Теория научного открытия по Дэвиду Клару и Герберту Саймону

Данная статья относится к Категории: Методология науки

Теория научного открытия по Дэвиду Клару и Герберту Саймону Наука, Методология, Теория, Открытие, Метод, Длиннопост

«Мы подходим теперь к нашему финальному обобщению, гипотезе о том, что теория научного открытия - это специальный случай общей теории решения задач: различия опираются на сильные методы каждой из дисциплин, а также на обслуживающие их знания и процедуры, в то время как вездесущие «слабые» методы обеспечивают сходство.


Опираясь на наше объяснение научного открытия, мы видим, что:


а) оно зиждется на эвристическом поиске в наборе пространств задачи: пространстве примеров, пространстве гипотез, репрезентаций, стратегий, средств и, возможно, некоторых других;


b) контроль поиска обеспечивается такими общими механизмами, как метод проб и ошибок, поиск экстремума, анализ целей и средств; и


с) процессы распознания, активизируемые знакомыми структурными признаками ситуации, вызывают из памяти знания и «сильные методы», связывая «слабые» методы с предметно специфичными механизмами.


Все перечисленные выше конструкты и процессы обнаруживаются в процессе решения задач в любых исследуемых областях. Художник - неученый, равно как и адвокат, бизнесмен, машинист или повар.

Теория научного открытия по Дэвиду Клару и Герберту Саймону Наука, Методология, Теория, Открытие, Метод, Длиннопост

Несмотря на это, они все используют единый общий подход к решению своих специальных задач, а также одинаковые «слабые» методы. Если мы обратимся к процессам творчества, то основное различие между ними и более привычными примерами решения задач состоит в том, что творчество имеет дело со значительно более плохо определенными задачами, здесь сложнее что-то распознать и вызвать из памяти соответствующие знания или эффективные предметно специфичные поисковые эвристики, и при этом имеет место большее (не меньшее!) доверие к «слабым» методам. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем примитивнее использованные средства. Возможно, поэтому черты, характерные для детей (например, любопытство), так часто приписывают крупным учёным и художникам».


Дэвид Клар и Герберт Саймон, Изучение научных открытий в Сб.: Когнитивная психология: история и современность, М., «Ломоносовъ», 2011 г., с. 343.


Источник — портал VIKENT.RU

Изображения в статье

Изображение Edmund Fung с сайта Pixabay

Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

Наука | Научпоп

7.8K постов78.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.