Сколько платить сотруднику так, чтобы и ему всё нравилось, и бизнес не переплачивал

Сколько платить сотруднику так, чтобы и ему всё нравилось, и бизнес не переплачивал Бизнес, Сотрудники, Найм, Зарплата, Опыт, Длиннопост

Эта статья — короткая выжимка из нашего подкаста, где ведущий и предприниматель Константин Кирюшичев поделился своим мнением о том, как впервые определить зарплату сотруднику. Пользуйтесь на здоровье.

Полгода назад Аркадий начал свой бизнес: разделочные доски на заказ. Спустя три месяца дела пошли в гору. Количество обращений растёт с каждой неделей, работает сарафанное радио, вложения в рекламу окупаются.

Возникла проблема на стадии роста: самостоятельно сделать текущее количество заказов у Аркадия не получится. Значит, нужно нанимать сотрудника, ведь прибыль терять не хочется. Только Аркадий не понимает, как определить зарплату будущего подчинённого, так как будет делать это в первый раз. На что ориентироваться? Куда смотреть? Давайте разбираться.

Что нужно знать перед стартом поиска сотрудника

В вопросах зарплаты на самом старте можно совершить две ошибки.

Платить слишком мало. Тогда сотрудник будет на стадии выживания. О какой-либо вовлечённости и инициативности с его стороны и речи быть не может. Как итог: человек будет посредственно выполнять свои обязанности, пойдёт искать вторую работу или вовсе уволится.

Платить слишком много. Тут есть риск уйти в минус или нанять сотрудника, у которого не будет мотивации делать свою работу в принципе. Представьте, мастер-столяр последние пять лет получал 30 тысяч рублей, а Аркадий будет платить ему 100 тысяч за ту же работу.

Сначала мастер пойдёт хвастаться друзьям, знакомым, бывшим коллегам. Затем начнёт тратить деньги на всё подряд и может даже уйти в запой, просто потому что «почему бы и не пошиковать». Это скажется на продуктивности. А дальше он начнёт игнорировать рабочие поручения и поверхностно относиться к своим обязанностям. Ему хватало 30 тысяч рублей, так зачем ему напрягаться при 100? Даже если уволят — ему этих денег на три месяца вперёд хватит. Звучит как шутка, но на деле это достаточно распространённая история.

Реальный пример из практики. В 2018 году одна крупная компания решила запустить свой онлайн-журнал. Для привлечения и удержания крутых авторов они выставили ставку в три раза выше среднерыночной. В итоге первый пул статей сдали вовремя, коллектив доволен. На второй месяц начались задержки по срокам и снизилось качество, поскольку копирайтеры почувствовали себя королями положения. На третий месяц проект и вовсе закрылся. Фундаментальная причина как раз заключалась в завышенной оплате стандартной работы по всем фронтам.

Как определять зарплату

Глобально должны сойтись четыре переменных:

  1. Сколько Аркадий сам может платить.

  2. Сколько за такую же работу платят бизнесы.

  3. Сколько за такую же работу запрашивают соискатели.

  4. Сколько просит конкретный кандидат.

Пойдём по пунктам.

Сколько Аркадий сам может платить

Значение определяется из выручки, методами unit-экономики или даже по заранее сформированному зарплатному фонду. Нужно найти то значение, при котором затраты на труд работника точно выйдут в плюс, а не наоборот.

Расчёты кропотливые и займут точно больше 5 минут, но хорошая новость — у нас есть шаблон.

Сколько за такую же работу платят бизнесы

На джоб-порталах типа HH.ru нужно посмотреть цифры в профильных вакансиях в своём регионе. Для Аркадия идеальный случай, если в выборку попадутся объявления от небольших столярных цехов. Так станет ясно, сколько рынок готов платить за работу. А если цифры при прочих равных сильно разные — посчитайте среднее арифметическое.

Сколько за такую же работу запрашивают соискатели

Теперь надо зайти с другой стороны. Смотрим, за сколько готовы соискатели браться за работу по нужному профилю. Лайфхак из HR-практики: мысленно отсекайте 2030% от желаемой зарплаты, за столько кандидат готов будет на самом деле трудиться. Для мониторинга используйте HH.ru, Superjob.ru, Avito и Profi.ru.

Сколько просит конкретный кандидат

На собеседовании ориентируемся на запрос соискателя. Узнаём про оплату на прошлом месте работы, потребности, семейное положение, сколько сейчас хочет получать. Это нам нужно для понимания финансового мира кандидата.

Например, зарабатывал столяр 30 тысяч, а при разговоре с Аркадием за такую же работу хочет 60. Целесообразно узнать, почему так? Если он расскажет, что ушёл, поскольку прошлое предприятие годами отказывалось повышать зарплату — это одно дело. Такой диалог можно продолжить. Но если его ответом будет: «Мне скоро 30 лет, и я просто хочу 60 тысяч!» — это не аргумент.

Благодаря этим вопросам мы сможем объективно соотнести наши возможности, ориентир соискателя, а также сразу познакомиться с ним поближе и оценить его адекватность.

Где-то считают эти вопросы некорректными. Мы так не считаем и никому не советуем. Вам с человеком работу делить, а это большая часть вашей жизни. Так что вы имеете право знать, что он собой представляет. А если он не захочет отвечать на важные для вас вопросы, то это будет ещё и сигнальчик задуматься, брать его или нет.

Итого

В идеале должны сойтись три параметра. Например, Аркадий может платить 50 тысяч в месяц, работодатели ориентируются на 40, средняя цифра соискателей — 60, конкретному кандидату достаточно 45. Тогда всё бьётся, берём человека на работу.

В реальности всё может быть по-другому. Например, Аркадий готов платить только 20 тысяч. В таком случае нужно корректировать условия: неполный рабочий день, сдельная оплата. Или вообще поискать новичка, который будет готов брать меньше, пока учится. В противном случае кандидата вовсе можно не найти.

Заключение

Соберём выводы:

  1. Нельзя переплачивать или недоплачивать. Это плохо в обоих случаях.

  2. Для определения зарплаты ориентируемся на рыночные условия и наши возможности: сколько мы готовы платить, сколько принято платить, сколько соискатели и кандидаты хотят получать.

  3. Платить надо столько, чтобы сотрудник продуктивно трудился и не искал вторую работу.

Что ещё почитать:

Бизнес

2.4K постов32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.