Субъектность как свобода, случайность и необходимость
Значит, практическая деятельность партии пролетариата должна основываться не на добрых пожеланиях “выдающихся лиц”, не на требованиях “разума”, “всеобщей морали” и т.п., а на закономерностях развития общества, на изучении этих закономерностей."
(И.В.Сталин. О диалектическом и историческом материализме.)
Хорошее доказательство идеализма (или скорее детерминизма) товарища Сталина, который однобоко понял необходимость (закономерность), без её диалектической связи со случайностью.
И тем самым упустил, что источником развития закономерности есть та самая случайность, более соответствующая конкретным материальным условиям и тем самым воспроизводящаяся в них, становясь всеобщим, и изменяя как саму необходимость (закономерность), так и развивая условия. Или иначе говоря случайность - есть драйвер развития необходимости (закономерности) и в этом плане сама случайность - необходима (закономерна).
Представление о том, что сама только закономерность есть имманентная причина развития материи (детерминизм) - есть скорее искажение восприятия (вызванное особенностью познавательной способности человека), заключающееся в том, что он воспринимает любой опыт как уже свершившийся во времени факт (исторично). Но это не отрицает того факта, что уже выявленные закономерности объективны. Как и закономерности развития, но уже после их реализации в практике или как исторический факт.
Развивая эту мысль в контексте общества: Эта объективная случайность - есть реализация свободы (как возможности действия в соответствии с осознанной объективной необходимостью), или как реализация общественной субъектности.
Общественное же отрицание общественных закономерностей, ровно так же приведёт к невозможности их осознания, а значит невозможности реализации свободы и субъектности общества, что будет так же приводить к проблемам его развития.
По существу вопрос формы общества стоит в конкретной форме реализации общественной субъектности, в которой соотносится свобода (как проявление случайности) и необходимость (как осознание закономерностей), образуя устойчивое единство, воспроизводящее и развивающее условия его существования и тем самым определяя развитие объективных общественных закономерностей в будущем.