Timeweb: 7 причин продать свой хостинг

Timeweb: 7 причин продать свой хостинг Малый бизнес, Бизнес, Облака, Хостинг, IT, Timeweb, Производство, Продажа, Кризис, Социальные сети, Торговля, Длиннопост

Приветствуем, дорогие читатели. Мы живем в непростые для IT-отрасли времена и можем сегодня наблюдать некоторый кризис на рынке хостингов. Если говорить вкратце — всё грустно. Но печаль и паника — не наш выход, а потому не спешите закрывать статью и погружаться в тяжелые размышления. Цель этого материала не напугать, а в том, чтобы максимально понятно донести и разъяснить обстановку, в которой мы оказались, а также дать парочку-другую советов и предоставить инструменты, дабы выйти из этой непростой ситуации с минимумом потерь.

Итак, пройдемся по некоторым неприятным фактам и причинам, соответственно:


1. Виртуальные хостинги растут медленно, по 4% процента в год. Это нехорошо, так как фактический уровень инфляции в 2 раза выше этого значения. В общем, мы наблюдаем уменьшение рынка. Причин этому хватает — цены растут, покупательская способность снижается. Хватает и косвенных признаков.

2. Идёт сокращение количества предприятий малого и среднего бизнеса. Для любой экономики это плохо, для российской — особенно.

3. Перемещение мелкого ecomm в маркетплейсы и магазины соц.сетей. Почему это происходит? Всё просто — у них уже есть сформировавшийся целевой трафик, который не нужно привлекать самостоятельно. Продавец заходит со своим товаром — и его со всех сторон обслуживают, на него работает доставка, реклама и сервис маркетплейса.

4. Закрытие части рынка различного рода конструкторами и no\low-code решениями. То есть идёт, скажем так, стандартизация рынка, за счёт более простых инструментов по созданию своих проектов. Порог входа существенно упал, а с ним и качество. Если раньше для создания сайта нужно было нанять программиста и дизайнера, то сейчас достаточно зайти на сайт по созданию сайтов и получить готовый продукт.

5. Идёт стагнация доменной зоны ru/рф. Как следствие, мы не можем видеть качественного роста рынков сбыта нашей продукции не столько в России, сколько за её пределами.

Количество веб-сайтов и одностраничников на доменах ru/рф сократилось по сравнению с мартом 20 на 4,3% (-120 тыс. доменов). Здесь всё просто — хостинговые компании теряют своих клиентов, рынок идёт на спад.

6. Так как рынок стагнирует, ценовая конкуренция между его лидерами растёт. Но в тоже время из-за кризиса (о котором ниже), маржа маленьких хостингов просела до нуля или вообще ушла в минус. К тому же, они просто не в состоянии конкурировать с гигантами отрасли.


7. Мы наблюдаем рост только в IaaS (инфраструктура как услуга от англ. Infrastructure-as-a-Service). То есть в виртуальных серверах с чётко заданной вычислительной мощностью. Но проблема в том, что мелким игрокам виртуального хостинга очень сложно потянуть создание и подъем необходимой инфраструктуры, так как для старта требуются весьма большие инвестиции. Более подробно об этом рассказано здесь.

Timeweb: 7 причин продать свой хостинг Малый бизнес, Бизнес, Облака, Хостинг, IT, Timeweb, Производство, Продажа, Кризис, Социальные сети, Торговля, Длиннопост

В чём заключается текущей кризис?

Российский хостинговый рынок малорентабелен, это факт. Заработать на одном клиенте можно не так много, поэтому основной доход приносится за счёт объема клиентов. Это было актуально последние несколько лет, а сейчас — в особенности, ввиду усиливающегося кризиса маржа клиентов просто испарилась. Мало того, весь объем клиентской базы поглощают крупные игроки на рынке. А из-за стагнации рунета, притока новых клиентов нет, и ждать в обозримом будущем не стоит.

В сложившейся ситуации наиболее разумным будет скорее распродать все имеющиеся активы, дабы не накапливать долговую нагрузку.

Из-за растущей инфляции цены повышаются. Так что вскоре стоит ждать массовое банкротство мелких бизнесов, а это уже породит укрепление крупных компания. Они просто-напросто подберут под себя ту базу, которую потеряли мелкие игроки. Поэтому, чем быстрее вы продадите свой хостинг, тем меньше потеряете.

Тут стоит понимать, что аренда стоек дата-центров — вещь не дешёвая. Для мелких хостингов это особенно актуально, они могут тратить до половины своих доходов на содержание своего железа.

Как вообще работают хостинги на рынке?

Несмотря на попытки импортозамещения, РФ всё ещё во многом зависит от западных стран. Это особенно остро чувствуется в ситуации с программным обеспечением. Большая часть российских хостингов использует западное ПО (CPAnel, DirectAdmin, ISPsystem). Это влечёт за собой соответствующие риски, а конкретнее:

— ПО, находящееся в облаке, а не на физическом носителе, могут просто заблокировать;

— ПО привязано к доллару, поэтому из-за санкций против ряда российских банков, с оплатой могут возникнуть трудности. Уже не говорим о том, что из-за колебаний курса стоимость ПО непредсказуема.

Помимо этого, в копилку проблем добавляется подорожание вполне себе физических вещей, в виде сетевого и серверного оборудования. Это вызвано дефицитом полупроводников, который начался в 2020 году в связи с пандемией и увеличением майнинга.

Так что представляется совершенно неудивительным тот факт, что сетевое и серверное оборудование взлетело в цене (до x5 раз) по сравнению с началом 2022 (!) года. Посему говорить о дальнейшем расширении физических хостов не приходится, мало того, поддержание текущей нагрузки становится куда более обременительно для компаний. Так как чинить иностранное оборудование нужно, внезапно, иностранными деталями, поставка которых весьма затруднительна в связи с санкциями.

Обобщая вышесказанное, понимаем, что крупные хостинговые компании вскоре столкнутся с колоссальными, а возможно, даже непосильными расходами на поддержание своей деятельности.