Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора

Я являюсь клиентом банка Тинькофф с 2014 года. В то время процент на остаток по дебетовой карте был 8%, а банк назывался “Тинькофф Кредитные системы”. Договор на брокерское обслуживание я заключил ещё в 2017 году, когда Тинькофф предоставлял выход на биржу не самостоятельно, а через БКС брокера. Очень многим своим знакомым и друзьям я рекомендовал и банк и брокера, потому как сервис был действительно на высоком уровне.


Но с какого-то момента, пользуясь продуктами Тинькофф, я начал сталкиваться с не очень приятными ситуациями. Довольно долгое время высокая репутация Тинькофф по инерции сглаживала все шероховатости и острые углы. Но всегда есть последняя капля, которая разливает чашу терпения. Этой каплей стало получение статуса квалифицированного инвестора у брокера АО “Тинькофф Банк”, о котором я подробно расскажу ниже.

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

На официальном сайте Тинькофф есть следующая информация: Статус квалифицированного инвестора можно получить только на тарифе «Премиум». Это бесплатно.


Только вот сам тариф “Премиум” стоит 3000 ₽ / месяц, если, конечно, у вас нет на брокерском счете 3.000.000₽ (в этом случае тариф предоставляется бесплатно).

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

Получается, что для получения статуса квалифицированного инвестора у брокера Тинькофф нужно обязательно подключить тариф “Премиум”, в то время как другие популярные брокеры (ВТБ, Открытие, Финам, БКС) могут присвоить этот статус на любом своем тарифе и там это действительно бесплатно. Неприятно, конечно, но пережить можно.


К моему счастью, покопавшись в интернете, я нашел маркетинговую акцию от Тинькофф, которая дает возможность попробовать тариф “Премиум” бесплатно в течение одного месяца. Если кратко, то для участия в акции необходимо наличие 1.000.000 ₽ на счетах в банке Тинькофф или на брокерском счете. Суммы на ИИС, к сожалению, не учитываются.


Имея более 1 млн. ₽ на своих счетах, я решил воспользоваться этой акцией и подключил себе тариф “Премиум”. Оформлю статус “квала” и заодно посмотрю какое же оно на самом деле Премиальное обслуживание от брокера Тинькофф – подумал я.


Одно из требований Банка России для признания физического лица квалифицированным инвестором:

2.1.3. Физическое лицо совершало сделки с ценными бумагами и (или) заключало договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, за последние четыре квартала в среднем не реже 10 раз в квартал, но не реже одного раза в месяц. При этом совокупная цена таких сделок (договоров) должна составлять не менее 6 миллионов рублей.

Просматривая свой брокерский отчет я обнаружил, что в IV квартале 2020 года у меня было 9 сделок, но в сумме за все 4 квартала сделок было больше 40.


Прежде чем обратиться в чат для получения статуса квалифицированного инвестора я решил уточнить этот момент. В моем понимании фраза “в среднем” означает, что в одном квартале я мог совершить 5 сделок, а в другом 20 сделок и получится, что в среднем у меня (20+5)/2 = 12,5 сделок за два квартала. Я попробовал поискать информацию на этот счет в интернете и в одном из блогов на сайте banki.ru нашел подтверждение своим предположениям:

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

Но решил уточнить этот момент в чате поддержки брокера Тинькофф:

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост
Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

В телефонном разговоре менеджер Тинькофф уже в 4-ый(!) раз сообщил мне, что я должен совершить в среднем не менее 10 сделок в квартал. Но после 5-ти минут разговора, приводя различные доводы и ссылаясь на другие информационные источники, я всё-таки добился нужного мне ответа: “Да, при таких условиях вы удовлетворяете требованиям ЦБ РФ для получения статуса”.


12 января 2021 года я через чат прошу подключить мне тариф “Премиум” (по акции 1 месяц – бесплатно) и после подключения тарифа сразу же сообщаю менеджеру, что желаю получить статус квалифицированного инвестора.


На сайте Тинькофф и в подробных условиях по тарифам указано следующее: В рамках тарифа «Премиум» клиент получает поддержку персонального менеджера. Отличная новость, подумал я, ведь теперь моими вопросами будет заниматься компетентный персональный менеджер. Возможно, что после тестового периода тарифа я уже не смогу отказаться от премиального обслуживания и буду согласен платить 3000 ₽ в месяц, чтобы получать качественную и быструю поддержку от одного человека, который в курсе моих вопросов. Как же сильно я ошибся.


Стараюсь писать только факты и без эмоций. Но насколько же я был разочарован, когда узнал, что в качестве персонального менеджера мне назначили того же сотрудника, который мне 4 раза подряд (меняя порядок слов) пересказывал требование ЦБ, не отвечая на мой прямой вопрос. Думаю, ладно – мне всего-лишь нужно получить “квала” и какая разница кто будет заниматься этим вопросом, главное же результат.

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

14 января 2021 года я решаю узнать о ходе проверки документов. Мой персональный менеджер оказался недоступен и на вопрос отвечает другой менеджер.

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

18 января 2021 года я не побоялся показаться навязчивым и снова решил поинтересоваться о ходе проверки. Сперва мне ответил уже 3-ий по счету менеджер, а после – основной персональный менеджер сообщил о том, что торговый оборот составляет 5,3 млн. ₽. А для присвоения статуса необходимо иметь 6 млн. ₽ торгового оборота за год.

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

Моя оплошность в том, что я доверился цифрам по торговому обороту в приложении Тинькофф Инвестиции. На момент моего обращения торговый оборот за год в приложении составлял 6,2 млн. ₽. Но как оказалось – он не бьется с брокерским отчетом, ведь согласно нему оборот 5,3 млн. ₽.


Риторический вопрос: неужели проверка брокерского отчета на тарифе “Премиум”, который стоит 3000 ₽ / месяц может занимать 6 дней?


19 января 2021 года я провел несколько сделок по покупке/продаже фонда от Тинькофф TRUR (который торгуется без комиссий за покупку/продажу), сделав торговый оборот с запасом, а именно более 1 млн. ₽, после чего написал своему менеджеру в чате. Прошло около 1 часа после моего обращения, но никакого ответа в чате я так и не дождался.


Может быть дело всё-таки именно в конкретном менеджере, который совсем не желает заниматься моими вопросами? Просто не повезло с сотрудником, такое же бывает? Окей, пишу в чате банка Тинькофф и прошу сделать мне замену персонального менеджера.

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

Через некоторое время в тот же день мне звонит персональный менеджер Хожиакбар. Видимо до него дошло мое обращение и он решил выяснить чем же я недоволен и почему хочу заменить его. Общий смысл диалога постараюсь восстановить по памяти (не дословно, но общий смысл не потерян):


Менеджер: Коллеги сообщили, что вы недовольны тем, что я не принимаю достаточного участия в ваших вопросах. Расскажите с чем именно это связано?
Я: Я написал в чате больше часа назад, но ответа от вас так и не получил.
Менеджер: Я же вам ответил, что отправил заявку на повторную проверку документов.
Я: Странно, но у меня в чате нет никаких сообщений от вас, но сейчас ещё раз проверю. *Захожу в чат и по-прежнему не вижу никакого ответа*.
Менеджер: Да, действительно, я забыл вам ответить, но я выполнил ваше поручение по повторной подаче документов на проверку. Максим, понимаете, у меня таких как вы – много. Я не могу каждому из вас звонить с утра и спрашивать как дела и интересоваться вашими инвестиционными делами. Но я могу иногда присылать рекомендации по покупке и продаже акций.
Я: Вы, наверное, не так меня поняли. Я не прошу, чтобы вы мне звонили и спрашивали как у меня дела. Всё что я хочу – это получать адекватную поддержку в чате в разумные сроки.

После разговора с менеджером я получаю от него в чате некоторые инвестиционные рекомендации. Правда зачем они мне – не знаю, в моем портфеле нет ни одного из этих тикеров. Если персональный менеджер нужен только для того, чтобы давать такие рекомендации, то даже за бесплатно мне такое не нужно, не говоря уже о плате в 3000₽ / месяц.
Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

22 января 2021 года я снова пишу в чат, чтобы узнать как продвигаются дела с проверкой документов. И снова мне отвечает новый менеджер, уже 4-ый по счету.

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

Выясняется, что персональный менеджер в Тинькофф занимается вопросами формирования портфеля клиента, а остальными вопросами занимаются коллеги. Получается, что информация на странице тарифа “Премиум” на сайте Тинькофф просто маркетинговая уловка, которая не соответствует действительности.

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

Я по-прежнему не желаю разочаровываться в сервисе Тинькофф и списываю всё на неопытность менеджера. Ещё раз звоню в Тинькофф и прошу заменить мне персонального менеджера. Меня вежливо просят объяснить с чем связано такое желание. Я описываю всю ситуацию, после чего сотрудник банка обещает, что мой вопрос будет решен и со мной свяжутся на следующий день. Напоминаю, что это уже вторая попытка сменить персонального менеджера.


В этот же день в чате я получаю виджет для подписания заявления на получение статуса квалифицированного инвестора. Подписание происходит через ввод смс-кода, высланного на телефон.

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

23 января 2021 года я получаю пуш-уведомление о том, что мой вопрос был рассмотрен, консультация менеджера по мнению Тинькофф была проведена корректно, поэтому в замене менеджера отказано. Это какой-то абсурд, честное слово. Причиной моего обращения было именно желание заменить персонального менеджера, так как его обслуживание меня не устраивает. Но банк считает иначе, ему же виднее. Отличный у вас премиальный тариф, Тинькофф, где я не могу поменять специалиста, который занимается решением моих вопросов.


29 января 2021 года решаю напомнить о себе. Всё-таки пошел уже 6-ой рабочий день с момента подписания заявления.

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

Я уже не удивляюсь тому, что персональный менеджер это любой доступный менеджер на том конце провода. Но меня возмущает тот факт, что я пытаюсь получить этот статус с 12 января (прошло 18 дней).


Поспрашивав инвесторов в одном из чатов в Telegram, я ещё раз убедился в том, что брокер Тинькофф (казалось бы №1 по удобству и сервису) просто игнорирует меня, как клиента. А может быть не только меня, но за всех говорить не стану.

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

Кстати, для получения статуса квалифицированного инвестора можно выполнить требования у одного брокера (к примеру сделать необходимый оборот) и, предоставив необходимые документы, получить этот статус у другого брокера, даже если у другого брокера не было ни одной сделки и нулевой счет. Именно так я и решаю поступить и пытаюсь скачать брокерский отчет за год в Тинькофф. Захожу в личный кабинет и не вижу такой возможности. Можно скачать только за отдельно взятый месяц. Неужели это так сложно реализовать, Тинькофф?

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

Если вы мне хотите сказать, что брокерский отчет за год можно запросить в чате, то читайте дальше.


Тинькофф-бот vs Персональный менеджер


До того как меня перевели на тариф “Премиум” я запрашивал брокерский отчет за последний год в чате. Я написал боту Тинькофф нужный период и через пару минут (буквально) получил брокерский отчет на свою электронную почту.

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост
Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

После того, как мне подключили тариф “Премиум”, моими вопросами стал заниматься якобы персональный менеджер (хотя мы уже выяснили, что это не соответствует действительности), а Тинькофф-бота отключили. А теперь почувствуйте разницу в работе бота на бесплатном тарифе и персонального менеджера на тарифе за 3000₽ / месяц. Обратите внимание на время реагирования менеджеров (5-7 часов)!

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост
Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

Подведем итоги:


Запрос отчета в нужном формате через бота: 2 минуты.

Запрос отчета в нужном формате на тарифе Премиум: 18 часов 30 минут.


Присвоение статуса квалифицированного инвестора


Поздним вечером 29 января 2021 года мне пришло уведомление о присвоении статуса квалифицированного инвестора. Свершилось чудо!

Страх и ненависть в Тинькофф Инвестициях или как я получал статус квалифицированного инвестора Тинькофф банк, Инвестиции, Негатив, Плохой сервис, Личный опыт, Брокер, Длиннопост

Мое мнение о брокере Тинькофф


Тинькофф изначально продвигал себя как брокер, с которым инвестировать сможет даже домохозяйка. В итоге мы получили брокера исключительно для домохозяек. Причем я всегда был в рядах тех, кто доказывал всем остальным, что Тинькофф – это ТОП-брокер, с максимально удобным приложением, где любой вопрос решается через чат. Но отбросим эмоции в сторону и взглянем фактам в глаза:


Тинькофф – единственный брокер, где получение статуса “квала” доступно только на платном тарифе. Чтобы покупать ценные бумаги, доступные только “квалам”, необходимо перейти на платный “Премиум” тариф за 3000₽ / месяц;


Тинькофф-бот решает вопросы в сотни раз быстрее реального менеджера;


• Персональный менеджер на “Премиум” тарифе – это не какой-то конкретный человек, который готов решить любой ваш вопрос 24/7, как заявляет брокер. По факту – вам будет отвечать тот менеджер, который доступен в данный момент времени;


Скорость реагирования менеджера на тарифе “Премиум” не отличается от бесплатных тарифов. В моем случае скорость реагирования на “Премиуме” оказалось даже хуже, чем на бесплатном тарифе;


При желании сменить менеджера, который вас не устраивает – вам могут отказать, если Тинькофф посчитает, что вам оказана должная поддержка. При этом вы платите за такой подход 3000 рублей в месяц;


• Получение статуса “квала” в Тинькофф заняло 18 дней, в то время как у других брокеров это вопрос одного-двух дней;


• Уровень компетенции и качество поддержки Тинькофф брокера на порядок уступает конкурентам;


Комиссия на базовом тарифе в 0,3% от суммы сделки – самая высокая на рынке и на данный момент времени она ничем не оправдана;


У Тинькофф брокера внебиржевые бумаги, доступные квалифицированным инвесторам, можно купить на минимальную сумму в 3000$, в то время как конкуренты дают возможность покупать минимальными лотами, хоть по 1$.


После такого “шикарного” тест-драйва тарифа “Премиум” от Тинькофф у меня появилось желание перенести все свои активы к другому брокеру.


Тинькофф организовывает масштабные компании по привлечению клиентов (с раздачей подарочных акций), но вот с предоставлением достойного сервиса и поддержки имеются большие проблемы. Если раньше “решение проблем через чатик” – было преимуществом брокера, то с наплывом клиентов – это превратилось в “игнорирование вопросов через чатик”.

Бессилие и разочарование.


Источник: https://t.me/wkpbro (здесь я пишу о своем личном опыте пребывания на фондовом рынке).