Серия О художниках и картинах

Сказки и быль художника В. М. Васнецова

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

"Витязь на распутье" (1882) Государственный Русский музей


Путь к успеху бывает тернист. Даже творчество признанных классиков бывает понято не сразу. Так было и с картинами В. М. Васнецова. Если его жанровую живопись встречали тепло, то сказочные сюжеты вызывали недоумение.


Виктор Михайлович Васнецов родился в 1846 году в селе Лопьял Вятской губернии (сейчас Уржумский район Кировской области) в семье потомственного православного священника. Сначала он учился в Вятском духовном училище, затем в Вятской духовной семинарии. Этот путь был стандартным для сына священника: дети представителей духовенства обязательно должны были учиться в духовных училищах, которые, по сути, были начальной школой с религиозным уклоном, затем мальчики шли в семинарию и духовную академию. В итоге складывались целые династии священнослужителей. В. М. Васнецов брал уроки рисования у гимназического учителя живописи Н. М. Чернышёва, который разглядел талант ученика. Когда будущий художник решил оставить семинарию и уехать в столицу учиться живописи, отец отнесся к этому с пониманием. Примечательно, что и младший брат Виктора Васнецова Аполлинарий также стал художником.

В Петербурге В. М. Васнецов сначала учился в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1875). За время учебы художник получил две малые серебряные медали и одну большую. С 1869 года участвовал в Академических выставках, затем в выставках, организованных передвижниками. После выпуска из Академии ездил за границу. В 1893 году, спустя 18 лет после выпуска, Васнецов стал действительным членом Академии художеств.

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Н. Д. Кузнецов "Портрет В. М. Васнецова" (1891)


Первую известность Васнецов получил благодаря жанровым сценам. Классикой стала картина «С квартиры на квартиру» (1876).

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

"С квартиры на квартиру" (1876) Государственная Третьяковская галерея


Уже немолодая пара идет по замёрзшему льду Невы. О место действия зритель может узнать по Петропавловской крепости на заднем плане, кстати в то время больше известной как тюрьма, а не военный объект. На женщине салоп – в начале века вещь модная и дорогая, а на момент написания картины безнадёжно старомодная и ставшая символом мещанства. Герои пешком идут на новое место жительства, неся свои немногочисленные пожитки. Были бы хоть какие-то деньги – наняли извозчика. Надо заметить, что в столице абсолютное большинство людей жили на съёмной жилплощади. Аренда и субаренда – один из самых частых бизнесов того времени. Сдавалось всё, от особняков до углов в комнатах и даже коек в, как сказали бы сейчас, «резиновых» квартирах. Поэтому то, что герои идут в новую квартиру совершенно не значит, что они арендовали именно квартиру, а не уголок за шторкой.

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

«Преферанс» (1879) – картина более позитивная. Карты – самый популярный способ скоротать время в то время. Играли в них практически все, разница была лишь в ставках.


Примечательно, что картины на сказочные сюжеты, которые позже стали классикой русской живописи, поначалу не оценили по достоинству. В 1880 году С. И. Мамонтов заказал Виктору Васнецову картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. Васнецов написал «Три царевны подземного царства», «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами». Все эти полотна правлению категорически не понравились и были отвергнуты, да и публика, видевшая их на выставках, тоже часто ругала.

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

«Ковёр-самолёт» (1880) Нижегородский государственный художественный музей


«Ковёр-самолет», по задумке автора, должен был с одной стороны сочетать русские традиции, с другой – движение вперёд. Да и летающий ковёр – хоть и необычное, но тоже транспортное средство. Его герою дала Баба-Яга, и на нём он с триумфом везёт пойманную жар-птицу.

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

"Три царевны подземного царства" (1881) Государственная Третьяковская галерея

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Картина «Три царевны подземного царства» написана по мотивам сказки «Подземные царства», но художник немного изменил сюжет. Согласно оригинальному сюжету у царя и царицы было три сына. Когда царицу похитил коварный Ворон Воронович, все три поочерёдно отправились на её поиски. В конце концов младшему сыну Ивану-царевичу удаётся освободить матушку, и в этом ему помогли дочери похитителя – царевны Медного, Серебряного и Золотого царства. Васнецов заменил одну из царевен на царевну каменного угля. Все это должно было символизировать богатство недр Донбасса. В 1884 году Васнецов пишет ещё одну версию картины. Ее приобретает киевский коллекционер и меценат И. Н. Терещенко.

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

С третьей отвергнутой картиной спустя годы произошёл забавный случай. О нём рассказал Д. Я. Минченков в книге «Воспоминания о передвижниках». Передвижники А. П. Брюллов и К. В. Лемох работали в Музее Александра III (сейчас Русский музей). Когда в 90-х годах в Москве с аукциона распродавалось имущество разорившегося Саввы Мамонтова, им было поручено выкупить картину «Битва скифов со славянами» и выделено на это 5000 рублей. «На аукцион явились коллекционеры и спекулянты, продававшие заграницу картины известных художников по высокой цене. У них было намерение во что бы то ни стало купить "Скифов", хотя бы и за большие деньги. Картина могла не достаться музею. Тут сыграла роль внешность Брюллова. Он и Лемох сели, как будто незнакомые, в разных местах и во время продажи "Скифов" стали подымать цену. На всякую предложенную при торге цену Брюллов говорил одно только слово: "сто". Спекулянты подняли уже цену до четырёх с половиной тысяч, а Брюллов всё бросал своё "сто". Спекулянты спрашивают Лемоха: "Кто этот господин, похожий на иностранца, который говорит только одно слово "сто"?" Лемох отвечает: "Это американец и знает в деньгах только это слово". Шутка помогла делу: спекулянты решили отказаться от дальнейшего повышения цены, так как им не одолеть американца. Каковы же были их удивление и досада, когда Брюллов, расплачиваясь, заговорил чистейшим русским языком».

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

«Алёнушка» (1881)


Примечательно, что созданная в этот же период «Алёнушка», которая в народном сознании оплакивает превратившегося в козлёночка братца Иванушку, изначально называлась «Алёнушка дурочка». Слово дурочка использовалось в разных значениях и негативного подтекста не несло. То есть, говоря современным языком, героиня - девушка с зпр. Не сказка, а суровая правда жизни.

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

М. В. Нестеров "Портрет В. М. Васнецова" (1925)


Художник М. В. Нестеров в книге «Давние дни» вспоминал о своем старшем товарище: «Когда-то, в юношеские, ученические годы, когда Васнецов резко порвал с “жанром”, так своеобразно им показанным в его картинах “Чтение военных телеграмм” (1878), “Преферанс” (1879)., столь не похожих на Перова, еще меньше на Вл. Маковского, когда Виктор Михайлович пришёл к сказкам, былинам, написал свою “Алёнушку” (1881), когда о нём заговорили громче, заспорили, когда он так ярко выделился на фоне передвижников с их твердо установившимся “каноном”, - тогда новый путь Васнецова многим, в том числе и мне, был непонятен, и я, как и все то, кто любил его «Преферанс», пожалел о потере для русского искусства совершенно оригинального живописца-бытовика, а появление его “Трёх царевен подземного царства” (1881), с одинаковым увлечением поносили как “западники”, так и “славянофилы”.


Ругали их и неистовый Стасов, и горячий патриот Иван Сергеевич Аксаков в своей “Руси”… Злополучные “Царевны” были выставлены на одной из передвижных выставок, кои в Москве бывали всегда в нашем Училище живописи, и мы, ученики, на правах “хозяев”, фланировали по выставке до ее открытия и, конечно, критиковали “Царевен” беспощадно… Перелом в моих взглядах на васнецовское художество произошел у меня позднее, при следующих обстоятельствах: как-то я бродил по Третьяковской галерее. У васнецовского “Игорева побоища” (1880) стояла группа посетителей. Среди них я заметил известного тогда артиста Малого театра Макшеева; он горячо, с увлечением пояснял окружающим поэтическую прелесть картины… Мне стали понятны помыслы художника-мечтателя, его “Царевны”, “Алёнушка”, «Каменный век», весь тот мир, в коем столь радостно, так полно, неограниченно жил и творил тогда Виктор Михайлович, несмотря ни на нападки на него, ни на материальную нужду: еще незадолго до создания одной из самых проникновенных в глубину веков картин - своего “Каменного века”, он, тогда уже многосемейный, бывал вынужден носить в заклад свои серебряные часы, так как картины его этого времени оплачивались очень скудно». Нестеров считал «Каменный век» самой удачной картиной Васнецова.

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

"Каменный век" (фрагмент)


Васнецов много работал в знаменитой усадьбе Мамонтовых Абрамцево. Абрамцевские мастерские славились уникальной керамикой и привлекали к сотрудничеству многих именитых художников. Васнецов также принимает участие в росписи абрамцевской церкви. Его работа так понравилась известному искусствоведу и историку А. В. Прахову, что он пригласил художника принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве. Над росписью Васнецов в итоге работал много лет. Также к работе привлекли Врубеля, но комиссия забраковала большую часть его эскизов. Приглашали Поленова и еще несколько именитых художников, но те отказывались, сославшись на занятость.


Нестеров, также одно время трудившийся в соборе, вспоминал об этом периоде в жизни Васнецова так: «Виктор Михайлович был высок ростом, пропорционально сложен, типичный северянин-вятич с русой бородой, с русыми волосами на небольшой голове; прядь волос спускалась на хорошо сформированный лоб. Умные голубые глаза, полные губы, удлиненный правильный нос. Фигура и лицо 41-летнего Васнецова дышали энергией, здоровьем… Его жена — его землячка, из Вятки; она была женщина-врач первого выпуска, лет тридцати пяти. Было пятеро детей: четыре сына и дочь, гимназистка лет двенадцати. Жили Васнецовы у Золотых ворот, жили очень скромно, да иначе и не могло быть, так как труд его оплачивался более чем умеренно. Достаточно сказать, что за все десять лет работ в соборе Васнецов получил всего 40 тысяч р., причем позолота, а ее было много, полагалась на его счет. Подрядчики-иконописцы брали тогда дороже. Если бы П. М. Третьяков не приобрел у Васнецова «Ивана-царевича на Сером волке» (1889), то едва ли ему удалось бы по окончании собора свести концы с концами. В мастерской, в большой комнате, стояли начатые еще в Москве «Богатыри», прорисованные местами мелом». Также Васнецов был профессором истории искусства в Киевском университете.

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Виктор Васнецов во Владимирском соборе в Киеве в 1880-х годах


Сам Васнецов к своему творчеству относился достаточно критично и восторгов почитателей, сравнивавших его с мастерами эпохи Возрождения, не разделял: «Ну, где уж там — Рафаэль, хоть бы Корреджио-то быть». При этом в принципиальных для него вопросах художник мог быть жёстким и решительным. Так, например, во время росписи киевского собора всем посторонним вход в здание был категорически запрещён. Однажды, несмотря на все соответствующие таблички, в собор вошёл генерал и начал прохаживаться между лесами. Все работавшие художники продолжили работу. Васнецов спустился вниз и вежливо попросил незваного гостя удалиться. Тот замечание проигнорировал и пошёл дальше. Васнецов вспылил и всё равно выставил его за дверь. Возмущённый визитер заявил, что он генерал-адъютант Рооп и одесский генерал-губернатор, что сейчас же телеграфирует в столицу, и тогда выгонят его самого. Никто Васнецова в итоге не тронул, и он продолжил работу. После работы в Киеве художник расписывал храм Воскресения и храм Спаса на Крови в Петербурге, храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, храм в Гусь-Хрустальном, Варшавский собор. Вместе с другими художниками он также принимал участие в росписи храма-памятника Александра Невского в Софии.

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

"Богоматерь Федоровская" (1895) Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева


Картины на религиозные темы Васнецов писал часто в 1890-х.

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Портрет А.В.Васнецовой, жены художника


Васнецов крайне редко рисовал портреты, но каждый из них имел для него особое значение. Из воспоминаний княгини Тенишевой: «Во время выставки картин Виктора Васнецова (в 1899 году) в Петербурге я устроила обед, пригласив, кроме него, Репина, Врубеля, Гоголинского и Александровского. Муж, по обыкновению, начал обед с шампанского. Он был весел, да и все были очень веселы, дружно пили, болтали, спорили... После обеда, за рюмкой ликера, Вячеслав спросил его:

- Много ли вы на своем веку написали портретов?

- Нет, немного, но могу с гордостью похвалиться, что ни одного я не написал за деньги, особенно с друзей».

После революции Васнецов продолжил писать картины преимущественно на сказочные темы. Умер художник в 1926 году в Москве.


Другие картины автора

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Автопортрет (1873)

****************************************************

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

"Книжная лавочка" (1876) Государственная Третьяковская галерея

*****************************************************

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

"Известие о взятии Карса" (1878) Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева

*****************************************************

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

"Военная телеграмма" (1878) Государственная Третьяковская галерея

****************************************************

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

«Богатыри» (1898) Государственная Третьяковская галерея


О появлении идеи написать подобное полотно сам художник вспоминал так: «Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.

"Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чём. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна". Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он её карандашиком, а может быть, и углём зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей. Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.

Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нём было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться». Васнецов хотел подарить эскиз Поленову, но тот ответил, что подарок примет только после написания картины. Пожелание было выполнено, для этого пришлось ждать 20 лет.

****************************************************

Сказки и быль художника В. М. Васнецова Сказка, История, Живопись, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

«Встреча Олега с кудесником» (1899)


Часть информации взята тут

Д. Я. Минченков «Воспоминания о передвижниках»

М. В. Нестеров «Давние дни»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Богатыри_(картина_Васнецова)

https://dzen.ru/media/id/5edf83405d6a463a369793b5/skazki-i-b...