Цикл контакта: общая идея. Начало движения: недифференцированное поле и слияние

Есть в гештальт-подходе рабочий инструмент под названием «кривая контакта» - схема, описывающая процесс возникновения и удовлетворения потребностей в контакте со средой.


Эта «кривая контакта» или «кривая цикла контакта» очень удобная штука, во-первых, она является диагностической и рабочей моделью для терапевтов, и во-вторых, ею вполне может пользоваться любой человек, пытаясь разобраться в хитросплетениях собственных мыслей, желаний и поступков.


Процесс удовлетворения той или иной потребности или желания рассматривается, как некоторая последовательность состояний и действий, разбиваемая на условные этапы;

а результат, некоторое желанное изменение в жизни, - является итогом последовательного прохождения этого пути.


Идею эту можно прикладывать и к глобальным жизненным задачам, и к сиюминутным желаниям – последовательность этапов в цикле одна и та же для потребностей любого масштаба;

остановки в этом движении (мы их еще называем прерывания удовлетворения потребности) схожи независимо от важности желаемого результата.


Умение благополучно проходить этот цикл удовлетворения потребности – в общем-то, итог, к которому в психотерапевтической работе мы и стремимся, начиная с определения того, что за препятствия есть на этой дороге, а потом потихоньку пробуя их разбирать, для дальнейшей возможности удовлетворения своих нужд и реализации желаний.


Можно и с конца смотреть: вот тот результат, который получен - откуда и как он появился... какое первоначальное желание и способы его реализовать привели туда, куда привели.

Напишу немного о разных кусочках этого цикла, и о том, какие препятствия возникают.


1. «Недифференцированное поле», формирование фигуры потребности и "слияние".


В самом начале на душе спокойно, всего достаточно, все хорошо или же - неспокойно, нехорошо и недостаточно;

главное на этом этапе – присутствие некоторой размытости, нечеткости, недифференцированности состояния: желаний особых нет, и субъект желаний тоже не очень заметен… просто кто-то есть, как-то живет, - кто, как, куда еще неясно… состояние удовлетворения, расслабленности, сонливости или апатии, упадка сил.


В хорошем варианте, в таком размытом состоянии в некоторый момент начинает чувствоваться напряжение, смутное беспокойство – чего-то начинает хотеться, или что-то начинает мешать, но что именно - еще непонятно. Появляется точка напряжения – начинает формироваться фигура потребности.


Если в этот момент поспрашивать себя – чего ж мне хочется-то? – можно найти ответ: есть, пить, спать, секса, общения, поработать и тд…

Потребность становится ясна и на следующих этапах мы переходим к попыткам ее удовлетворить.

(тут, конечно, тоже возможны "матрешки" - когда за выполнением одного желания показывается скрытое поначалу следующее, за ним - еще одно и еще одно, и так пока не появится что-то действительно основательное).


Все было бы очень хорошо, если бы это формирование фигуры потребности и выход из «размытого» самоощущения происходили беспрепятственно.

В жизни, на этом этапе часто возникает прерывание движения, известное под названием «слияние» - когда не удается почувствовать вот это вот четкое «я хочу".


Внутреннее состояние так и остается размытым: я хочу, или это просто надо, положено хотеть? Хочу или придумываю себе желание? Достаточна ли сила моего желания для начала действий или проще отказаться? – то есть не фокусируется толком ни «Я», ни «Хочу»; ни субъекта желания как будто нет, ни импульса, заряда энергии, который бы был достаточен для начала действий.


Иногда это прерывание появляется не в форме «не очень-то и хотелось», а в форме «мы»:

если человек не может сфокусироваться на собственном состоянии из-за того, что он очень сильно связан с кем-то, является частью некоторого «мы» (пары, семьи, организации, религии);

«я не готовлю острую еду, потому что у нас (то есть у другого члена семьи, например) – больной желудок». И какое питание нужно моему телу я никогда и не узнаю, находясь в слиянии с потребностями другого человека.


Всегда есть вариант попробовать просто говорить «я хочу», искать желания, фокусироваться на себе и своем состоянии - иногда срабатывает, иногда срабатывает только на простых желаниях, не страшных… это тоже хорошо, так как появляется опыт переживания этого «я есть», «я хочу».

Вообще, как опыт, это состояние можно хорошо прочувствовать на примере телесных потребностей – когда хочется в туалет, сложно напутать кому туда нужно и зачем))).


Всякое защитное образование является адаптацией, иногда просто очень устаревшей. Со «слиянием» та же самая история: почему-то невозможность четко себя определять и чувствовать возникновение желания (здесь пока только чувствовать, даже не реализовывать) оказались когда-то где-то и с кем-то наиболее удачными формами поведения, а возможность и способность выдерживать импульсы желаний и не рассыпаться при этом – не сформировались.


И тут мы приходим к вопросам: что с человеком, когда он сам по себе – хорошо ли ему в своем «Я», есть ли ощущение себя центром своей жизни или же плохо, неуютно, никак и пусто, и это совершенно не то состояние, которое является привлекательным и желанным;

нужно ли переживание «мы» и для чего, есть ли там выбор – «мы» для радости, или это жесткая нужда и без «мы» жизнь теряет краски и смысл; тогда и выходить из слияния не захочется – отдельность будет переживаться, как одиночество и опустошенность, а вовсе не как возможность роста и чего-то хорошего.


Часто в работе со слиянием, в попытках фокусироваться на «Я» или на «хочу» мы начинаем зарываться в слои раннего опыта: там, где никакой отдельности еще не было, где она не смогла сформироваться то ли потому, что не хватило контакта с матерью, то ли потому, что собственная активность и желания оказывались лишними, опасными, не принимаемыми.


Есть период, когда слияние, «мы» необходимы; это основа для развития психики, прекрасный опыт, без его переживания невозможно никуда сдвинуться.

Во взрослой жизни в моменты влюбленности, близости, различных воодушевляющих переживаний связанных с чувством единения с миром или людьми мы прикасаемся к этому состоянию сопричастности, соединенности с другими.


Вопрос лишь в том, чтобы и своя отдельность могла существовать.


Источник

Психология | Psychology

20.6K постов59.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.