, а его машину британцы потом отремонтировали и всесторонне испытали.

Цвета военного неба: «Фиаты» над Ла-Маншем Самолет, Летчики, Длиннопост, Вторая мировая война, Битва за Британию, Италия

Fiat CR.42 (серийный номер MM4326) из 95-й эскадрильи 18-й группы по состоянию на зиму 1940–1941. В 18-й группе был принят обратный порядок расположения бортовых кодов: сначала шёл индивидуальный тактический номер, а уже потом номер эскадрильи и эмблема части между ними. Символы кода рисовали объёмно-золотистыми


На обратном пути четыре повреждённых бомбардировщика приземлились на разных немецких аэродромах. 19 истребителям из-за боевых повреждений или выработки топлива также пришлось садиться на базах на континенте или в чистом поле, ещё два самолёта были полностью разбиты, а восемь — повреждены.

Английская сторона потерь не понесла, лишь два истребителя получили повреждения, а на третьем «Харрикейне» после случайного или намеренного удара по центроплану верхнего крыла «Фалько» слегка укоротились лопасти винта. Что стало с противником, лётчик не видел, и победу ему не засчитали.


«Странная война»: ночные вылазки и патрули над своей территорией

Результатом неудачной операции «Чинзано» стал переход Итальянского авиационного корпуса на ночные бомбардировки, которые были менее эффективны, но и обходились практически без потерь. Для 172-й разведывательной эскадрильи это вообще был единственный боевой вылет кампании: нужды в разведке корпус не испытывал, а потому все остальное время экипажи эскадрильи выполняли только транспортные полёты в интересах истребительных групп.

Цвета военного неба: «Фиаты» над Ла-Маншем Самолет, Летчики, Длиннопост, Вторая мировая война, Битва за Британию, Италия

Fiat G.50 (серийный номер MM5372), который с октября 1940 по весну 1941 гг. был персональным самолётом командира 20-й группы майора (позднее подполковника) Марио Бонцано (Mario Bonzano). Ас войны в Испании, к своим 15 испанским победам Бонцано позже добавил ещё три на северо-африканском ТВД. Окраска дана по состоянию на начало весны 1941 года. Красный круг на щитке шасси, смысл которого неизвестен, встречался на большинстве G.50 раннего выпуска. Истребители, полученные 20-й группой перед началом командировки, не были ранними, но на части из них, в том числе и данном самолёте, такое обозначение присутствовало. Эмблема части на командирском истребителе по какой-то причине имела устаревший вид, к тому времени вышедший из употребления


Всего за ноябрь-декабрь «Чиконьи» выполнили 93 ночных самолёто-вылета. К ночным действиям пытались подключить и истребителей: так, 18 ноября пара лётчиков 18-й группы со своими истребителями были откомандированы в голландский Влиссинген, где базировались немецкие ночные истребители, для использования в ПВО. Подробности их службы в этом качестве неизвестны.

Дневные полёты истребителей некоторое время продолжались с прежней интенсивностью, и однажды это закончилось ещё одним столкновением с англичанами. 23 ноября в наступательное патрулирование по маршруту Дюнкерк — Маргит — Истчерч — Фолкстон — Кале ушли 29 CR.42, а группа из 24 G.50 должна была лететь параллельным курсом, но несколько дальше вглубь острова.

Англичане по тревоге подняли 12 «Спитфайров» 603-й эскадрильи, лётчики которых на траверзе Фолкстона заметили группу итальянских бипланов и пошли в атаку. Завязался напряжённый бой, из которого победителями вышли британцы: два сбитых «Фиата» упали в море, а три повреждённые машины совершили вынужденную посадку, едва перетянув через Ла-Манш. Платой за эти успехи стал один повреждённый «Спитфайр». Впрочем, обе стороны «басурман не жалели»: британцы засчитали себе семь сбитых и два предположительно сбитых самолёта, а итальянцы зафиксировали пять побед.

Цвета военного неба: «Фиаты» над Ла-Маншем Самолет, Летчики, Длиннопост, Вторая мировая война, Битва за Британию, Италия

Вставший на нос на вынужденной посадке 11 ноября 1940 года «Фиат» CR.42 (тактический номер 95–13, серийный номер MM5701) сержанта Пьетро Сальвадори из 95-й эскадрильи был захвачен англичанами с минимальными повреждениями, быстро восстановлен и прошёл всесторонние испытания…


На этом боевые действия итальянской истребительной авиации фактически прекратились, и в декабре на Англию она уже не летала, ограничиваясь прикрытием собственных баз и патрулированием над оккупированной территорией.

Во второй декаде декабря командование итальянских ВВС выпустило директиву об отзыве корпуса обратно в Италию. Официально это связывали с необходимостью переждать плохую погоду, но в действительности операцию решено было сворачивать, чтобы направить пополнения на Балканы и в Северную Африку. В реальности этот приказ исполнялся постепенно и довольно растянуто по времени: бомбардировщики летали на боевые задания до середины января, а истребители — до середины апреля, после чего уцелевшие самолёты вернулись на родину. «Итальянская битва за Британию» закончилась.

Цвета военного неба: «Фиаты» над Ла-Маншем Самолет, Летчики, Длиннопост, Вторая мировая война, Битва за Британию, Италия

…а теперь экспонируется в виде, максимально приближённом к оригинальному, в музее Королевских ВВС Великобритании в Хендоне. Из считанных сохранившихся до наших дней «Фалько» этот истребитель находится в наилучшем состоянии


Всего в 1940 году бомбардировочные группы Итальянского авиационного корпуса совершили 137 боевых самолёто-вылетов (в том числе 25 дневных) с налётом 315 часов, сбросив 54 320 кг бомб, а на долю 172-й эскадрильи пришлось всего 5 боевых вылетов, все дневные. Истребительные группы за это время налетали 1740 часов в 934 вылетах, из которых 234 пришлось на эскорты, 220 — на наступательное патрулирование, 444 — на патрулирование оборонительное. Ещё 36 раз итальянские истребители вылетали по тревоге. Лётчики G.50 участвовали в одном безрезультатном воздушном бою, а пилоты CR.42 — в двух боях, в которых одержали 14 подтверждённых и 6 предположительных воздушных побед. В действительности они смогли повредить пару «Харрикейнов» и один «Спитфайр». В 1941 году 20-я группа налетала ещё 853 часа в 662 вылетах (491 — патрулирование, 157 — вылеты по тревоге, 14 — на прикрытие кораблей). За эти три с половиной месяца лётчики группы всего дважды встречали самолёты противника и не провели ни одного воздушного боя.


Источник

Смотрите у меня в профиле статьи "Цвета военного неба"

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу