Целостность сознания

Мы привыкли отождествлять себя с чем-то целым, где наше сознание подобно созревшему и нетронутому никем яблоку – целое и неделимое. Но так ли это на самом деле?

Мы привыкли отождествлять себя с чем-то целым, где наше сознание подобно созревшему и нетронутому никем яблоку – целое и неделимое. Но так ли это на самом деле?

Вопрос сознания очень сложен, и многие ученые, связанные с изучением мозга, до сих пор ищут ответ, как работает в мозгу данный механизм. Поэтому я не возьмусь даже предполагать ответы и лишь задам некоторые вопросы.

Издревле считалось, что неделимое и цельное наше «Я» находится в сердце. Наша душа. Все было просто, пока не пришла вторая мировая война. Многочисленные травмы головы и возможность их изучать на живых пациентах открыли поразительные вещи, что повреждения определенных областей мозга могут изменять характер человека. С этого момента стало понятно, что сознание, где бы оно не находилось, тесно связано с мозгом.

Теперь же в наше время, когда мы имеем полную карту мозга, место, где прячется сознание все так и не нашли. Что приводит некоторых специалистов к выводу, что сознание не сконцентрировано в отдельной области, а является системой, появляющейся на стыке одновременной работы нескольких областей.

Но известный факт, чем сложнее механизм, чем сложнее система, тем выше шанс ее поломки, однако в случае с сознанием, оно полностью ломается, или иначе говоря, пропадает, лишь тогда, когда человек умирает. Да, есть множество заболеваний, как влияющих на вспомогательные элементы сознания, такие как память, речь, зрение и т.д., так и непосредственно на него само, как, например, ряд заболеваний носящих общее название – шизофрения. Человек может потерять даже связь с реальностью, но сознание или осознание себя как личности сохраняется почти при любой ситуации. Но почему?

Почему мозгу так важно сохранить наше сознание? Ведь добывать пищу и размножаться, могут и неразумные животные. Почему эволюционная надстройка высшей нервной системы, так важна для организма?

И когда мы проживаем нашу жизнь, нейроны отмирают, другие утрачивают или отращивают новые дендриты и аксоны, но… Человек всегда остается собой, продолжает воспринимать себя не как нового человека, унаследовавшего предыдущие сборки сознания, а себя, как естественно изменившегося.

И вот еще парадокс, человек меняется, но остается прежним, есть даже фраза, что «люди не меняются». От себя хочется добавить: «они лишь развиваются». А вот вектор развития закладывается в самом рождении и это лотерея.

Еще знаменитый Омар Хайам написал известные многим строки:

«Благородство и подлость, отвага и страх - всё с рожденья заложено в наших телах. Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже - мы такие, какими нас создал Аллах».

И этот стих хорошо отражает суть нашего развития, мы не меняемся как личность, но развиваемся, реализовывая заложенный потенциал.

Получается, что, несмотря на все изменения нашего «Я» мы не меняемся всю жизнь. И даже то, что изменение областей нашего мозга носит буквально физический характер, это не приводит к кардинальному изменению нашего сознания. Причем для субъективного наблюдателя, изменения вовсе не будут ощущаться, и он будет все так же считать себя целостным сознанием и даже не заметит этих изменений.

Но тогда возникает логичный вопрос. Если изменение областей мозга не приводит к рождению НОВОГО сознания, НОВОЙ личности, то где этот предел?

Представьте себе следующий мысленный эксперимент.

Если от мозга подопытного человека можно было бы отсекать небольшие его части, имея возможность не нарушать работу жизненно важных органов, в какой момент он перестанет быть собой? Что в нашем сознании носит ключевую составляющую? Любовь к близким? Память о событиях прошлого? Ненависть к врагу? Сколько можно отнять частей сознания, пока человек не перестанет быть собой? Половину? Треть? Четверть?

А если эти небольшие кусочки начнут складываться в новом месте на базе нового мозга, обеспечивающего лишь жизненно важные функции, то где в какой-то момент окажется ваше сознание между двумя частями этой системы?

И если полностью пересобрать мозг в ДРУГОМ месте, это будете вы или ваш двойник?

И если это будет ваш двойник, то, что вы потеряли? Ведь сумма вас составляющих в новом месте будет все та же.

И отсюда вытекает вопрос. Мы есть сумма частей нашего сознания или мы есть нечто большее, чем просто наше сознание?

Например, представьте себе еще одну ситуацию. Был ваш обычный размеренный день, он шел своим чередом и вдруг, вы теряете сознание. Вы приходите в себя в закрытой комнате, где нет ни окон, ни дверей, лишь лампа, дающая свет. В комнате ваш точный двойник, вы оба помните вашу прошлую жизнь и оба считаете себя оригиналом. Это две абсолютно одинаковые системы, одинаково мыслят, одинаково принимают решения. Как бы вы решили, кто должен из комнаты вернуться в вашу жизнь? Вы бы, разумеется, хотели бы, чтобы этим человек были именно вы. Но почему? Ведь ваша копия будет и думать, и жить, и получать удовольствие точно как вы.

Может потому, что мы отождествляем себя с собой, лишь, когда помним непрерывную последовательность моментов нашего я. Но что соединяет эти моменты? Память?

Однако, если лишить памяти человека, то он останется собой и будет размышлять как раньше, он не изменится. Разумеется, его решения станут другими, но лишь из-за утраты старого контекста.

Так что есть в нас помимо разума? Что делает наше я в пространстве и времени нами, а не того, гипотетического идентичного клона? И почему нам грустно потерять себя, даже если бы мы знали, что за место нас останется жить идентичный клон?

Или вот еще один пример. Я привожу так много примеров, потому что мне сложно описать то, что меня волнует, вы уж извините.

Вот есть человек. Он любит, есть морковку, тащится от нее, как безумный. Но в какой-то момент, он ее переел, и возникла мутация, появилась аллергия. И он стал ненавидеть морковку. Это все равно он, правильно? Просто он разлюбил морковку. Хорошо, идем дальше.

Он любил близкого ему человека, который затем его предал. Человек стал его ненавидеть. Но это все равно он, верно? Просто поменялись чувства. Идем дальше.

Вот человек не знал, как водить машину, сходил на курсы и научился, получил права. Это все еще прежний человек, так?

Но все эти новые черты характера, есть физические изменения, когда наши нейроны отращивают или утрачивают дендриты и аксоны, иначе говоря, свои отростки, с помощью которых и определяется, как и куда пойдет сигнал.

И возникает закономерный вопрос. Какое количество изменений, сделают из человека другого человека. И умирает ли прежний или остается жить?

И вот теперь, на фоне этого хаотичного сложного и, возможно, глупого рассуждения, возникает последний вопрос.

Мы все боимся смерти, ну или большинство из нас. Но что если НАША смерть, гораздо ближе, чем мы думаем? Что если возраст нашего сознания не совпадает с возрастом нашего тела и рождены мы были недавно, а умрем уже через миг.