1239

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок

Всем бодрое время суток!) Лайфхак... наткнулся я на этот пост, почитал комментарии. И так, некоторые не понимают и/или просто не знают, что при центровке воздушного судна (ВС) учитывается всё: вес пассажиров, вес ручной клади, багажа, груза, почты, экипажа, топлива, воды. Учёт идёт не с филигранной точностью:)
Скажу так, данный пост больше будет сухой и скучный. Будут конечно картинки, но для наглядности к тексту. Но я надеюсь, все-таки кому-то будет интересно.
Сразу скажу по поводу веса пассажиров. Конечно, если полетит 50 сумоистов, поправка на их повышенную массу будет сделана;) Ну а так исторически сложилось, что для пассажиров от 12 лет вес делится на «летний» и «зимний», летом - 75 кг, зимой - 80. Для остальных одинаково: от 2 до 12 лет - 30 кг. До 2 лет - 15 кг.
Весь смысл при регистрации пассажиров и багажа, контролировать центровку самолёта и распределить багаж, груз и почту по багажникам самолёта. Чтобы САХ самолёта не была слишком передней или слишком задней.
Центровка воздушного судна (Center of Gravity) - положение центра тяжести, измеряемое в процентах длины средней аэродинамической хорды - САХ. У каждого самолёта есть свой предельный передний и задний центр тяжести, когда самолёт уже не сможет компенсировать момент центра тяжести рулём высоты. Либо не может поднять нос, либо заваливается на хвост. Разжевал как смог;)
Простите за фото с экрана. Делать адекватные скрины было трудно.
И так, поехали. Регистрация пассажиров и багажа. Все производится в программе «Астра».
(Все зависит от авиакомпании, бывают разные программы. Рассматриваю на конкретном примера, суть в всех одна)

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

Под цифрами: 1 - пункт назначения пассажиров; 2 - количество проданных билетов на данный рейс; 3 - количество зарегистрированных пассажиров; 4 - сколько из них мужчин; 5 - женщин; 6 - детей от 2 до 12 лет; 7 - детей до 2 лет; 8 - ручная кладь пассажиров; 9 - багаж в килограммах. Синим обвёл вес груза и почты, до куда он летит.
Все эти данные нам нужны, чтобы внести их в центровочную программу WB-гарантия.

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

В красном кружке указываем общее количество ручной клади. Под цифрой 1 зоны где сидят пассажиры. Цифры 2-5 нужны, чтобы указать количество мужчин, женщин и детей в этих зонах. Их количество мы смотрим на предыдущем фото. А кто в каких зонах смотрим тут:

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст
Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

Примерно раскидываем по зонам пассажиров. Программа уже считает центровку. Она уже понимает, что на нос давит, допустим, 20 пассажиров и 1400 кг (зона 0А). В зависимости от их возраста учитывается вес (В начале поста указал их). Они создают переднюю центровку. В зоне 0B, допустим сидит 15 человек и они тоже создают переднюю центровку, но не так сильно, как зона 0А, потому что они сидят почти у центра тяжести. Так же и влияют на заднюю центровку пассажиры зон 0С и 0D, в противовес зонам 0А и 0B. (Вспоминаем как работает момент силы рычага)
Дальше идёт багаж, груз, почта. На первом фото пункт 9 и то, что обвёл синим.

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

В самолёте два багажника: передний (цифра 1) и задний (цифра 2). Внутри они тоже делятся на две зоны. Для переднего багажника на 1 и 2 зону. Для заднего на 3 и 4 зоны. Обвёл зелёным. 1 зона позволяет загрузить туда около 800 кг. (Зависит от типа ВС). Потому что находится в самом носу. Туда много грузить нельзя. Опять же вспоминаем рычаг. 2 зона около 2-3 тонн. 3 зона 4-5 тонн. 4 зона около 800 кг (потому что самый хвост, рычаг сильный).
Жёлтым обвёл вес загрузки в зависимости от ее типа. В вот оранжевым обвёл уже тип загрузки. B - baggage/багаж, C - cargo/груз, M - mail/почта.
И так мы видим, что в первом багажнике, в первом отсеке 45 кг почты, во втором отсеке 600 кг багажа до LED (Санкт-Петербург). Во втором багажнике, в третьем отсеке 410 кг груза и 500 багажа до DME (Москва), в 4 отсеке 143 кг почты до DME. Данные по почте и грузу берём из первого фото.
Благодаря этим данным программа считает сколько килограмм давит на нос и хвост самолёта и как это влияет на центровку. Причём, если один самолёт летит транзитом до LED, через DME, то ВСЯ загрузка делится на разные багажники. Для быстрой разгрузки/загрузки самолёта и, чтобы не было путаницы.
Что ещё?) Топливо... топливо весит много и тоже влияет на САХ.

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

До вылета заносится в программу сколько будет топлива на борту на взлёте, на рулении, сколько топлива самолёт потратит до посадки в аэропорту назначения. Это все нужно, опять же, для центровки. На взлёте одна центровка, на посадке другая. Потому что топливо сгорит. В данном случае сгорит 14.5 тонн топлива.
В итоге получается вот что:

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

Это центровочный график (колодец). Синяя линия не должна выходить за переделы белой зоны. Если это произойдёт, то программа выдаст ошибку и не даст оформить рейс. Нужно будет перегружать багаж, груз, почту. А может даже часть снимать с самолёта. Никто же не хочет катастрофы.
На основе всех этих данных создаётся Сводная Загрузочная Ведомость (СЗВ/Loadsheet). В которой указывается рекомендуемый выпуск закрылок на взлёте, положение стабилизатора. Количество пассажиров в каждой зоне. САХ (Цетровка самолёта) на взлёте, посадке. Количество груза, почты.
Выглядит примерно так (взял с другого рейса):

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

А так же схема загрузки багажа по багажникам и их зоны

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

Эти документы отдаются командиру воздушного судна. Он их изучает и подписывает, подтверждая этим что он ознакомился со схемой загрузки и знает какая центровка его самолёта, сколько пассажиров и груза. Один экземпляр остаётся в аэропорту вылета, один остаётся ему.
P.S Ребят, 3 часа ночи. Пост планировался давно. Но я старался. Пытался подготовиться, углубиться в тему. Я сам не диспетчер пассажирских перевозок (он этим занимается), но мне все это разжевывали за два дня. Поэтому где-то я мог упустить что-то или объяснить не совсем понятно. Простите заранее. Я сам в целом это все понимал, но ни разу не видел как все центруется и проверяется.
Правда, надеюсь, что те, кто прочёл это все до конца, поняли тему в целом. Поняли, что центровка самолёта - важная штука и что учитывается вес всего.
P.s 2. Спасибо за внимание, надеюсь я внёс чуточку ясности.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
11
Автор поста оценил этот комментарий
Но вы представьте, что все 150-180 человек в самолёте обманет на 2-3 килограмма агента при регистрации? Это 300-600 килограмм. А диспетчер перевозок скажет грузить все в задний багажник. Он будет думать, что там 3 тонны багажа. А по факту 3.6 тонны. Что уже создаёт заднюю центровку. Или наоборот переднюю. (Если в передний багажник). И хлоп. На взлёте вы клюнете носом или внезапно упадёте на хвост.

Если бы это реально создавало угрозу, перед взлетом самолёт ставили бы на специальные весы, которые бы взвешивали отдельно переднюю и заднюю части самолета, и проверяли фактическую центровку.


Поскольку этого не делают - это всё домыслы с целью вызвать у пассажира чувство вины.

раскрыть ветку (35)
15
Автор поста оценил этот комментарий

я бы клизмы предложил ставить всем пассажирам перед вылетом) глядишь суммарно на тонну -другую и полегчал бы общий вес

раскрыть ветку (3)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Клизма за 2минуты до вылета. И живые позавидуют мертвым !

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий
И все побегут в хвост самолёта в туалет, в результате центровка будет нарушена.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
5
Автор поста оценил этот комментарий
Я не пытаюсь вызвать чувство вины пассажиров;) Да и представить не могу как можно взвесить отдельно части самолёта😄
раскрыть ветку (26)
14
Автор поста оценил этот комментарий

А вы только представьте, что разброс в весе взрослого человека от 60 кг до 120 кг, представляет целых 60 кг - это целых 12 бесплатных 5кг сумок. А на 100 пассажиров это разница в +- 6 тонн на один рейс. О каких 2-3кг ошибочных вы ведете речь? Почему пассажиров не взвешивают раз это так важно? Вес ручного багажа влияет только на дополнительные доходы авиакомпаний! 2 разные авиакомпании в ручную кладь дозволяют брать одна 5кг и другая 10кг, разница в 2 раза. Почему так, самолеты одинаковые, пассажиры тоже. Очень напрашивается ответ. "Победа" - охренела от безнаказности.

раскрыть ветку (19)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати да, тоже странно выглядит: вес пассажира берется средний и с очень высокой погрешностью в несколько десятков килограмм, зато пара-тройка килограмм, которые он с собой берет - почему-то важны.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
С пуза фартук не срежешь, да и дистрофикам скидку делать неохота - а вот за сумку/чемодан/итп бапки сами просятся.
0
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати скажу как агент перевозок. Лично нам не жалко, берите сколько хотите) Просто начальство или представитель компании, если увидит это, может наказать нас. И причём рублём. Это же их прибыль)

раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Просто начальство или представитель компании, если увидит это, может наказать нас. И причём рублём. Это же их прибыль)
А, ну вот, ЧТД: вопрос все-таки не в безопасности, а в прибыли.


Повторюсь: была бы проблема в безопасности, её бы уже давно решили.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Странно обвинять Победу. У них есть определенные правила, когда покупаешь билет на их рейс - соглашаешься с этими правилами. Не устраивает - летишь другой а/к.

Любая а/к это бизнес. У Победы такая модель. Это лоукостер, причем отнюдь неплохой. Полетайте другими лоукостерами, ощутите разницу.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну в целом принято считать за 80 кг, например. Зарегистрировались два человека: мужчина 120 кг и женщина 60. В среднем 90 кг. Плюс все пассажиры разбросаны по салону;) Тут не сильное влияние. Упор больше идёт на багаж, потому что он грузится «в концы» самолёта и создаёт рычаг сильный.

А по поводу победы.. ну меньше вес самолёта - меньше топлива надо - меньше денег. Это же лоукостер)

раскрыть ветку (12)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Зарегистрировались два человека: мужчина 120 кг и женщина 60. В среднем 90 кг
А может и мужчина 85 каких-нибудь весить, и в среднем будет уже 72. А может и женщина-толстуха попасться. И на соотношение М и Ж тоже всем плевать.
Упор больше идёт на багаж, потому что он грузится «в концы» самолёта и создаёт рычаг сильный

Почему это должно быть проблемой пассажира? Взвешивайте весь багаж самостоятельно. Меняйте расположение багажа и пассажиров так, чтобы это не влияло. Это ваши проблемы.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А если среднеклассовые американцы с ожирением полетят в большом количестве?

Автор поста оценил этот комментарий

Ну, я же в посте написал, что так исторически сложилось) Не мои проблемы. Раз так сделали, значит для центровки это не критично.

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Раз так сделали, значит для центровки это не критично.
Именно! Чего вы тогда про безопасность рассказываете? ;-)

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Я уже готов начать собственное расследование и сделать через месяц-два чуть ли не научную работу по центровке🤣🤣 самому интересно стало че за дичь получается)

0
Автор поста оценил этот комментарий

Аааа))) Погоди, я про безопасность в целом) Не правильно выразился)

Сам пост вообще был создан, чтобы показать как центруется самолёт) А не вызывать тред за каждый килограмм и точность) В самом начале написал, что филигранной точности не требуется)

3
Автор поста оценил этот комментарий

Какого черта не спрашивают вес пассажира при покупке билета тогда??

0
Автор поста оценил этот комментарий
А по поводу победы.. ну меньше вес самолёта - меньше топлива надо - меньше денег

Реальная разница веса меньше 0,1% от массы груженого самолета. Никакой экономии нет.

Автор поста оценил этот комментарий

Тот багаж который "в концы" он как раз платный и там никто 2-3 кг не скроет, его взвешивают на приемке. А вот ручная кладь, она также разбросана по салону равномерно и разница ее в 2-3кг это в пределах погрешности веса самого пассажира и за нее так бьются, впихивая в разные рамки на посадке представители авиакомпаний. Так что ваши примеры и цифры не о том. Те вопросы и проблемы о которых вы нам тут расписываете, вызывая жалость - это не проблемы пассажиров с их ручной кладью

раскрыть ветку (3)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Господи, где я вызываю жалость?) Я просто сделал пост, где попытался обьяснить как центруется самолёт)

Ну да, в конце написал а-ля «не наебывайте», но это не попытка вызвать жалость) Мне лично не жалко, чтобы кто-то взял не 23 кило багажа, а 30

ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда не пишите так! Потому как эта наебка не касается центровки и перевеса, темы вашего поста, она касается лишь денег, которые пытается всеми силами и способами выудить из пассажиров авиакомпании. Этим вбросом в конце вы полностью изменили смысл своего поста.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я его убрал ещё 10 минут назад) Довольны?) нет правда, я не собирался вызвать концовкой поста жалость и так далее. Я признаю свою ошибку и приношу свои извинения тем, кого это задело.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Накажи её - и не летай этой компанией. В настоящее время они учитывают только размер ручной клади, вес неограничен. Так что "Победа" работает согласно законодательства. По минимуму, но согласно законодательства. Другое дело, что другие компании позволяют больше, ну так они и не лоукостеры. Так что не понятно как и за что наказывать "Победу".

3
Автор поста оценил этот комментарий

Пустой самолёт периодически взвешивают на специальных весах, чтобы знать ценировку пустого самолёта и уже от неё отталкиваться при вычислении центровки загруженного. Почему взвешивают не один раз, а периодически? Потому что может меняться компоновка кресел, меняться оборудование на более лёгкое или более тяжёлое, да даже краска ливреи весит несколько сотен килограмм.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Так же, как взвешивают грузовики по осям.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Элементарно) Тем более с современными тензовесами, которые ставятся между домкратами и самолетом. Именно так и определяют его центровку, только это делается на пустом самолете еще на заводе, или когда делают определенные "формы" тех.обслуживания.
А уже потом расчетным методом.

Автор поста оценил этот комментарий

Да и представить не могу как можно взвесить отдельно части самолёта😄
Если на одни весы поставить передние шасси, а на другие задние - по идее, они должны будут показать разную массу, в зависимости от центра тяжести. Если центр тяжести находится по центру - показания весов будут примерно одинаковы.


Или я не прав?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
0
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Шасси неравномерно удалены от центра тяжести. Не получится.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Если бы это реально создавало угрозу, перед взлетом самолёт ставили бы на специальные весы
У "Победы" есть такая технология. Правда это не специальные весы, а вот это:

Иллюстрация к комментарию
0
Автор поста оценил этот комментарий

Это не домыслы, а законы аэродинамики. Самолёт это не автомобиль, для него правильная загрузка важна.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

С этим никто не спорит. Но если допускается возможность обмана  - значит это не так важно. Особенно если учесть, что авиация - чуть ли не самая параноидальная гражданская сфера деятельности.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

При чём тут паранойя. Все инструкции в авиации составляются и дополняются на основании горького опыта авиакатастроф.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку