12

Сказ о Нуме, Аленуш и маленьком Уйбаане

Крачка чиркнула крылом по разводью, взлетела надо льдами и, вдруг кинувшись вниз, ухватила с поверхности воды неосторожно всплывшую из тëмных вод рыбку сайку.

Красавица Аленуш, напевая древнюю песнь рода и неторопливо покачиваясь в такт, сидела у входа в чум и плела из тонких полосок кожи, ярких лоскутков и костяных бусин амулет, прося защиты и у ловкой крачки, слетевшей с неба, и у юркой сайки, кормящей род, и у вечного льда, нестерпимо блестевшего под лучами полярного сияния, призывая дарующее жизнь солнце.

Бабушка Муудрас стала совсем старой, уже не могла ловить рыбу и готовить еду, целый день сидела в чуме и под напевы старшей внучки своей Аленуш шила из кусочков меха игрушки для самых маленьких ребятишек, рассказывая загадочные сказки севера.

Маленький Уйбаан, замерев, впитывал и древние песни Аленуш, и волшебные сказки Муудрас, мечтая вырасти большим и сильным, чтобы в Великой битве победить злого бога Нга и подарить бессмертие семье своей.

Прознала про маленького Уйбаана мать злого бога Нга - грозная богиня Неба, Земли и Подземелья Я'Миня, осерчала сильно. От её гнева заволокло Небо тучами, поднялась на Земле буря лютая, застонали души в Подземелье. Призвала к себе Я'Миня гигантского волка Амарока. Иди, говорит, и изведи со света маленького Уйбаана, отвернула я от него лицо своë, не будет ему отныне моего покровительства.

Побежал Амарок в ночной мгле по снегам белоснежным, сквозь пургу лютую, перепрыгивал Амарок через разводья широкие, проглатывал стада оленьи, запивал снежницей обжигающей. Под лапами его вечные льды таяли, оставляя небольшие озерца, наполненные прозрачной пресной водой, да только даже карибу не решались пить эту воду, отравленную чëрной душой посланника Я'Мини.

Мчался Амарок исполнить поручение грозной богини, да не успел. Только приблизился волк к чуму, где мирно спал укрытый шкурами маленький Уйбаан, как заалел край горизонта, возвещая окончание долгой полярной ночи, изгоняя зверя в ледяные пещеры до того мига, когда исчезнет с земли последний яркий луч, отдавая мир на растерзание магического северного сияния.

Проснулся маленький Уйбаан, выбежал из чума навстречу солнцу, почувствовал нежное прикосновение долгожданного лета и ещё сильнее захотел победить злого бога Нга, чтобы никогда не наступали ночь и холод. Заалели щëки мальчика, овладела им жажда, увидел он озерцо причудливое на вечном льду, встал на колени, умыл разгорячëнное лицо, зачерпнул горстями воду и сделал несколько больших глотков.

Вышла из чума красавица Аленуш, увидела, как брат из следа Амарока воду пьëт, вскрикнула, да только поздно уже – оборотился маленький Уйбаан в волчонка полярного. Смотрит испуганно, хвост к земле прижал, стрижëт ушами, поскуливает.

Горе накрыло всю семью Уйбаана, да делать нечего – с Я'Миней да Амароком не поспоришь. Потекла жизнь прежняя, только у ног бабушки Муудрас сидит уже не мальчик, а волчонок, а песни красавицы Аленуш звучат горше и протяжнее.

Почти закончен амулет в нежных девичьих руках. Льëтся мелодия над снегами, капают слëзы в разводье, сплываются рыбки сайки на печальный голос, слушают, замирая, сверкают на солнце серебряными чешуйками.

Выше и выше взлетала песня Аленуш, пока не достигла седьмого яруса неба, потревожив покой Нума. Загрустил светлый бог и захотел посмотреть, кто так растревожил сердце его.
Оборотился Нум в смертного и предстал перед девушкой молодым охотником.
– Здравствуй путник усталый, – приветливо встретила его та. – Доброй тебе добычи. Издалека ли путь держишь? Разделишь ли ужин с семьëй моей?

Смотрит Нум на красавицу Аленуш, не в силах взгляд отвести. Слушает голос еë - будто ручьи весенние журчат.
– Пришëл я, красавица, на песню грустную, что разносится по всему северу от Подземелья до самого Неба, тревожа их обитателей и западая в сердце. Как услышал я еë, сразу поклялся, что возьму в жëны ту, кто поëт. Ты ли это? Как зовут тебя? Пойдëшь ли замуж за меня?

Смутилась девушка. Понравился ей смелый охотник.
– Аленуш имя моë. Да только не суждено мне стать женой. Отвернула от нашего рода лицо своë грозная богиня Я'Миня, наслала волка Амарока, желая погибели маленькому Уйбаану. Не хочу я на тебя проклятие перекладывать, ступай охотник, и пусть Нум хранит тебя, как сама отныне храню бабушку Муудрас и брата-волчонка. А я буду помнить об этой встрече всю жизнь.

Сказала так Аленуш и снова принялась за амулет, поплыла надо льдами песня любви и скорби, закапали слëзы, засеребрились в разводье рыбки сайки.

Переполнилось болью сердце Нума, взял он из рук Аленуш амулет, прижал к губам, вдохнул в него жизнь, повесил на шею возлюбленной, вытер слëзы еë:
– Сам я бог Нум! Не боюсь грозной жены своей Я'Мини! Заберу тебя с собой на седьмой ярус неба и брата твоего Уйбаана, и бабушку Муудрас, ибо есть у меня право взять вторую жену по любви, как первую взял по разуму. А амулет этот будет оберегать тебя от смерти лютой и любого зла.

Так и стало. Живут в мире и согласии на седьмом ярусе неба Нум с красавицей женой Аленуш. Радостью льëтся древняя песня. Резвится волчонок, играя с облаками. Шепчет звëздам свои сказки бабушка Муудрас. Нежится всë живое в лучах долгого лета над просторами севера.

Да только не успокоилась грозная Я'Миня. Затаила обиду смертельную. Ждëт наступления зимы лютой, чтобы разрушить счастье возлюбленных.

И вот упал тяжëлый полог ночи, как шкура у входа в чум, отделяя метели свирепые от тепла семейного очага. Поднял, принюхиваясь, морду свою гигантский волк Амарок. Злой бог Нга прищурился, вдыхая колючий снег и выдыхая магическое полярное сияние. Нум отлучился из дома, чтобы придать сил народам своим.

Ворвалась Я'Миня прямо на седьмой ярус неба суд свой вершить. Испугалась бабушка Муудрас, зацепилась за рога небесного Лося, и унëс он еë по Млечному пути подальше от разгневанной богини. Попятился волчонок, попал лапой между облаками и полетел вниз, подхваченный метелями. Сбросила Я'Миня Аленуш, с самого седьмого яруса неба в разводье, погнал волк Амарок оленьи стада, взволновались от топота морские течения, подхватили Аленуш и утащили под толстые льдины.

Вернулся Нум домой. Ни жены любимой, ни брата еë, ни бабушки. Только Я'Миня сидит, усмехается:
– Недолго девчонка с богом прожила. И сама сбежала, и волчонка с собой увела, и бабушку с ним.

Сильно осерчал Нум и поклялся никогда и нигде не искать красавицу жену, оставаясь верным суровой Я'Мине. Сковал древними клятвами желание своё спускаться в мир людей. Закрыл уши свои, чтобы не слышать сладких песен, бередящих сердце.

Настали для людей трудные времена. Не заканчивалась долгая зимняя ночь. Детки плакали в колыбелях. Не утихали метели. Карибу исчезали в белом мраке, а вместе с ними и отчаянные охотники, осмелившиеся вступить в схватку с Амароком. Торжествовали злой бог Нга и мать его Я'Миня.

Только стали люди замечать рядом со стоянками волчонка. Пробирался он в чум, ложился в колыбель, обнимал лапами младенца, и тот на время успокаивался, засыпал, а волчонок, махнув хвостом, исчезал в тумане. А то словно из-подо льда начинала звучать тихая песня, усыпляя бурю, загоняя в сети стаи маленькой рыбки сайки и заполняя мир полярным сиянием, словно передавая привет далëкому возлюбленному. И в эти мгновения затишья появлялся на небе звëздный Лось, несущий на своей спине маленькую сгорбленную наездницу, крепко держащую его за рога.

Не мог Нум найти себе места. Всë чудилась ему тихая, словно покрытая льдинками мелодия, всë мерещился звон копыт звëздного Лося, всё мелькала перед глазами серебристая тень волчонка. Не выдержало любящее сердце - набросил Нум на плечи снежный плащ и собрался искать любимую жену свою – красавицу Аленуш, чтобы спросить, за что она так с ним поступила.

Остановила его Я'Миня:
– Ты дал клятву древнюю, ты закрыл уши свои, ты сковал себя печатью верности мне. В праве ли ты слово своë рушить?
– Не могут боги от клятвы отступать, – ответил ей Нум, – а значит не бог я отныне и не муж тебе, Я'Миня. Правь сама и Небом, и Землëй, и Подземельем. Только оставь мне право найти мою любимую Аленуш.

Сказал так и обернулся охотником, и пошëл на зов песни, что сердце разрывает. Заметался у его ног волчонок, путь указывая, показался в небе звëздный Лось, дорогу освещая.
Провёл волчонок Нума к чуму заброшенному, где пела когда-то красавица Аленуш, рассказывала сказки бабушка Муудрас и грозил самому Нге маленький Уйбаан. Сел Нум возле чума, смотрит в чистый лёд, как в зеркало, видит лицо своё печальное и не знает, куда идти дальше.

Да только вдруг зазвенел тихонько лёд, стал светлеть, зазвучала песня жалобная:
«Жила когда-то Аленуш с бабушкой Муудрас и маленьким Уйбааном, но разозлилась на смелость малыша суровая Я’Миня, наслала на него гигантского волка Амарока, оборотил волк Уйбаана в волчонка. Зазвучала горькая песня Аленуш и достигла ушей самого бога Нума, полюбил он девушку, женился на ней забрал к себе на седьмой ярус неба. Да только решила Я’Миня помешать счастью, дождалась ночи, бросила Аленуш с неба прямо в разводье и сказала Нуму, что сбежала невеста его.»

И увидел Нум сквозь кристальную толщу возлюбленную свою – качается в объятиях течения Аленуш, щёки бледны, глаза закрыты, руки на груди сложены, а в ладонях огнём горит тот самый амулет, в который добрый бог жизнь вложил.

Хочет Нум разомкнуть льды, да повернуть течения вспять, хочет подхватить на руки жену свою, да согреть поцелуем, а нет больше сил волшебных, не разрушить преграду стеклянную. Упал он на лёд, кляня своё бессилие, кляня Я’Миню за обман её, и себя за то, что усомнился в любви Аленуш. А течение не останавливается, тянет подо льдом девушку от дома родного.

Вдруг замелькали в воде серебристые спинки. Приплыли на звуки песни маленькие рыбки сайки, окружили толпой красавицу, не хотят отпускать. Зацепили рукава расшитого платья, потянули против течения наперекор природе и воле суровой Я’Мини прямо к разводью. Вскочил на ноги Нум, побежал за возлюбленной, выхватил её из воды, прижал к сердцу, согрел губы холодные дыханием горячим, отнёс в чум, развёл огонь жаркий, и ожила прекрасная Аленуш.

Увидел это с неба звёздный Лось, принёс на своей спине бабушку Муудрас, осторожно встал на колени, чтобы смогла она спуститься к дому. Волчонок, прыгая от радости, трижды перевернулся вокруг себя и оборотился в маленького Уйбаана. А тут и солнце показалось над горизонтом, возвестив окончание долгой ледяной ночи.

И началась новая счастливая жизнь. Народились у Нума и красавицы Аленуш детки малые, будто звёздочки на рогах звёздного Лося, будто серебристые чешуйки на боках рыбки сайки. Бабушка Муудрас целый день сидела в чуме и под напевы старшей внучки своей шила из кусочков кожи и меха игрушки для самых маленьких ребятишек, рассказывая загадочные сказки севера. Уйбаан подрос, стал охотничьим премудростям у Нума учиться, а гигантский волк Амарок добычу для них загонять.

Только грозная Я’Миня и сын её Нга остались вдвоём между Небом и Подземельем вечность свою без любви коротать.

Автор: Елена Юринова
Оригинальная публикация ВК

Сказ о Нуме, Аленуш и маленьком Уйбаане

Авторские истории

40.1K поста28.3K подписчик

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.