Церковные реформы 1520 - 1530-х – за сто лет до старообрядчества
Для лиги лени: словоблудие и школотроние
Вместо предисловия.
В лето Господне 1420-е конец света не наступил. Хоть многое говорило о том, что наступит.
Не оправдались мрачные пророчества хилиастов, предсказывавших дату Конца вполне точно, а именно в первый понедельник февраля месяца 1420 года после святой Схоластики. Ну что же, кончился понедельник, потом вторник, затем среда — и ничего. Не наступили Дни Искупления и Возмездия, предваряющие приход Царствия Божия. Не был — хоть и завершилось тысячелетие — освобожден из заточения своего Сатана и не вышел, дабы обольщать народы в четырех углах Земли. Не сгинули от меча, огня, глада, града, клыков хищников, скорпионьих жал и змеиного яда все грешники мира и супротивники Бога. Тщетно ожидали верные пришествия Мессии на горах Фавор, Беранек, Ореб, Сион и Оливной, впустую ожидали второго пришествия Христа quinque civitates, названные в пророчестве Исайи пять избранных городов, которыми сочли Пильзно, Клатовы, Лоуны, Сланы и Жатец. Конец света не наступил. Мир не погиб и не сгорел. Во всяком случае — не весь.
Прибирался у себя, и нашел какие-то вопросы из олимпиады по истории. Вопрос попался интересный:
Расположите события XVI вв. в хронологической последовательности. В ответ запишите комбинацию цифр. Учтите, что баллы засчитываются лишь в том случае, если все варианты расположены верно.
1) Введение московской большой сохи
2) Суд над Максимом Греком по делу Ивана Берсеня-Беклемишева
3) Бегство князя Андрея Курбского в Литву
4) Взятие Казани русскими войсками
5) Отмена церковных и монастырских тарханов
6) Взятие столицы Ногайской орды русскими войсками
7) Смерть Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой
И тут я перед сном пошел почитать, чего же там такого натворил какой-то Грек. Причем за сто лет до раскола 1656 года.
Удивительной судьбы человек этот Грек.
Родился в 1470 году. Учился, был знаком с Джироламо Савонарола. Но ушел в монахи в примерно 1505, но в православный монастырь.
Интересная примета времени. Вроде как католики должны быть против православных, а мусульмане против и тех, и других, однако на тот момент патриархия сидит в Константинополе, который взят турками в 1453, но Пахомия 1, и за ним Феолепта 1, никто не смещал, а наоборот, чуть ли не султан утверждал. Что вызвало интересный казус.
Как пишут в российском.. мнении на текущий момент, цитата
В 1453 году под натиском турок-османов пал Второй Рим – Константинополь. Это событие ознаменовало гибель Ромейской империи, или Византии, и именно тогда центром православного мира, Третьим Римом, стала Москва.
Падение Константинополя, или Как Москва стала Третьим Римом
Никаким центром православия Москва, до приезда в 1588 году Иеремии II, Москва – на тот момент бывшая в каком-то смутном статусе «вроде уже не должна платить дань в Орду, потому что Орды больше нет», конечно, не была, и не стала.
Стояние на Угре (1480) уже было, дань в Орду уже не платили, Иван 3 уже воевал с Литвой и всеми остальными, но взять Смоленск в 1502 году не удалось.
В самом православии «в целом» на тот момент еще не раскол, но уже есть вопросы. Григорий III (патриарх Константинопольский) в 1450 смещен с поста за связь с Римом, хотя и до этого, с 1438 по 1439, был большой Ферраро-Флорентийский собор.
В российском православии тоже было не так просто. Только-только разобрались с ересью жидовствующих, см. предисловие, только-только сделали первый полный перевод Библии на русский (1499 год, Геннадиевская Библия), только прошли Соборы 1503 и 1504.
Но, не про них.
В 1518 году Грек прибыл в Москву, чтобы исправить и переписать старые переводы Библии. Которые ранее были сделаны частичнол с греческого, частично с латыни. Но перевод с латыни означает перевод, по существу, католической литературы, а не православной греческой.
Тоже, удивительный для меня момент. В то время везде уделяли массу внимания именно обрядовости, в том числе по каким-то непонятным для современного меня вещам:
Причастию хлебом и вином:
Чашники, каликстинцы (от лат. calix — чаша; чеш. Kališníci) требовали права причащения всех верующих (как мирян, так и духовенства) «под обоими видами», не только хлебом, но и вином (последнее в католической церкви — привилегия духовенства).
Выбору, каким хлебом причащаться, пресным или дрожжевым.
И началось.
Сначала начали исправлять какие-то крупные или мелкие огрехи в переводах. Потом дошли до теории и практики, обрядовости и духовности, не стяжательства и прочих ересей.
Когда же Медоварцев возразил Вассиану, что русские книги переведены с греческого, а те писаны по вдохновению Св. Духа, то Вассиан ответил на это: «от диавола писаны, а не от Св. Духа, а ты слушай меня да Максима Грека, здешние книги все лживые, а правила здешние кривила, а не правила, а до Максима по тем книгам Бога хулили, а не славили, а теперь мы познали Бога Максимом и его учением».
Хотя до того тот же Вассиан (Патрикеев), князь-инок, участвовал в диспутах, плавно перешедших еще не в ересь, но в конфликт где-то в 1510 году, цитата:
Иосиф Волоцкий представил донос великому князю Василию, тот поставил в известность Вассиана Патрикеева. Вассиан, который считался учеником Нила Сорского, защищал белозерцев перед великим князем и потребовал свидетеля, доставившего донос старца Серапиона, на допрос. Допрос закончился смертью свидетеля.
Конец спора о реформах был немного предсказуем.
Вассиан (Патрикеев) - отправлен в московский Симонов монастырь, потом в Иосифо-Волоколамский монастырь, где толи умер, толи убит.
Туда же, в Иосифо-Волоцкий монастырь, был отправлен и Максим Грек. Потом переведен в Тверской Отроч монастырь, оттуда , уже в 1551 году (при том, что он 1470 года рождения, значит, в 81 год) переведен в Троице-Сергиев монастырь, где и умер в 1556 году.