СО (Паровозы Великой страны)

СО (Паровозы Великой страны) Паровоз, Серия, Железная дорога, Моё, Транспорт, СССР, Россия, Длиннопост, Серго Орджоникидзе

Серго Орджоникидзе


«Феликс Дзержинский» оказался слишком тяжелой машиной, поэтому решили сделать паровоз средний, который был бы мощнее паровоза серии «Э», но легче «ФД». При разработке этого локомотива постарались добиться максимальной унификации с паровозом Лопушинского, это могло бы позволить минимально переналаживать производство на заводах.


Схема 1-5-0 уже была опробована на российских железных дорогах и показала свою эффективность. Это были паровозы, поставляемые из Америки еще в первую мировую войну, – серии «Еа». Об этом будет отдельный разговор, а мы вернемся к нашим вопросам.

СО (Паровозы Великой страны) Паровоз, Серия, Железная дорога, Моё, Транспорт, СССР, Россия, Длиннопост, Серго Орджоникидзе

«СО» по своим характеристикам во время испытаний показал параметры несколько больше расчетных: прирост мощности на малых скоростях был 8%, а на больших 35% по сравнению с моделью «Э». Топку на «Серго» сделали площадью 6 квадратных метров, шуровочное отверстие увеличили с расчетом на установку механического углеподатчика. Но всего лишь 3 экземпляра были оборудованы стокером, остальные – кочегарской лопаткой повышенной мощности, а так как топка была предельной площади, которую можно закидать вручную, помощник работал на пределе человеческих сил.


Вода для паровоза жизненно необходима. Одной заправки тендера хватает на 100-150 км, в лучшем случае – если профиль дороги ровный, а состав не тяжелый – то и на 200 км. В безводных и засушливых районах паровозы буквально задыхались без воды, поэтому часть машин серии «СО» была сделана с конденсацией пара, так называемые «СО19». При температуре воздуха до 40 градусов Цельсия происходила практически полная конденсация пара, и паровоз на одной заправке мог уже проехать не 150 км, а от 800 км, до 3000 км, это решило проблему безводных районов.

СО (Паровозы Великой страны) Паровоз, Серия, Железная дорога, Моё, Транспорт, СССР, Россия, Длиннопост, Серго Орджоникидзе

До Великой Отечественной войны было построено мало таких паровозов, поэтому они были не распространены, работали в колоннах особого резерва и ходили до Берлина. До настоящего времени сохранились две ходовые машины, изготовленные в 1941г. и приписанные к депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.



Николай Грамота


Ред. Нина Гулиманова