Тайны Питера Пэна: небольшой анализ произведения

Добрый вечер. В первой части сказочных фактов зашел разговор о Питере, а точнее, о его непонятном происхождении, и вообще происхождении Неверленда. Было озвучено несколько интересных версий.

Тайны Питера Пэна: небольшой анализ произведения Сказка, Питер Пен, Обзор книг, Сказочная книга, Анализ, Длиннопост
Тайны Питера Пэна: небольшой анализ произведения Сказка, Питер Пен, Обзор книг, Сказочная книга, Анализ, Длиннопост

Я же не буду затрагивать уже озвученные версии, а просто расскажу о своих соображениях. Возможно, кому-то такой подход к детской книжке покажется бредовым. Но все мы анализируем литературу по-своему. На то она и литература, чтобы в ней рыться, копаться и что-то в ней такое находить для себя. Так что если готовы поспорить - велком в комментарии. Всегда интересно дискуссировать на такие любопытные темы.

Итак. Питера Пэна прочла я чисто случайно - из-за красивой обложки. Вот такой.

Тайны Питера Пэна: небольшой анализ произведения Сказка, Питер Пен, Обзор книг, Сказочная книга, Анализ, Длиннопост

Откровенно говоря, касаемо произведения у меня сложились крайне стереотипные представления еще до покупки книги - всевозможные мультипликационные версии просочились в детское сознание и так там и засели на десятки лет.
Так что иллюстратор Роберт Ингмен в моем случае помог причаститься Неверлендом.
И очень, очень не зря.
Потому что под конец книги я расплакалась и смело занесла историю Питера и Вэнди в свои самые любимые волшебные истории.

Вообще, эта книга показалась мне не столь уж радостной и веселой, каким ее делают в мультсериалах.
Первый звоночек случился еще в самом начале - в месте, где Венди с братьями только еще летели в страну Неверленд (в моем варианте - Нигдешний остров). Они летели, потому что Пэн осыпал их волшебной пыльцой и наделил тем самым даром полета. Но вот незадача, дети летели не так быстро, как хотелось феечному мальчику, и поэтому он улетел от них вперед. А когда прилетел назад, спрашивал: "Вы вообще кто?"

То есть дети неуклюже парят над океаном под действием выветривающейся пыльцы, а тут оказывается Питер уже даже не помнит, кто они и зачем они тут. Его мотивация что-то помнить ничтожно мала, потому что по сути Питеру пофиг. А еще во время этого полета один из братьев все-таки не справился и полетел вниз. На что Питер смеялся и радостно вопил, пока его не уговорила Венди помочь несчастному брату.
Конечно, такую реакцию можно приписать малому ребенку, когда тот еще не отделяет зла от добра. Но Питер Пэн приходился ровесником Вэнди (12-14 лет), которая как раз-таки все понимала.

Другие звонки прозвучали уже по прибытию, когда Питер превратился в тирана. На острове он заправлял буквально всем - бытом, играми и распорядком дня. По его согласию дети ели или не ели, спали или не спали. Пэн не понимал земных радостей, и поэтому по настроению реагировал на естественные потребности детей - иногда позволял им есть взаправду, а иногда только понарошку. Часто он злился и мог кого-то отругать. В целом его безукоризненно признавали вожаком и спасителем.

Так кем же являлся Питер Пэн?

Мама Вэнди припоминает, что этот мальчишка был каким-то образом связан с феями и сопровождал умерших детей, которые куда-то улетали после смерти (не уточняется). Мог ли он являться духом детской смерти? Скорее всего нет, так как на его острове находилось не так уж много детей. Всего-то не больше дюжины.
Вполне возможно, как существо сверхъестественное, он вполне мог видеть умершие души и лететь с ними какую-то часть пути.

Мне ближе теория о феечном похищении. В английском фольклоре существует поверье, что феи иногда похищают младенцев, часто заменяя их своими подкидышами. Сам Питер не помнит, сколько ему уже лет, но "сбежал" от родителей он очень давно. И жил какое-то время с феями. А когда захотел вернуться и вспомнил родное окно, то увидел, что его мать занята уже другим младенцем. С тех пор Питер Пэн не любит взрослых. Он сам похищает детей, с которыми ему весело, и на своем острове враждует со стайкой взрослых Пиратов.

Не удивлюсь, если Питер сам придумал Пиратов, или их сделали феи специально для Питера. Возможно, пираты - это есть те выросшие мальчики, о которых Питер нечаянно забыл и не дал возможности покинуть Неверленд.

Несомненно, Питер Пэн - уже не человек. Эта некая стихийная волшебная сущность. Ассимилировавшийся в фейском мире человечек, который со временем так пропитался магией фей, что утратил человеческое естество - физиологию и психологию. Возможно, обида на взрослых у него была столь глубокой, что он намеренно силой мысли, своей сверх-ценной идеей уговорил самого себя ни в коем случае не взрослеть.

Отношения Питера Пэна и Венди

Несомненно между этими двумя летают своего рода флюиды. Их отношения можно трактовать по разному.

Сначала Венди показывает Питеру свою хозяйственность, пришивая его похищенную тень. А потом "соблазняет" предложением дать поцелуйчик. После всего Питер Пэн понимает, что она - целая находка для своего острова. И посему похищает всех троих.

С точки зрения психоанализа, Питер отождествляет собой бессознательное.
Бессознательное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека).
Вэнди, наоборот, являет собой супер-эго - совокупность родительских установок и социумных норм. Она берет на себя функцию уровнителя между детьми и Пэном, сглаживая его тиранию и хаотичное поведение.

Так же можно сказать, что Питер является воплощением Танатоса.
Влечение к смерти (инстинкт смерти) или танатос (от др.-греч. θάνατος, «смерть») — понятие психоанализа, открытое как феномен Сабиной Шпильрейн и введённое в оборот Зигмундом Фрейдом. Фрейд затем концептуализирует понятие, которое служит в его работах для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния.
Отмечается, что сила танатоса ведет к деструкции или разрушению. Мне кажется, Пэн вполне себе является такой хаотичной силой, застывшим во времени сознания. Вся его существование направлено на дисгармонию.

В то время как Венди, наоборот, предстает Эросом или же силой жизни. Она максимум старается делать что-либо полезное для всех в коммуне. И в этом плане она может даже противостоять Питеру, идти ему наперекор.
Очарованный Эросом, Танатос-Пэн в конце концов даже многие годы спустя вспоминает о Вэнди.
Питер Пэн - застывший хаос, стихия, Вэнди - ограниченная временем жизнь.

Их конфликт лично у меня вызвал бурю эмоций.

Так же интересно смотреть на жизнь острова с точки зрения трансактного анализа Эрика Берна. Вэнди берет на себя функцию родителя, в то время как дети и Пэн - роль детей. Естественно, их роли абсурдные, искаженные. Они пытаются играть в семью, где Вэнди - мама, Питер - папа, хотя он может дать только защиту. Их общее понимание семьи искажено в силу возраста. Например, по мнению. Вэнди, в семье обязательно должен быть самый маленький ребеночек, которого бы укладывали в люльку. Поэтому в люльку укладывается пусть самый маленький но не "люлечный" по возрасту ребенок.
Иными словами, дети действуют шаблонно. Вэнди хочет привнести в жизнь коммуны близкий ей семейный склад жизни, наиболее комфортный для психологического благополучия. Материнский инстинкт трактует ей взять под свое крыло всех несчастных, брошенных детей острова. Несомненно, Питера ей тоже очень жалко. Потому что будучи матерью Вэнди понимает, что Пэн - своего рода брошенный некогда ребенок, белая зачерствевшая ворона, которую надо обязательно "разморозить".

Единственное, что Вэнди не учла, то, что относительно Пэна ее действия бесполезны. Как человек он кончился очень давно. Естественно, он несет в себе зачатки видоизмененной человечности, но как по мне, ее слишком мало, чтобы сделать из Питера снова человека.

В конце их отношения заканчиваются трагично. Питер горько плачет от предательства Вэнди, которая всё-таки выросла. То есть он хотел, чтобы она оставалась статичной, как и он. Но Эрос статичным быть не может, его удел - умирать и рождаться вновь.

Как итог, Барри сглаживает драму рекурсией, Питер Пэн забывает о Вэнди, улетая вместе с ее дочкой Джейн, а когда вырастает Джейн, то улетает с ее дочерью. И так, думается, будет до бесконечности, подчеркивая непримиримость хаоса и гармонии. По-настоящему счастливого финала в любом случае не будет никогда. Только полумера.

Лига Сказок

1.1K постов1.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила простые: 1. Указывать авторство оригинального контента. 2. Не разжигать политических или религиозных "драк". 3. Ну и желательности вести себя по-человечески. А в остальном свобода и еще раз свобода.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
25
Автор поста оценил этот комментарий
Для тех кто не понял шутку товарища @Winjin, прикрепляю картинку
Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку