Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Тоеда или история японского капитализма

Что такое японские мегакорпорации Дзайбацу я уже описал здесь.


О Дзайбацу или кое что из истории японского капитализма


Чтобы понять размеры и мощь японских мегакорпораций - “Дзайбацу”, и понять саму природу японского капитализма, рассмотрим пример такого выдающегося человека как Сакити или как его еще называют на русском языке Сакичи и Сакиши Тоеда.


Все вы конечно знаете что такое Тойота. На данный момент это самая крупная автомобильная фирма в мире. А Тойота Королла самый выпускаемый и соответственно самый продаваемый в мире автомобиль за всю историю.


Ок, концерн VW чуть побольше нынче.


Так вот глядя на логотип Тойота я все время думал что это такая стилизованная буква Т. Ну типо Т - Тойота.

Тоеда или история японского капитализма Япония, Бизнес, Авто, Toyota, История, Политика, Россия, Мат, Длиннопост

Оказывается нет. На самом деле это игольное ушко и нитка продетая в нее.


Итак, Сакичи Тоеда родился в 1867 году, в общем то небогатой семье. Папа плотник, мама ткачиха, что кстати в принципе неплохо. Есть два родителя и оба работают, чего еще то?. Ну да пролетарии, ну да не графья и сын не мажор. Зато семья полная!


Но так случилось что папа умер.


И маме одной пришлось много трудится, чтобы вырастить детей. И поскольку Сакичи (давайте остановимся на такой транскрипции этого имени) был старшим, то он автоматом стал старшим и в семье. Звучит гордо, но на деле, на него просто упал тяжелый груз ответственности за семью. А мама тяжко и постоянно работала чтобы дать детям образование, как это принято в азиатских семьях. У них образование это прямо культ какой-то.


Разумеется на университетское образование, она априори заработать не могла, будучи простой ткачихой. Зато Сакичи постоянно занимался самообразованием, особенно в технических дисциплинах.


С малых лет Сакичи наблюдал как мама работает на станке. И всегда видел какой это тяжкий и неблагодарный труд. Причем самая большая тяжесть заключалась, в том что больше половины времени уходило на то чтобы распутать нити. Ну да станки 19 века были несовершенны. Нитки путались и все работа стопорилась. Впрочем так было во всем мире.


И юный Сакичи придумал свой ткацкий станок, в котором удалось вдвое снизить возможность остановки работы. Это было его оригинальное изобретение и именно с ним он решил заявиться на Мировую промышленную выставку проходящую в Токио.


И чтобы понять дальнейшие события, надо понимать что представляла собой Япония в конце 19 века.


Совсем недавно в Японии произошла революция Мэйдзи, до которой страна представляла собой обычное отсталое, феодальное, азиатское государство. До революции Мэйдзи Япония жила в условиях полной изоляции, типо мы самые духовные и вообще у нас есть национальный лидер Сегун - самый человечный человек, дескать нам и так норм. По японии бродили самураи с катанами, писали хокку, пили сакэ и угнетали крестьян как было и сто и тысячу лет до этого


Но потом пришло понимание что страна серьезно отстает. Еще немного и Япония просто станет бесправной Европейской колонией.


Справедливости ради Япония давно могла бы стать колонией какой нибудь Португалии или Голландии. Но было два фактора против. Во первых Япония реально находилась очень далеко от Европы. Во вторых с Японии нечего было взять, ну там реально была беда с ресурсами, ни тебе золота, ни серебра, даже шелк завозили из Китая. А аниме, хентай и фильмы про Годзилу тогда еще не делали (хотя хентай говорят уже делали).


Об этом периоде хорошо повествует фильм “Последний Самурай” с Томом Крузом. В нем очень хорошо показаны противоречия Японии того времени.Кто то хочет самурайствовать и махать катаной, а кто то хочет развивать промышленность, строить телеграфы и железные дороги.


И вот когда пришло осознание что страна отстает, началась революция Мэйдзи. Это когда молодой император сверг сегунов и провозгласил следующие принципы:


1. демократизм - учёт общественного мнения при решении государственных дел.

2. национальные интересы.

3. свобода предпринимательской деятельности.

4. независимость суда.


И пятый пункт, самый для нас важный это - эффективное использование знаний и достижений человечества, чтобы «положение Японии было упрочено».


Короче все было хорошо, все вроде бы развивалось. Только в стране наступил период слепого низкопоклонничества перед западом.


Ну а как иначе?


Японцы сами видели какая технологическая пропасть разделяет их и Европу. Главная стратегия страны, была в том чтобы как можно быстрее перенимать западные технологии и внедрять их у себя.


И вот в таких условиях Сакичи Тоеда представил свой ткацкий станок на мировой промышленной выставке. Дело в том, что до этого он безуспешно пытался продать его японским текстильным предприятиям. Но хозяева этих предприятий, видя очевидные выгоды и преимущества от таких станков, все равно их не брали. Ну ясно же, что не может японец ничего толкового придумать. Лучше купить французские или английские станки.


Самое интересное произошло на выставке. Те самые англичане и французы будучи людьми деловыми и без комплексов, увидев станок Сакичи, без всяких проблем, взяли и купили лицензию на производство.


Ну а что?


Станок хороший. Нитки в два раза меньше путаются. Почему нет?


Зато японцы были в полном ахуе. Это что же получается!!! Значит наши тоже могут??? Значит не такие мы тупые? Ну раз и Французы и Англичане купили станок!!!


Это была настоящая революция в сознании нации. Хорошее дополнение к революции Мэйдзи.


На фото швейная машинка Тойота.

Тоеда или история японского капитализма Япония, Бизнес, Авто, Toyota, История, Политика, Россия, Мат, Длиннопост

И тут паренька заприметили в семье мегакорпорации Мицуи. И жизнь у человека наладилась.


Впоследствии Сакичи Тоеда создал свою фирму и создал еще множество новаторских изобретений в области текстильной промышленности.


Но как то он увидел впервые автомобиль.


И все.


На текстиль, он тут же забил.


Япония с этого момента была обречена стать автомобильной сверхдержавой. А логотип с игольным ушком и ниткой, станет символом самой крупной в мире автомобильной корпорации.


Но об этом уже в следующем посте...


На фото первый автомобиль Тойота.

Тоеда или история японского капитализма Япония, Бизнес, Авто, Toyota, История, Политика, Россия, Мат, Длиннопост