"Торможу". Роман в одном посте

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для ЛЛ: возможно читать только заголовки, выделены шрифтом.

ЭПИГРАФ

"Кто идиот???!!! Я - идиот!!!???... Да, я - идиот." Это про меня.

ДИСКЛЕЙМЕР

Пост ни в коей мере не направлен на обучение или навязывание каких-либо правил поведения на дороге и управления автомобилем. Просто размышления и попытка связать многолетний опыт с новыми реалиями.

В посте рассматривается исключительно управление легковым автомобилем с механической коробкой перемены передач (МКПП).  Управление иными транспортными средствами не рассматривается.

Также не рассматривается вождение в экстремальных условиях: наводнение, гололед, снегопад, ураган, землетрясение и т.п. Только ясная сухая погода, которая и стояла все время моего самоконтроля.

Рассматриваю методы торможения исключительно с точки зрения безопасности на дороге, без учета износа деталей и расхода топлива/масел и т.п., поскольку научно обоснованных данных по износу и расходу не нашел, а утверждения авторов постов базируются либо на личных убеждениях авторов, либо на мнениях, высказанных другими авторами.

ИЗВИНЕНИЯ И БЛАГОДАРНОСТИ

Приношу извинения @archsteel за некорректное ведение дискуссии.

Благодарю @archsteel и @Skaz04nik за идею этого поста.

ВВЕДЕНИЕ

Написал я пост о том, как водительские рефлексы (я их назвал "автопилот") помогли мне избежать ДТП. И, в частности, написал, что останавливаясь перед светофором, тормозил на нейтральной передаче.

В ходе дискуссии @archsteel и @Skaz04nik высказали крамольную (на мой тогда взгляд) мысль о торможении при включенной передаче.

Я был озадачен. Полез в Интернет. Поговорил с водителями, имеющими опыт управления машиной на механике. Переговорил с молодыми водителями, которые еще помнят "чему учили в автошколе. Неделю следил за своей манерой езды и, в частности, торможения.

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ О МОЕМ ОПЫТЕ

Водительское удостоверение получил в 1979 году. Ездил на машинах отца - ВАЗ классика: задний привод, механика. Мой первый автомобиль ЗАЗ-968М, затем Москвич-каблук (ИЖ-2715), Вазовская классика, Вазовские переднеприводные модели, иномарки: Форд, Рено, Шевроле. Не владел, но ездил на праворульных машинах, на автомате, на полном приводе. Самыми большими были Пасфайндер, Паджеро, КАМАЗ с фурой, колесный трактор Т-150. За 42 года вождения, в том числе последние 30 лет практически ежедневного, ни одной аварии  по моей вине. В меня врезались, что есть, то есть.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В конце 70-х годов последнего века второго тысячелетия нас учили на автомашинах сплошь с задним приводом и с механической коробкой передач. При этом рекомендовалось тормозить либо двигателем (включена пониженная передача, двигатель ревет на повышенных оборотах, скорость заметно снижается, передние колеса свободны для маневра), либо тормозом (выключаешь скорость либо нажатием на сцепление, либо включением нейтральной передачи и педалью тормоза снижаешь скорость вплоть до полной остановки, в зависимости от усилия на педаль тормозят либо передние, либо передние и задние колеса). Торможение "ручником" тоже было, но его пропустим.

Почему не рекомендовалось тормозить с включенной скоростью? На заднем приводе достаточно было слегка повернуть передние колеса и занос был обеспечен. Проверял по молодости на пустой дороге, крутило изрядно.

МОЙ СТИЛЬ ВОЖДЕНИЯ

На что обратил внимание. Я на самом деле много еду на нейтральной передаче.

Со светофора разогнался до 60+, включил нейтраль, еду спокойно, поток не задерживаю, нога на тормозе, полностью контролирую расположение и поведение машины, в зависимости от скорости в момент приближения к впереди идущей или стоящей машине либо останавливаюсь, либо включаю подходящую передачу и еду со скоростью впереди идущих машин.

Вхожу в пологий поворот, снижаю скорость торможением на нейтрали до 70-60-40, в зависимости от поворота и дорожных условий. Прохожу поворот на передаче, соответствующей скорости.

Крутой поворот, поворот на перекрестке - первая/вторая передача, кратковременное торможение при выжатом сцеплении (пропуск одинокого пешехода) и дальше с ускорением 2-3-4 передача.

Приближение к пешеходному переходу с "лежачим полицейским". Перед первым препятствием снижаю скорость торможением на нейтрали, включаю вторую/останавливаюсь (по ситуации). Пропускаю пешеходов, трогаюсь, включаю вторую, притормаживаю с выжатым сцеплением, отпускаю сцепление и тормоз, преодолеваю второе препятствие и поехал, как и после светофора.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ИНТЕРНЕТ

" Прерывистое («импульсное» торможение) — Основной способ снижения скорости с помощью рабочей тормозной системы. Заключается в нескольких, различных по количеству, силе и продолжительности нажатия на педаль тормоза. Максимальная эффективность достигается при совместном использовании, как с обычным, так и с «силовым торможением двигателем»." Самая логичная, но достижение максимальной эффективности за 42 года вождения мне понадобилось всего пару раз, в остальное время мне вполне хватало штатной системы торможения.


Есть и шутники: Торможение двигателем действительно существует. Оно начинается сразу после торможения бампером и радиатором.


Есть рекомендации, которые поддерживают мою точку зрения, что торможение без торможения двигателем - это вполне нормальная практика:Как вообще правильно замедляться?

Сразу начнем с конкретных практических советов. Если машина оборудована механической коробкой, то при плавном замедлении перед светофором мы можем помочь себе, если не будем выключать сцепление. Автомобиль будет замедляться эффектом «торможения двигателем». На современных моторах (особенно малообъемных и турбированных) он уже не так заметен, как на старых, но тем не менее.

Правда, переключаться «вниз» перед светофором советовать не буду. Толку от этого мало, а вот дополнительная нагрузка на синхронизаторы есть. Эта техника работает только на затяжных спусках за городом.

Еще одна рекомендация

Выжимать сцепление перед торможением или нет - личное дело каждого водителя. Всё зависит от опыта и собственных предпочтений. Но при этом необходимо помнить не только о своей безопасности, но и о безопасности других участников дорожного движения.

Сторонники торможения одновременно с торможением двигателем утверждают, что Крутящий момент при торможении обеспечивает равномерную скорость вращения ведущих колес. За счет этого автомобиль может сохранять заданную рулевым управлением траекторию, а в случае необходимости будет легче ее изменить.

Хотя, с моей точки зрения, считать неуправляемым автомобиль с работающим исправным двигателем и рулевым управлением, двигающийся в режиме торможения на нейтральной передаче, в котором находится бодрствующий, трезвый, не обкуренный, адекватный водитель, будет несколько неправильно.

ВЫВОДЫ

Тормозить автомобиль возможно любым способом. Главное чтобы это было комфортно для Вас и безопасно для окружающих.


Спасибо тем, кто осилил эту простыню.

Ваш старый маразматик DedX5