Шаманство над народами Севера
На огромные расстояния, простирающиеся на десятки тысяч километров, раскинулись земли якутов, ямалов, ненцев, хантов, манси, хакасов, эвенков, долганов, чукчей и коряков. Эти территории изобилуют богатствами: здесь имеются полезные ископаемые, густые леса, обилие зверя и птицы. На протяжении веков по соседству с ними существовали великие державы и империи — Китай, Жужань, Тюркские каганаты, Россия, Золотая, Белая и Синяя Орда. Но в то время, когда в других странах активно развивались культура, наука, образование и промышленность, строились университеты, железные дороги, заводы и корабли, в этих краях жизнь оставалась прежней. Казалось, что история здесь остановилась две тысячи лет назад. На пороге XXI века многие народы продолжали жить в полуобособленных, архаичных формах общества.
Для сравнения можно отметить, что индейцы Америки и многие племена Африки имели похожий уровень развития, но в своё время они пережили период мощного культурного и политического расцвета, создав значительные государства. На Севере же всё оставалось неизменным. Возникает закономерный вопрос: почему эти народы так и остались в рамках племенной организации?
До недавнего времени причиной отсталости (а иногда даже деградации) северных племён объясняли суровые климатические условия. Однако этот довод весьма слаб. История человечества показывает, что и в пустынях при +50° (Африка, Ближний Восток, Средняя Азия), и на островах с постоянными землетрясениями и тайфунами (Япония), и среди неприступных гор (Кавказ, Тибет), и в выжженных степях (Тюркские каганаты, государство Чингис-хана) возникали сильные державы. Следовательно, причины кроются в другом. Главным объединяющим фактором для северных народов стала их традиционная религия — шаманизм.
В основе шаманизма стоит фигура шамана — жреца, посредника между миром людей и миром духов. Избрание шамана сопровождается процессом «пересотворения»: духи «забирают» его душу, изменяют её и затем «возвращают» обновлённой. Это может происходить как явно, так и невидимо для окружающих. Будущего шамана подвергали тяжелым обрядовым испытаниям: над ним совершали жестокие ритуальные действия, после которых тело покрывалось синяками и ранами. Но самые глубокие изменения касались внутреннего состояния — по свидетельствам самих шаманов, они ощущали, как духи изменяют их разум и сердце, вкладывая в них собственные мысли и чувства.
Кандидатом в шаманы обычно становился человек, который испытывал «призыв» и ощущал присутствие духов в своей жизни. Центральным действием шаманской практики было камлание (от тюркского «кам» — шаман), то есть ритуал общения с духами. Во время камлания шаман впадал в экстатическое состояние, полностью теряя контроль над сознанием. В этом состоянии он совершал невероятные действия: высокие прыжки, выдерживал прикосновения к раскалённому железу и углям. Учёные, наблюдавшие такие обряды, фиксировали рассказы шаманов о встречах и диалогах с духами.
Шаманская пляска символизировала путешествие в мир духов и сопровождалась ударами в бубен, которые оказывали мощное психофизиологическое воздействие. У разных племён камлание проходило в разных условиях — в жилищах, под открытым небом, в культовых постройках, иногда днём, иногда ночью.
Интересной особенностью шаманства был травестизм, то есть переодевание. Всё это объяснялось влиянием духов. В течение долгого времени шаманов считали психически больными, однако современные исследования подтвердили их психическое здоровье. Всё это позволяет заключить, что речь идёт не о расстройстве, а об одержимости.
Пляски шаманов нередко длились сутки, их костюм весил более 30 кг, каждое движение строго регламентировалось. То, что обычному человеку казалось невозможным, шаман выполнял легко, объясняя это присутствием в нём духа.
Шаманизм включал культ злых духов, которым приносили жертвы — животных, а порой и людей. Существовало деление шаманов на «белых» и «чёрных», общавшихся соответственно с «верхними» и «нижними» духами. Их мировоззрение воплощалось в символе мирового древа, где соединялись различные сферы. Даже одежда шамана имела глубокое символическое значение.
Ошибаются те, кто видит в шаманах актёров или обманщиков. Исследования показывают, что шаман не мог ограничиться ритуалами: от него требовали ежедневных доказательств силы — нахождения пропавших животных, предсказаний событий ближайшего будущего, исцелений. Всё это, по отзывам очевидцев, происходило с удивительной точностью. Кроме того, шаманы отличались феноменальной психологической проницательностью, умением «видеть» человека насквозь.
Во время камлания шаманская сила воздействовала не только на самого жреца, но и на присутствующих, вводя их в транс. Люди ощущали, что ими управляют невидимые силы. После подобных обрядов у них оставалось чувство ужаса — и перед шаманом, и перед духами, стоящими за ним. Страх сковывал сознание, парализовал разум.
Шаманы сурово пресекали любые новшества, запрещали занятия наукой и стремились удерживать общество в состоянии застоя, ведь управлять необразованной массой проще, чем людьми с развитым мышлением. От человека требовалось лишь одно — поклонение духам. В результате целые народы превращались в духовных рабов.
Со временем падал общий уровень жизни и здоровья. Нервная система была перегружена постоянным страхом, продолжительность жизни сокращалась до 28 лет. Люди умирали в молодости, имея вид стариков. Даже улучшенные жилищные условия, предложенные в советское время, северянам были чужды: они предпочитали возводить рядом с новыми домами чумы или яранги и жить в них.
Тем не менее, сбросив с себя тяжёлое духовное наследие, многие представители северных народов начали получать образование, учиться в университетах, становиться специалистами и учёными. Однако в последние десятилетия шаманизм вновь активно возрождается. В республиках Севера России идеи национального суверенитета нередко связываются с возрождением шаманства как государственной религии.
Это массовое обращение к шаманству некоторые исследователи рассматривают как признак приближения конца времени, о котором предупреждает Библия, говоря о появлении лжепророков. По своей сути шаманизм представляет собой одну из форм сатанизма, причём весьма открыто выраженную. Одержимость духами, описанная в Библии, удивительно совпадает с тем, что наблюдается у шаманов. Камлание же является ничем иным, как ритуалом поклонения дьяволу.
Ужасно видеть, как целые народы, отворачиваясь от Бога, оказываются во власти сил зла. Но даже среди суровых снегов Севера сегодня звучит Трёхангельская весть, подобно лучу солнца, рассеивающему мрак. Она ведёт тысячи людей к спасению, даруя им вместо рабского страха — радость общения со своим Творцом.