Системный администратор Linux

К сожалению я не успел в очередную волну историй про собеседования, но всё же хочется поделиться своим опытом со стороны работадателей. Как часто бывает в больших организациях, собеседование проходит в несколько этапов. Однако самый первый и самый важный этап - техническое собеседование. Надо выяснить уровень знаний претендента, умение находить решения не типовых задач и провести первичную оценку адекватности, как бы смешно это не звучало. Так получилось, что результате реорганизации в моём отделе образовалось некоторое количество вакансий. И это именно системные администраторы. И именно Linux.


Для начала немного теории. Системный администратор, это человек, в зоне ответственности которого именно операционная система. Чаще всего это серверные версии операционок. Это и Windows, и Linux, и всякая экзотика типа Solaris, HP-UX или AIX. А вот заправка картриджей, решение вопросов «У меня Excel не работает» или «У меня почта отправляется» - это хелпдеск, а не администрирование системы. К сожалению, в маленьких фирмах эти две должности зачастую объединены в одну. Отсюда и стереотипы, что сисадмин это мастер на все руки. Он и утюг посмотрит, и ноут починит, и 1С на сервере обновит. А если из клавиатуры вытрясет все крошки - может решить мировую проблему голода.


Так же стоит сказать, что в больших организациях сисадмины специализируются зачастую только на одном направлении. Обычно таких направлений два. Это семейство ОС Windows и семейство ОС Linux/Unix. Внутри каждого направления бывает дополнительные разделения. Например это виртуализация на какой-либо из платформ, либо это высоконагруженные системы обработки данных, либо сервера под базы данных и т.д. Хороший администратор отлично знает своё направление и понимает принципы работы смежных.


Кандидаты бывают разные, но в 95% случаев резюме мало соответствует реальности. Чаще всего получается так:

- Я ставил на ноут Ubuntu и значит могу написать «Экспертные знание в области Linux».

- В наследство от предыдущего админа достался шлюз на FreeBSD - как минимум надо перечислить всё, что там стоит и что лично не настраивал.

- Написал Hello world на Python/Lua/etc - опыт программирования не меньше Middle в резюме.


И таких примеров масса. Где-то когда-то слышал или кто-то на работе использовал - значит надо указать в резюме.

Системный администратор Linux Linux, Windows, Сисадмин, Отдел кадров, Пригорело, Длиннопост

Для оценки у меня есть список 40 вопросов разного уровня. Чем дальше по списку человек заходит - тем больше вероятность, что он будет у нас работать. Уровень от «как посмотреть версию ядра» или «как можно назначить ip адрес на интерфейс» до «принципы построения высоконадёжных кластеров виртуализации» и «преимущества Fibre Channel перед iSCSI». За пару лет я провёл больше сотни собеседований и на все вопросы никто ещё не ответил, но были люди, которые знали ответы на многие из них, а чего не знали - с подсказками понимали. Всего их было четверо и все в настоящий момент работают со мной.


В зависимости от уровня знаний и стремлений кандидата собеседование длится от 20 секунд до 3 часов. При этом мы не тираны и не маринуем 3 часа «без вынимачки». Мы и кофе напоим и печеньками угостим. Обычно две трети времени занимают наши вопросы и треть времени мы отвечаем на вопросы кандидата и рассказываем об организации.


Ну и на последок «успешные» примеры:


Успеть за 20 секунд.

- Как у Вас со знаниями Linux?

- Никак.

- До свидания.

Кандидат откликнулся на вакансию Старший системный администратор Linux.


Не интересно.

- У Вас в резюме опыт работы с Centos, Gentoo, FreeBSD. На сколько хорошо Вы с ними знакомы?

- Никак не знаком. Мне они не интересны.

- Зачем откликались на вакансию линукс-админа?

- …

- Всего доброго.

Зачем было тратить своё и чужое время - не понятно.


Уровень английского - made in velikobritania.

- Как исключить из обновления пакет?

- …

- Ну какой ключик надо использовать?

- …

- Хорошо, Вы набрали man yum, нажали слэш для поиска и что будете искать? Там же много всего. Какое слово?

- …

- У Вас указано уверенное владение английским. Есть слово include, включить. А как будет наоборот, исключить?

- Uninclude?

- [тихий мат про себя]

Самое страшное, что это не единичных случай. Дважды только за прошлую неделю.


Что-то где-то слышал…

- У Вас в резюме есть опыт работы с git. Как сделать коммит в текущую ветку?

- …

- Надо набрать git и что? Какое слово дальше?

- …

- Зачем писать то, чего не знаете?

- …

Копипаста чужих резюме - зло.


Провал памяти.

- У Вас указан опыт разработки на Python. Какие есть встроенные типы структур данных?

- …

- Есть list, список, есть dict, словарь. А третий тип?

- Я не помню названия.

- Хорошо, list это прямые скобки, dict - фигурные, последний тип tuple - кортеж. Какие у него скобки?

- …

- Что за проект Вы писали на Python?

- Не помню.

- Ну что он делал? Для чего?

- Это давно было. Не могу сказать.

Знание Python это плюс в резюме только если оно действительно есть.


Это то немногое, что вспомнилось только за последние пару недель. Часто человека пытаешься подвести к ответу, доходит чуть ли не до такого: каким таким top можно посмотреть какую такую нагрузку на какой такой процессор?

Ожидание: «Нагрузку на процессор можно посмотреть командой top».

Реальность: […белый шум в глазах…]


Данный текст побудило написать профессиональное подгорание.

Системный администратор Linux Linux, Windows, Сисадмин, Отдел кадров, Пригорело, Длиннопост

P.S: Если ты понял почти всё из сказанного, тебя это повеселило, ты живешь в Ростове-на-Дону и хочешь работать по специальности из заголовка за ЗП выше средней по рынку - милости прошу в телеграмм. Логин такой-же, как и тут. Да простят меня модераторы и не сочтут рекламой.

GNU/Linux

1K постов15.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Все дистрибутивы хороши.

Будьте людьми.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
14
Автор поста оценил этот комментарий
Собеседую эникея, как раз такого, который на все руки. Плавает в ответах. Ну, я настойчивая, думаю, раз на мои вопросы ответить не может, может хоть по своему резюме расскажет. А в резюме у нас и опыт работы с 1с, и с ДНС. Вот так я и узнала, что "ДНС - это самый главный сервер", а работал с 1с - это "ну , я ее продавал".
раскрыть ветку (49)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Ха! Кто ж не знает, что днс-это магазин такой, а 1с - это надпись на диске с Дальнобойщиками! Возьмёте меня младшим падаваном?
раскрыть ветку (2)
9
Автор поста оценил этот комментарий

- "Надо проверить работу DNS"
*эникей уходит из офиса, возвращается через час"
- "Ты где был? Тебя час на работе не было!"
- "В DNS ходил. Магазин работает"

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Плохойй эникей. Надо было позвонить, уложился бы в минуту.

Или хитрый. Позвонить - позвонил, но час отдыхал.

17
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошего эникея найти тоже сложно. Вроде требования ниже, а дичи больше)

раскрыть ветку (10)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Да ну. Где ж вы, те, кто ищет?

2
Автор поста оценил этот комментарий

Брать адекватного предположительно обучаемого.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Тоже сложно определить насколько обучается.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Стажировка команды в течение месяца. Тесты еженедельно, по результатам которых отсеиваешь явных наглецов с пустой головой
2
Автор поста оценил этот комментарий

Иногда проще с нуля обучить

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Подписываюсь под каждым твоим словом. Кстати, на моей прошлой работе соискатель не гнушался пользоваться google при собеседовании:3 В смартфончике.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А это разве плохо? Я, например, давно плотно работаю с Cisco, Windows, изредка с Linux. Разумеется я не помню наизусть все команды, тем более синтаксис. Поэтому Google в помощь.

Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа, это еще Роберт Шекли написал в далеком 1953 году...
раскрыть ветку (3)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну то что Шекли писал - он имел ввиду не идиотов верно? :3

Я вот не против, если ты смотришь команды, ну что-то посложнее, я например хоть убей не могу запомнить параметры dd.

Но я против, если ты смотришь например команды ps ls dir ifconfig top, apt MAN, cp mkdir rm и так далее.

Я даже не спрашиваю за powershell windows.

А ещё я очень против, когда человек позиционирует себя программистом web но не знает что такое postback.

Но в основном, толковые ребята приходят.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Я вот не против, если ты смотришь команды, ну что-то посложнее, я например хоть убей не могу запомнить параметры dd.

Но я против, если ты смотришь например команды ps ls dir ifconfig top, apt MAN, cp mkdir rm и так далее.

Какая-то несправедливая субъективщина основанная на том что лично вы не можете запомнить dd. Это такая же древнючая и базовая команда unix подобных систем как и cp. Почему одну можно помнить а другую нельзя?

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну потому что команды которые я перечислил, необходимы для работы в без GUI хотя бы на начальном уровне. DD кстати, хоть и древнючая но очень полезная - курите мануал.

Кстати, вы, прочитав первую половину обвиняете меня в субъективщине. То есть, если я дам вам почитать стандарт или нормативный документ, вы тоже так сделаете?

Видите как 1 цепляется за другое?

2
Автор поста оценил этот комментарий

а что должен знать эникей?

раскрыть ветку (32)
17
Автор поста оценил этот комментарий
В компаниях, где работала я, основными навыками эникея, можно считать:
1. Первичная диагностика сбоев работы ПК и модульный ремонт. Например, определить неисправность компонентов: ОЗУ, видеокарта, блок питания - суметь подобрать замену и , собственно, заменить.
2. Диагностика неисправности сети или сетевой карты . Например, понять исправен для кабель до свитча, выдаются ли настройки по dhcp, прозвонить кабель, суметь обжать коннектор, расшить розетку, патч-панель после инструктажа при необходимости.
3. Настроить почтовый клиент, понимать в чем разница между smtp, imap, pop3, если совсем повезет , то mapi. Понимать что почта может храниться на почтовом сервере, а может на клиенте.
4. Не делать лишних действий не удостоверившись, что пользователь не потеряет свои документы, почту.
5. Сориентироваться в ситуации незнакомой, когда надо обратиться за помощью к старшим коллегам или саппорту какого-либо продукта, а не просто послать пользователя типа "я не я и знать не знаю".
Я от эникеев не требую ничего сверхъестественного, права порезаны заранее, инструкции написаны. Конечно, здорово если человек работал с AD , хотя искренне считаю, что сбросить пароль можно научить кого угодно.
Вопросы задаю исключительно кейсами, не требуя заученных определений, т.к. считаю, что в этом особо толку нет. А в ситуации , которую я описала выше, была лишь попытка выдавить из кандидата хоть какие-то знания и опыт работы на основе его же резюме, мало ли человек переволновался или я слишком размыто задала вопрос.
раскрыть ветку (31)
10
Автор поста оценил этот комментарий

ура, меня возьмут эникейщиком ))))

раскрыть ветку (10)
5
Автор поста оценил этот комментарий

а лан тестер, мультиметр, пост карту выдают или свои ?)

раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий
У нас есть инструменты. Я долго их выбивала. Но на каждой точке в итоге собран набор для работы. Ест конечно очень дорогие вещи, флюк за 50к, он один на всех. Имхо, работать там где нет инструмента можно тогда когда это окупается какими-либо плюшками или когда просто нет вариантов.
раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

флюк за 50 к это не дорого ))) хотя на 90 %: работы и китайского с лихвой хватает) а вот пресс клещи должны быть GROSS - самые живучие и удобные , что у меня были)

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

> пресс клещи
Это вы сейчас так обжимку / кримпер обозвали? Первый раз такое название инструмента вижу.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Кле́щи обжимны́е (кри́мпер — от англ. crimp — обжим, опрессовка) — электромонтажный, обычно ручной инструмент, предназначенный для соединения проводов между собой или с контактами разъёмов, с оконцевателями (наконечниками) при электромонтажных работах без применения пайки или сварки


по-русски они называются пресс- клещи


бывают для BNC, RJ, в электрике для обжима наконечников НШВИ, медных гильз, и других наконечников.


https://www.pleer.ru/_430637_Press_kleschi_KVT_dlya_RJ_razem...

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ага, сколько раз встречается твоё название https://market.yandex.ru/search?text=%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B... ?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Книппекс наше все)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

дану этот дорогой китай ))) тот же квт.

1
Автор поста оценил этот комментарий

нет ,надо в у бухгалтеров чинить чайники ,вкручивать то что не закручиваться (а и качать игры) ,и то то что секретутка впихнула невпихуемое 

Автор поста оценил этот комментарий

а сколько у вас такой эникей примерно получает?)

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
35 тыс. руб.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

н-да. надо работу менять)

или требовать прибавки...

Автор поста оценил этот комментарий
На какое количество пользователей хватит одного эникея?
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Все зависит от SLA и движухи, если честно. Мое глубочайшее имхо нужно один эникейщик на 50 пользователей. Опять же это исключительно в моих реалиях, где необходимо без разбору какая проблема у пользователя решить оперативно. И сразу говорю, что у меня столько нет и не будет.
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
На моей практике было 150 юзверей на одного эникея
причем на мне были кроссировка телефонов (dtmf), начальный уровень использования ASA (АТС AVAYA), создание/актуализация образа для установки ОС, есессна, поддержка ОС и офисного ПО и первичная диагностика оргтехники.
Плюс меня бесила та схема работы с оргтехникой и я поднял принт-сервер, предварительно немножко положив DNS..
про замену картриджей и кроссировку (по схеме А и В) уж и говорить бессмысленно
а переезды с места на место сотрудников были как страшный сон..
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Про переезды это, пожалуй, отдельная боль. Сели-пересели, не согласовали, снова пересели.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
" А вы, друзья, как ни садитесь,
всё в музыканты не годитесь!"
1
Автор поста оценил этот комментарий

Сели пересели. У меня как-то два сотрудника ноутбуками просто махнулись и работали из-под чужих учеток.

Я тогда знатно охуел

Автор поста оценил этот комментарий

у меня под сотню юзверей, 6-7-8 серверов,виртуалок больше 25...а эникея не дают(и с 22 часов субботы и до 10 часов воскресенья можешь хоть на голове ходить-юзвери отдыхают...вот такое сла).пичалька....и да, 50 тыр за необходимый инструмент выклянчивать...фуфуфу там работать...

Автор поста оценил этот комментарий

И сколько эникеи у вас получают?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
35 тыс. рублей
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это, я так понимаю, не Москва

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да, это Питер.
Автор поста оценил этот комментарий

здорово если человек работал с AD , хотя искренне считаю, что сбросить пароль можно научить кого угодно

Через AD или через очистку SAM?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
В нашем случае чаще через АД, rsat ставим и вперёд. Пользователи - то в домене. Локальные пароли, конечно, бывает что надо сбросить, но это редкая ситуация , когда "ой, что - то пошло не так"
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я сейчас ровно такой. Работать пришел в аутсорс 3 месяца назад, знаний было на уровне "диагностика компа с закрытыми глазами" и "читал ccent/icnd1". Сейчас шеф гнобит, чтобы учил CCNA, а я тупо не успеваю потому что только 18 исполнилось и сразу вуз(заочка-бюджет-по специальности), военкомат(не годен, но попробуй ещё докажи) и мадам хочется внимания уделить. Но я стараюсь и по вашему списку сейчас могу даже чуть больше типо ipsec туннелей, vrrp и даже начал в asterisk разбираться с которым мы в основном и работаем.
раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Самое главное , что я поняла из своего опыта - это то что надо постоянно развиваться. Вокруг постоянно что-то происходит и некогда, но движуха будет всегда. Ставим цель пройти что-то, тот же CCNA до такого-то числа такого-то месяца и идём вперёд. Иначе получаются перекаченные эникейщики с кучей обрывочных знаний и что с этим делать не ясно.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Сейчас сижу и наяриваю в офисе книжки по экзамену + задачи с коллегой, который тоже хочет на CCNA. Шеф нас прям силком туда тащит, говорит, что все оплатит только сдайте:D
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

вам очень повезло с шефом))

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

как то начальник IT 1 крупного предприятия назвал BIOS Базовой Операционной Системой.

Автор поста оценил этот комментарий

нет

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку