Типы 4WD

Пикабу, привет! Решил попробовать написать статью специально для тематического сообщества (с появлением оных), однако все как-то руки не доходили…

В этой статье я расскажу о типах 4WD на автомобилях.


Системы полного привода можно поделить на две группы: FullTime и PartTime. Отмечу, что управление этими системами может быть как ручным, так и автоматизированным.


Начну с небольшого ликбеза: дело в том, что колеса автомобиля вращаются с одинаковой скоростью только при прямолинейном движении. В повороте колеса автомобиля вращаются с разной скоростью, причем суммарная скорость передних колес (передней оси) больше суммарной скорости колес задней оси. Соответственно и колеса на одной оси так же вращаются с разной скоростью, что требует установки устройства, которое компенсирует разность скоростей колес на одной оси — межколесного дифференциала. Соответственно автомобиль с приводом на 4 колеса должен иметь минимум 2 межколесных дифференциала. Автомобили с системой 4WD FullTime имеют так же межосевой дифференциал.


У классического дифференциала есть один очень большой недостаток: он стремится направить весь крутящий момент на то колесо (ось), которое в меньшей степени способно его реализовать. Например, в случае, когда одно колесо ведущей оси имеет хорошее сцепление (асфальт, твердый грунт), а другое стоит на льду, то весь крутящий момент уйдет на колесо, стоящее на льду (так как ему намного легче крутиться), и машина никуда не поедет. Для обхода этого недостатка существует блокировка дифференциала, которая соединяет его выходы, в этом случае оба колеса будут вращаться с одинаковой скоростью. Блокировки существуют ручные и автоматические, однако это тема для другой статьи.


4WD PartTime не имеет межосевого дифференциала, при включении 4WD оси жестко соединяются. Поэтому включать 4WD можно только в тех условиях, когда возможно проскальзывание колес хотя-бы одной оси (грязь, снег, лёд). Включение 4WD на асфальте и других поверхностях с хорошим сцеплением приведет к повышенному износу шин и узлов трансмиссии автомобиля, а также к потере управляемости и возможной поломке деталей трансмиссии. Происходит это из-за того, что в повороте оси автомобиля вращаются с разной скоростью, что требует проскальзывания хотя-бы одного колеса.


Большим плюсом «парт-тайма» можно считать расход топлива на асфальте: многие машины, имеющие PartTime оснащены ступичными замками (хабы), которые отключают колеса от полуосей. В результате перестает вращаться кардан, дифференциал и полуоси, что в некоторых случаях дает уменьшение расхода до 3-4 литров на 100 км.


PartTime оснащены автомобили УАЗ, Toyota Land Cruiser (до 70 серии), Toyota Land Cruiser Prado 78, ГАЗ Соболь 4х4 (до недавнего времени оснащался FullTime).


4WD FullTime оснащен межосевым дифференциалом, что дает возможность использовать полный привод в любых условиях. На большинстве внедорожников имеется блокировка межосевого дифференциала, что превращает его в PartTime 4WD. На асфальте FullTime имеет отличную управляемость, на льду такой автомобиль очень устойчив. На внедорожье автомобиль с FullTime, имеющий блокировку межосевого дифференциала не отличается от PartTime. Однако, расход топлива с FullTime сильно выше относительно автомобиля с PartTime, оснащенного хабами.


FullTime оснащены автомобили: ВАЗ Нива, Toyota Land Cruiser (начиная с 80 серии), ИЖ Ода 4х4.


К слову, принудительная блокировка межосевого дифференциала осталась лишь на внедорожниках, на легковых блокировка осуществляется либо вискомуфтой, либо электроникой, что серьезно снижает проходимость.


На легковых автомобилях автоматизируют и PartTime, когда вторая ось подключается автоматически либо вискомуфтой, либо электромуфтой (как пример – Duster). Ни о какой экономии в таком случае не может быть и речи: хабов-то нет.


Однако, существуют системы объединяющие PartTime и FullTime: такие системы позволяют ехать на заднем приводе, полном с дифференциалом и полном с заблокированным дифференциалом. Унифицированного названия такой системы нет, однако наибольшее распространение получили только SelecTrac (оно же «242-я раздатка») от Jeep и SuperSelect от Mitsubishi. К слову, несмотря на то что большее распространение имеет SuperSelect, первенцем является именно SelecTrac. SelecTrac имеет следующие режимы: 2WD, 4WD PartTime, 4WD FullTime, 4WD Low. У «SuperSelect» режимы более «мудренные» в плане обозначений: 2H (оно же 2WD), 4H (4WD FullTime), 4HLc (4WD PartTime), 4LLc (4WD Low).


Существует так же система MultiMode 4WD от Toyota, однако распространения она не получила.


К сожалению, сейчас у автопроизводителей идет мода на внедрение электронного управления, дабы водителю меньше вмешиваться в управление полным приводом. «Честные» системы с полностью ручным управлением встречаются много реже «умных», которые не всегда могут вовремя предпринять необходимые действия.

Автомобильное сообщество

27K постов48.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.