СлипСтрим и где он обитает

Если я начинаю что-то искать в Википедии, то череда ссылок обязательно выводи меня на какие-то рандомные, но довольно интересные статьи.

В этот раз, начав читать биографию Кристофера Приста, через пару ссылок я вырулила на его «10 лучших книг Кристофера Приста». Это эссе для лондонской The Guardian , в котором перечислены десять основополагающих романов жанра слипстрим.

Жанр Слипстим, или Жанр скользящего потока — это термин, обозначающий формы спекулятивной фантастики , которые сочетают в себе научную фантастику , фэнтези и литературную фантастику.

Если возвратиться к Присту, вот что он сам писал про Слипстрим в предисловии к определяющему для жанра роману «Лед»: «Лучший способ понять слипстрим – принять его как образ мышления или отдельный подход, вне всякой категоризации. Слипстрим вызывает у аудитории чувство различия, словно блик в кривом зеркале».

Если вы до сих пор не поняла, что это за оно (как и я), вот вам списочек книг, которые помогут проникнуться этим странным чувством блика в кривом зеркале:

1. «Алеф и другие рассказы» Хорхе Луиса Борхеса

Произведения, входящие в состав этого сборника, можно было бы назвать рассказами-притчами. А также — эссе, очерками, заметками или просто рассказами. Как всегда, у Борхеса очень трудно определить жанр произведений. Сам он не придавал этому никакого значения, создавая свой собственный, не похожий ни на что «гипертекст». И именно этот сборник (вкупе с «Создателем») принесли Борхесу поистине мировую славу. Можно сказать, что здесь собраны лучшие образцы борхесовской новеллистики.

Иными словами, никакой конкретики, только таинственность.

2. «Авария» Дж. Г. Балларда

Признан одним из лучших романов Балларда, хотя его неизменно лучшие работы можно найти в его сборниках рассказов, в частности, «Пляж терминала» и «Голоса времени». Баллард сделал мир внутреннего пространства — эту нервную зону между внешней реальностью и субъективным восприятием — своим собственным. С одной стороны, «Авария» — это абсурдная черная комедия о якобы порнографических последствиях автомобильных аварий. С другой стороны, это ошеломляющая метафора того, как человек взаимодействует с машинами и становится ими сексуализированным. Баллард, вероятно, вас не убедит, но M25 уже никогда не будет казаться прежним.

3. «Страсть новой Евы» Анджелы Картер

Странный постапокалиптический мир то ли реальный, то ли иллюзорный.

Здесь идет непрерывная война и льются реки крови.

Здесь обитают в пустыне «новые амазонки» — грозные жрицы культа многогрудой черной богини, умеющей превращать мужчин в женщин.

Здесь творит собственный новый язык безумный князь, многоженец и поэт.

Здесь блуждают в глуши кланы беспощадных юных воинов, уничтожающих все на своем пути, и обитает в таинственном стеклянном замке загадочная красавица-актриса.

И здесь блуждают, будто по кругам ада, случайно заброшенный в этот мир молодой англичанин Эвлин. Ему предстоит пережить безумные, дикие, невероятные кульбиты судьба, каких он не мог представить себе даже в самых разнузданных снах.

4. «Пока подружка в коме» Дугласа Коупленда

«Пока подружка в коме» — это история жизни семерых друзей из пригорода канадского Ванкувера. Безумства и надежды юности, взросление, выход в большой мир, разочарование и возвращение в родительский дом — такова жизнь наших современников, переданная в необычном гротескном повествовании. Но что как не гротеск может описать жизнь цивилизации, утратившей всякое управление и несущейся к неизбежному концу с такой скоростью, что неожиданный конец света кажется уже избавлением.

5. «Явилось в полночь море» Стива Эриксона

В полночь 31 января 1999 года две тысячи человек прыгают в море с калифорнийской скалы. В полночь 31 января 999 года тысяча жителей бретонской деревушки сидят в лодках, установленных высоко над землей, и ждут нового всемирного потопа. А человек по имени Жилец составляет Апокалиптический Календарь; он уверен, что новое тысячелетие — эра Хаоса — началось не 1 января 2000 года, а 7 мая 1968 года, и его уверенность заразна. В прихотливом калейдоскопе образов, в водовороте сталкивающихся и разбегающихся персонажей, на пересечении взаимозависимых и сложносочиненных историй любви, читателю открываются панк-сцена конца 1970-х и экстремальная порноиндустрия, токийские отели воспоминаний — где в отличие от отелей любви девушки торгуют не своим телом, а воспоминаниями — и утративший реальность, насыщенный кинематографическими символами Лос-Анджелес.

6. «Свет» М. Джона Харрисона

Повествование в романе распадается на три сюжетные линии.

Действие первой происходит в 1999 году и рассказывает о физике Майкле Керни, который совместно со своим партнером Брайаном Тейтом, занимается исследованиями в области квантовой физики.

Во второй сюжетной линии, действие которой происходит в 2400 году н.э., мы следим за приключениями разумного корабля «Белая кошка», чей пилот девушка Серия Мау Генлихер отказалась от нормальной жизни, чтобы стать пилотом этого корабля. «Белая кошка», основанный на загадочной К-технологии, охотится за артефактами и сокровищами на Пляже, области пространства прилегающей к загадочному космическому образованию – тракту Кефахучи.

В третей сюжетной линии, действие в которой также происходит в будущем, речь идет об Эде Читайце, бывшем пилоте, исследовавшем тракт Кефахучи, и которого теперь на планете Мотель Сплендидо преследуют сестры-гангстеры.

Но везде присутствует зримо и незримо тракт Кефахучи, открытый в 1999 году, загадочнейшее космическое образование в глубоком космосе, которое изменило жизнь не только человечества, но и всех столкнувшихся с ним инопланетных рас.

7. «Лед» Анны Каван

«Лёд» (1967) — главный роман британской писательницы Анны Каван (1901-1968), которую при жизни сравнивали с Вирджинией Вульф и называли сестрой Кафки. Критики считают Каван основоположницей жанра slipstream («завихрение») — литературы фантазийного воображения, где причинно-сЛедственные связи держатся на волоске, а обостренные до предела чувства несравнимо важнее логики. В ее романах вполне реалистичное изображение вдруг подергивается рябью, и из глубины подсознания всплывают на поверхность неожиданные образы и картины.

8. «Садовник» Ежи Косински

(Описание добыто с помощью не очень хорошего Гугл-перевода, так что может отклоняться от реальности)

Сатирический роман, опубликованный 21 апреля 1971 года. Действие происходит в Америке. История рассказывает о Шансе, простом садовнике с отставанием в умственном развитии, который невольно становится очень востребованным политическим экспертом и комментатором современного мира

9. «Метатель ножей и другие рассказы» Стивена Миллхаузера

К этому сборнику я не нашла приемлемого описания ни на русском, ни на английском. Давайте поверим, что это действительно небанальные и жутковатые рассказы.

Возможно, кто-то из читателей поможет с редактурой этого пункта.

10. «Лавки колониальных товаров» Бруно Шульца

Книга состоит из глав-рассказов и представляет собой единое произведение с общим сюжетом и персонажами. Но это отнюдь не повествование о конкретном времени и месте. Рассказы прочитываются как развернутая метафора, некий эсхатологический апокриф о судьбе человечества.