«Слабоумие и отвага работали всегда» — основатель СДЭК Леонид Гольдорт о будущем компании и бизнес-пути

Выжимка нового выпуска подкаста Соколовского

«Слабоумие и отвага работали всегда» — основатель СДЭК Леонид Гольдорт о будущем компании и бизнес-пути Успех, Бизнес, Мотивация, Интервью, Кризис, СДЭК, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Про гостя

Леонид Гольдорт — бизнесмен и основатель СДЭК, в новом интервью Леонид рассказал про то, как начинал свой путь в сетевом бизнесе и создал франшизу, а также дал ценные советы начинающим бизнесменам.

Какая была мотивация и как появилась идея создать бизнес

Леонид признался, что ни одного дня не работал на предприятии, даже по специальности:

Главный мотив был — реализовать себя так, как я хочу, а не так, как мне предрасположено было коммунистической партией Советского Союза.

Как появилась идея для бизнеса, когда вокруг шла перестройка и подобного еще никто не делал? Гольдорт отвечает на этот вопрос так:

Так как сил, дури было много, мозг свежий, еще ничем не замутненный — никаких тормозов не было, — то для меня это, я считаю, такие хорошие, очень продуктивные, очень счастливые времена. Но по сути, это вопрос просто выживания, не поиска ниш.

И на самом деле все было проще:

Один студент говорит другому: “Слушай у меня в Мирном есть дядька, который открыл магазин. Давай туда ему будем поставлять продукты питания”. Мы начали поставлять туда продукты. Мы закупали на 1000 рублей, обратно нам возвращалось 2000. Мы закупали на 2000, обратно — 4000. Я думаю: ничего себе, класс!

Как начинался СДЭК

Бизнесмен признался, что поначалу он, как и все, совершал немало ошибок:

В процессе амбиции конечно всегда зашкаливали. Мы всегда ошибались в 10 или в 100 раз. Слабоумие и отвага работали всегда, тормозов не было.

Ему рекомендовали «не выкаблучиваться» и усмирить амбиции, но такой подход Леонида не устраивал:

Хотелось сделать что-то федеральное. Тогда не было ни скайпов, ни зумов. Часть курьеров я нашёл в своей записной книжке, часть курьеров мне порекомендовали друзья, знакомые и родители. Я этих людей не видел никогда, созванивался с ними через восьмерку на дисковом телефоне.

Первоначально у СДЭКа не было никаких бизнес планов и четких картин. Как рассказывает бизнесмен, именно постепенно и с приходом более системных людей стало вырисовываться что-то интересное.

СДЭК в цифрах

Гольдорт объяснил объем и масштаб его деятельности:

В этом году мы сделаем 70 миллиардов, средние темпы роста за последние 17 лет — 48% год к году. Людей в штате около 6000, людей с франчайзи около 40000. Франчайзи — это 3000 с небольшим предпринимателей и это 4500 точек, которые они открыли, и 31 стана присутствия.

Команда для бизнеса

Бизнесмен считает, что невозможно построить бизнес без команды в одиночку, на старте единомышленников нужно собирать в лучших традициях сетевого бизнеса:

Меня подставляли 1000 раз, но я всегда верил в команду. Первые твои работники — это твоя записная книжка. Друзья, родственники, если ты во что-то веришь — за тобой пойдут.

Гольдорт утверждает, что для эффективной командной работы нужно вместе с человеком пройти путь:

Ничего не происходит, какого бы ты человека не брал, до тех пор пока ты с этим человеком вместе не проходишь путь.

Доверие — самое главное в бизнесе, по мнению Леонида:

Найти правильного человека и все сработает на 100%. Раньше говорили, что хороший человек — не профессия. Это совсем не так. Если человек рвет рубаху на груди за общее дело, его не нужно будет контролировать.

3 правила, которые помогут не убить доверие

Нельзя делать вид, что ты самый умный. Если у человека есть адекватная аргументация, даже если она мне неблизка, то я обязан его выслушать.

Я считаю, что KPI для сотрудников — это недоверие. Я плачу человеку оклад, а премию только в случае, если он выполняет план. Я сам не верю в то, что человек может делать работу хорошо.

Для меня игры в политику, недоговаривание в бизнесе не близки. Для кого-то бизнес — это игра, где люди пешки, которые двигаются по доске. Для меня бизнес — это жизнь.

Как найти "того самого" сотрудника

Леонид говорит, что постоянно ищет новых людей в команду и признается, что при найме сотрудников для него важны не достижения человека в бизнесе, а всего лишь то, чем сотрудник гордится, даже если это не связанное с предпринимательством хобби:

Для меня очень важно, чтобы у человека было реально что-то, чем он гордится.

По мнению Гольдорта такая информация лучше всего рассказывает о кругозоре человека и о том, через что он прошел. Леонид признался, что в СДЭК, как и у компаний по всей стране, есть дефицит кадров:

Мы сейчас сильно делаем фокус на удержание персонала. Очень важно создавать атмосферу, заниматься автоматизацией, выстраиванием бизнес процессов, переходом на сдельную оплату труда. Мы сейчас целый план пишем, как нам выйти из этой ситуации. У нас такие же проблемы. Как-то решаем.

Как создать франшизу и не разрушить основной бизнес

На вопрос о том, как в бизнес удалось привлечь 3000 партнеров, Леонид отвечает так:

Я понимал, что у меня уходят все силы на поддержание 23 филиалов, и я ни одного больше не могу открыть и не разорваться. Узнаваемость бренда очень сильно ограничена, силы ограничены, и мы решили, что надо пойти франчайзинговым путем.

На рынке огромное количество примеров неудачных франшиз, которые уходили не просуществовав и 2 лет, бизнесмен делится опытом СДЭКа:

Для того, чтобы франшиза не разрушилась, ты должен дать понятную ценность, IT-систему. У нас своя написанная ERP, прозрачная корпоративная культура и биллинг — всем понятно, как и сколько они зарабатывают.

Мы пытаемся людей вовлечь: у нас постоянно на каждой территории проходят свои тусовки, дни клиента, соревнования, награждения. Важно дать какую-то ценность людям и сделать так, чтобы без тебя было тяжело. Франчайзи платят роялти и нужно сделать так, чтобы им было выгодно платить тебе, а не строить бизнес самостоятельно.

По мнению бизнесмена, главный критерий, определяющий успех франшизы — темпы роста. Но важно понимать, что франчайзи — не сотрудники или подчиненные:

К франчайзи нужно относиться также, как ты относишься к своей первой линейке. Им очень важно чувствовать, что они тоже важные игроки в этом бизнесе.

На вопрос, как заботиться о партнерах по франшизе и поддерживать с ними отношения, Гольдорт дает такой ответ:

Важны совместные корпоративные мероприятия по всей стране, чтобы все к этим мероприятиям подключались. Максимальная прозрачность и демонстрация доверия.

В чем секрет скорости роста

Основатель СДЭКа ответил на вопрос, как компании удается сохранять большие темпы роста:

Ну во-первых вся команда не потеряла амбиций. Каждый год, когда они пытаются снизить себе планку, в план поставить, допустим, 30%, я говорю: Почему ты в прошлом году вырос на 45%, а в это хочешь поставить 30%? Просто объясни, почему? Важно не давать людям возможности даже подумать в этом направлении.

Мне очень нравится идея про антихрупкость. В связи с таким темпом у нас все время трещат штаны по швам, но мне кажется, что мы становимся сильней и сильней от этого. Если ты привыкаешь работать интенсивно, у тебя больше шансов расти интенсивно.

Про кризисы и чувство беспомощности

На вопросе о кризисных или сложных для бизнеса ситуациях, предприниматель вспоминает несколько моментов:

В основном стресс был связан с административным давлением. Когда ты понимаешь, что ты не вывозишь переход на НДС и новый налог приносит большие убытки.

Или случай, когда легла наша IT-система, это был 18 год. Легла так, что мы её никак не могли реанимировать. Мы вызываем крутых специалистов, а они ничего не могли сделать. А сервера лежат 2-3 недели. У тебя не спят программисты, мы стелили в офисах подушки, они были уже серого цвета. Еще немножко и они уйдут, вообще все. В такой момент чувствуешь свою беспомощность.

Об Ozon и Wildberries

Предприниматель честно рассказывает:

У нас разные виды бизнеса: у них это логистика и продажи, а у нас просто логистика. На мой взгляд, прикрепить к логистике продажи намного труднее, чем к продажам логистику. Они появились и завоевали рынок внезапно, когда мы первый раз увидели темпы развития маркетплейсов — мы с директорами взялись за голову и начали думать, что с этим делать.

К нам пришел один из франчайзи и сказал: «Ребят, смотрите какая перспектива с маркетплейсами. Давайте создадим свой маркетплейс, потому что у нас база из тысячи интернет магазинов». И мы создали такой — СДЭК.маркет. Он просуществовал 3 года. И не взлетел. СДЭК.Шоппинг залетает намного лучше.

Как будет развиваться СДЭК в ближайшее время

Леонид впервые раскрывает карты и рассказывает о планах:

Мы хотим отстроится от просто логистов. Мы хотим создать экосистему с хорошим фулфилментом, крутым интерфейсом и удобным личным кабинетом, разработать сильные IT-продукты, которые будут поддерживать e-commerce в принципе.

Наша цель — завоевать рынок логистики, а не отвоевать долю рынка у маркетплейсов.

Совет начинающим бизнесменам

Нет идеальной формулы или алгоритма, который поможет достичь успеха:

Иди хоть что-то сделай! После первых шагов ты начнешь знакомиться с людьми, получается то, к чему ты стремишься. Мы видели огромное количество людей, которые рисуют огромные бизнес-планы, которые в итоге никогда не реализуются. К черту все! Иди и сделай что-нибудь.

Леонид Гольдорт дал советы ребятам, которые делают свои первые шаги в бизнесе:

Во-первых, ищите возможности и втыкайтесь во все возможные идеи. А во-вторых, наберитесь терпения: неудачи на вашем пути точно должны быть, они прописаны для успеха.

О подкасте

С 2019 года в этом подкасте я встречаюсь с людьми, достигшими впечатляющих успехов в своей деятельности. Среди последних героев — Андрей Кривенко, основатель «ВкусВилл»; Федор Овчинников, основатель «Додо Пицца»; Маргулан Сейсембаев, «Forbes Казахстан №33»; Оскар Хартманн, основатель «KupiVip», Евгений Демин, основатель «SPLAT Global»; Игорь Рыбаков «Forbes «№84»; психолог Андрей Курпатов; комик Нурлан Сабуров и многие другие сильнейшие предприниматели, медийные личности и ученые.

Послушать полную версию выпуска можно здесь: YouTube, ВКонтакте, Telegram