Шишки начинающего предпринимателя

Привет, Пикабу! Сегодня я расскажу тебе историю о больших ошибках маленького бизнеса. Слово «больших», наверное, стоит взять в кавычки – если смотреть на последствия сейчас, то они не кажутся значительными и серьезными. Однако, если заглянуть вперёд (пост о конструировании машины времени – будет позже), последствия оказываются не маленькими. Вещи, описанные в этой истории, просты и банальны – у меня нет цели удивить кого-то. Но есть цель обобщить свой опыт в надежде на то, что у кого-то получится срезать эти острые углы.


Не кратко о себе: Меня зовут Александр, мне 27 лет и больше половины жизни я профессионально работаю в сфере IT. Последние десять лет (с небольшими перерывами и если округлить) я проработал в провинциальном интернет-провайдере, занимался кабельным и IP-телевидением. Строил с нуля антенные посты, организовывал приём, взаимодействовал с телеканалами… Можно сказать, был целым отделом в одном лице. Плюс писал ПО, ремонтировал компьютеры, год трудился на должности руководителя отдела IT. Росла зарплата, росли нагрузки, росло и силилось ощущение потолка. Росло разочарование в своей работе. Если раньше работа была схожа с хобби, то под конец казалась каторгой. И наступил момент, когда я спонтанно принял решение об увольнении, написал заявление и через две недели оказался безработным. Услышав о том, что государство субсидирует самозанятость в размере 58 800 рублей я направился в местный Центр Занятости Населения и с этого момента начался мой путь в предприниматели. История взаимодействия с Центром Занятости длинная, но, как ни странно, очень положительная. Если глубокоуважаемой аудитории будет интересно – расскажу об этом в следующих постах. Ведь немало читаемых авторов начинали именно так, с середины :)


Получив гордое звание индивидуального предпринимателя и столкнувшись с суровой реальностью, я начал активно набивать шишки, о которых и спешу поведать вам. Итак, что не надо делать начинающему предпринимателю:


Шишка первая или не связывайтесь с муниципальными организациями.


В силу нового законодательства это сделать не так просто, но всё равно есть некоторые схемы. Так вот, не связывайтесь с детскими садами, школами, управлениями и прочими муниципалами. У них всех действительно полно проблем и задач, которые им нужно решить. Мы общались по теме информационных технологий, я предлагал услуги по обслуживанию компьютерной техники, видеонаблюдению и разработку\поддержку сайтов. Чаще всего встреча с лицом, принимающим решения, организуется очень просто, тебя внимательно слушают, задают вопросы, подтверждают наличие проблем и присутствие свободного бюджета на их решение. Однако дальше разговоров дело не заходит. Не могу сказать, с чем это связано. Мне хочется думать, что это связано с тем, что информационные технологии не имеют должного приоритета в головах руководства таких компаний – у них есть более насущные проблемы, решение которых более важно. С другой стороны, нельзя исключать и банальную коррупцию – возможно, заявляя о наличии задач и бюджета подается сигнал, мол деньги есть, давай попилим. Каков итог? Очень простой – вы можете потратить десятки часов впустую. Вы будете готовить коммерческие предложения, организовывать и проводить встречи. Всё это время можно было бы потратить с большей пользой, предлагая свои услуги частным лицам и частному бизнесу.


Шишка вторая или будьте осторожны в выборе специализации.


Специализация – это палка о двух концах. С одной стороны, чем шире твоя специализация – тем больший ассортимент услуг ты можешь предложить и тем выше вероятность, что твоими услугами воспользуются. Но с другой стороны есть целая куча минусов:


1) Продвигать свои услуги по нескольким направлениям – намного сложнее, дороже и дольше, чем по какому-то одному. Продвигая одну услугу, ты тратишь один рекламный бюджет и тратишь его более эффективно. Можно позволить себе больший тираж полиграфии и это будет выгоднее, ведь напечатать тысячу одинаковых листовок намного дешевле, чем напечатать десять разных по 100 экземпляров.


2) Тебе требуется больше оборудования, материалов и инструментов. Если ты занимаешься созданием сайтов – тебе нужен компьютер, стол, стул и какой-никакой доступ в Интернет. Если ты занимаешься монтажом СКС – добавляй лестницу, перфоратор, специфический инструмент, сумку для переноски и еще тысячу мелочей. А это затраты на приобретение и хранение.


3) Ты не рвёшься из контекста в контекст и быстрее нарабатываешь опыт. Нет накладных расходов на переключение мозга из одного режима в другой. Если ты тянешь кабели – то ты тянешь кабели. Если делаешь сайты – делаешь сайты. Если ты тянешь кабели и делаешь сайты одновременно – твой КПД очень сильно падает. Появляются дополнительные затраты на логистику, когда ты после монтажа летишь в офис выгружаешь инструмент, спешишь переодеться, потому, что уже через час у тебя встреча по совсем другому роду деятельности. Нервничаешь, суетишься, не можешь полностью погрузится в процесс.


И так далее, и так далее. В итоге ты не успеваешь ни там, ни там. Клиенты ждут, нервничают, ищут других исполнителей. Если бы я сразу выбрал какую-то одну специализацию – моя чистая прибыль была бы намного больше. Правда, не исключен и другой вариант – допустив ошибку я бы пошел на дно. Поэтому, мне кажется разумным иметь 2-3 специализации, но не более того. Всё, что сверх того – придётся отложить до лучших времен.


Шишка третья или, как бы банально это не звучало, время – это деньги.


Не ждите никого, сверх разумного минимума. Частично это перекликается с шишкой за номером один, но требуется расширенное объяснение. Я называю это «зависимое ожидание». Состояние, когда ты ждешь какого-то определенного человека \ его решение и твоя дальнейшая деятельность зависит от этого. У меня такое состояние было, буквально, в начале этой недели. Полтора месяца назад я начал реализовывать один проект, для которого требовалось помещение. Подходящее, на первый взгляд, помещение нашлось недалеко от моего дома. Я позвонил, сходил, посмотрел, пообщался с владельцем. Хорошее помещение, подходящий (пусть и с натяжкой) ценник… И куча хлама внутри него. Собственник помещения обещал быстро провести ремонт, организовать санузел, вывезти хлам и сдать это помещение мне. Полтора месяца пролетели как один день – за это время мы неоднократно разговаривали по телефону, встречались в этом помещении, но процесс шел крайне медленно. В конце концов я нашел другое помещение, на гораздо лучших условиях. Если бы я не ждал полтора месяца, а продолжал бы поиски – скорее всего, мое предприятие уже бы распахнуло двери для клиентов.


К сожалению, это лишь верхушка айсберга под названием «предпринимательство». Будем продолжать в следующих постах.

Молодые предприниматели

1.9K постов15.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещены: флуд, спам, хамство...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Хотелось бы подробностей по поводу субсидирования. Коль история там длинная, значит были какие-то сложности, и есть положительный опыт взаимодействия с ЦЗ.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я читал недавно, дают 58к если предоставишь бизнесс план и защитишь его и в случае провала бабки нужно вернуть (хотя были случаи когда не возвращали), еще знаю что на продажи этих денег не дадут, нужны услуги или производство
Автор поста оценил этот комментарий

Аналогично! очень жду на счет ЦЗН узнать что да как. А еще интересно послушать может кто по патентной системе налогообложения работает?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку