Секс и религия: культовый альбом SONGS OF FAITH AND DEVOTION группы DEPECHE MODE

Для большинства Depeche Mode - это Personal Jesus, Enjoy The Silence и имидж одной из самых известных синти-поп и нью-вейв групп восьмидесятых. Но есть в их дискографии альбом, который стоит особняком от остальных: из-за его жесткого драйва, необычной лирики и мистической атмосферы. Нельзя сказать, что противоречивые темы не поднимались в их творчестве раньше, но в SONGS OF FAITH AND DEVOTION музыканты коснулись святого, практически в буквальном смысле.

Секс и религия: культовый альбом SONGS OF FAITH AND DEVOTION группы DEPECHE MODE Depeche Mode, Длиннопост, Рок, Альбом, Музыка, Видео

Первое время Depeche Mode, как и все синти-поп группы восьмидесятых, пели о любви и девушках, используя незатейливые рифмы и веселые мотивчики. Но как только авторство взял на себя клавишник и гитарист Мартин Гор – тематика текстов ушла от легкой и незамысловатой направленности к философской, а музыка стала более минорной. О любви и девушках они, конечно, тоже продолжали петь, но уже в иной манере, проникнутой тонким меланхоличным юмором и иронией.

Секс и религия: культовый альбом SONGS OF FAITH AND DEVOTION группы DEPECHE MODE Depeche Mode, Длиннопост, Рок, Альбом, Музыка, Видео

В новых песнях Мартин не может понять, что значит «любовь»; пишет о лицемерных продажниках; рассуждает, откуда берется взаимная людская ненависть; удивляется своеобразному чувству юмора Бога. Ну и, конечно, прославляет доминанток в постели и склонность к носке женских сапог…

Первые пробы пера осторожны и довольно прямолинейны, но чем дальше, тем сильнее Мартин запутывал слушателей, уводя их от окончательного понимания пространного смысла песен.

После успешной пластинки VIOLATOR случилось то, что происходило, похоже, с большинством популярных групп любого периода – психологический надлом. Итог: один стал тяжелым наркоманом, другой ударился в алкоголизм, третий сидел в глубокой депрессии, а четвертый находился на грани ухода и спустя некоторое время эту грань перешел…

Секс и религия: культовый альбом SONGS OF FAITH AND DEVOTION группы DEPECHE MODE Depeche Mode, Длиннопост, Рок, Альбом, Музыка, Видео

SONGS OF FAITH AND DEVOTION (SOFAD) выглядит обособленно на фоне происходящих событий в музыкальной индустрии. Восьмидесятые вместе с синти-поп группами ушли – кто-то распался, а кто-то переформировался и продолжает петь о несчастной любви в том же стиле на волне ностальгии. В Америке - пик популярности гранжа. В Великобритании после пресыщения нью-вейвом, потихоньку зарождается брит-поп.

Эти и другие факторы (например, внезапная любовь к гранжу, вернувшемуся из Америки вокалиста Дэйва Гаана) привели к рождению альбома, кардинально отличающегося от их предыдущих записей и творчества других групп того периода, но сохранившего общий темный классический стиль Depeche Mode. Они давно отошли от простых текстов о свиданиях и любви, но в данном случае выпустили нечто более узконаправленное, провокационное и философское, с постмодернистским уклоном.

Секс и религия: культовый альбом SONGS OF FAITH AND DEVOTION группы DEPECHE MODE Depeche Mode, Длиннопост, Рок, Альбом, Музыка, Видео

На SOFAD использование синтезаторов сведено к минимуму. На передний план выходят гитары, барабаны и вокал. Музыка стала более грязной и разнузданной. Песни чередуются по энергетике – темные и светлые, динамичные и спокойные. Такой контраст придает дополнительный будоражащий оттенок сочетания несочетаемого. И, конечно, надрывный вокал Дэйва, поющего, как в последний раз, пробирает до дрожи и шлифует алмаз SOFAD до бриллианта.

Кроме того, лирику альбома можно рассматривать через двойную призму в зависимости от вашего восприятия и любви к философии. И это один из самых интересных, цепляющих и противоречивых моментов пластинки.

Секс и религия: культовый альбом SONGS OF FAITH AND DEVOTION группы DEPECHE MODE Depeche Mode, Длиннопост, Рок, Альбом, Музыка, Видео

Если раньше тексты все-таки можно было трактовать однозначно, то на этом альбоме Мартин включил завуалированность на максимум. Он спорит со всеми – с Богом, с собой, с людьми. Общий тезис заключает в себе следующие темы: любовь, женщины, секс, вера, смерть, религия, меланхолия. И все это можно разглядеть в любом треке единовременно. Мартин усложняет задачу, никогда не объясняя, о чем его песни. Буквально истолковать их нельзя, версий множество, чему автор, без сомнения, радуется. Давайте рассмотрим примеры возможных интерпретаций.


I Feel You/ Я чувствую тебя

Трек врывается в уши резким юзом тормозящей шины. Первые ноты повергают в шок, так как не похожи на всё, что Depeche Mode делали до этого. Искусственных звуков стало меньше – на смену обилию синтезаторов и драм-машин, пришли гитара и барабаны.

Мартин уже заявлял, что «я ничем не пожертвую ради любви» и «я, наверно, попаду в ад за такие слова, но я будто в раю, когда целую тебя» (Stories Of Old). Как мы увидим далее, он развил эту тему, став менее готично-романтичным.

В I Feel You Мартин сравнивает свою страсть к женщине с воцарением Царства Божьего на Земле, которое настает после прохождения Вавилона, т.е. через искушения и грехи (в данном случае секс и похоть). Раньше в текстах он слегка извинялся за богохульственные мысли, но сейчас ушел в глубокую двусмысленность, так что предъявлять ему нечего. Попробуйте доказать, что Рай и Врата – это сексуальная отсылка.

В некоторых произведениях авторы любили раскрывать Люцифера, как ангела, желающего вернуться «домой», to glory's throne - к Престолу славы, но обязательно после преодоления множества искушений и пороков… Обычно, из этого ничего не выходит и вряд ли Мартин копал так глубоко, но слушателям он этого делать не мешает, не так ли?


Walking In My Shoes/ Побудь в моей шкуре

Песня о последствиях. Протагонист – грешник, представший перед божьим судом. Учитывая количество feasts laid at my feet (наслаждений у моих ног) и forbidden fruits for me to eat (запретные плоды), настоящий Рай вряд ли ему светит. Он не собирается оправдываться, но и склонять голову перед приговором не будет, так как «помыслы его были чисты». И предлагает встать на его место. Смогли бы вы, судьи, сами не поддаваться всем этим искушениям или можете только требовать покаяний?

Поставить на место протагониста можно кого угодно, кто не грешен? Например, Адама, который обращается к судие: посмотри, через что я прошел, встань на мое место! Ты бы сам споткнулся на тех же ошибках, что и я! Мартин Гор, как постмодернист от песенной лирики, берет за основу классический сюжет и вертит его в разные стороны, примеряя другое развитие событий, как на себя, так и на различных персонажей.

Condemnation/ Осуждение

Тема осуждения предыдущего трека продолжается и здесь. «Выносите приговор, не ждите от меня покаяния, я буду страдать с гордостью». Автор вновь заявляет, что не испытывает никаких сожалений и уверен, что правда на его стороне.

Если отбросить философию, Walking In My Shoes и Condemnation повествуют о противостоянии моралистам, которые любят наставлять на путь истинный, будто сами не имеют за душой своих грехов.

Mercy In You/ Милосердие в тебе

Протагонист ищет милосердия и всепрощения, несмотря на все жизненные огрехи. «В основном я плохо о тебе думаю, ругаю, но я верю, что найду в тебе милосердие». То, что Мартин постоянно критикует Всевышнего за несправедливость ко многим вещам и людям, мы уже уяснили, но, тем не менее, он преданно верит во всепрощение и снисхождение. Впрочем, если вновь отклонить глубокомыслие, то Мартин просто надеется, что девушка проявит милосердие к нему, так как, когда она прощает его многочисленные нравственные проколы, «сердце у него исцеляется и душа взлетает от счастья».

Judas/ Иуда

Один из самых загадочных треков альбома. Песня звучит как один из церковных хоралов (очень похоже на госпел), но содержание у него иное. От чьего лица Дэйв исполняет песню? Человека, который обвиняет Бога в бездействии и просит умерить амбиции, если тот хочет веры в него? «Иуды-предатели, Фомы Неверующие – не стой, просто крича о них, сделай что-нибудь с этим!». От лица Бога, перечисляющего требования, если люди хотят, чтобы он был милосерден и возлюбил их? «Иди босиком ко мне, испытай боль, страдай в несчастье, рискни здоровьем ради меня» - если так, то Мартин, похоже, не согласен с тем, что нужно сделать ради Его любви. А может это вообще диалог – структура песни позволяет, текст и музыка третьего куплета отличается от первых двух и четвертого. Либо же, автор перечисляет, что должна сделать девушка, если хочет заслужить его любовь. Эгоцентрично… В любом случае, мы наблюдаем очередное проявление эмпатии и способность ставить себя на место какого-либо персонажа.

In Your Room/ В твоей комнате

Самая темная и чувственная песня альбома с пространным текстом. Склонны ли вы к философскому складу ума или же предпочитаете не заморачиваться с подводными течениями – несмотря ни на что, этот трек проникнут чистой сексуальной энергией.

Как мы помним, Мартин уже сравнивал наслаждение от секса с раем на Земле. Здесь мы видим, какие именно запретные плоды вкушал автор, но главным образом, он повествует о страхах: страх сгореть от страсти, страх одиночества, страх от неуверенности, позволит ли она остаться. Когда живешь и дышишь только кем-то одним, это очень страшно. Также, эта песня о мазохистских наклонностях: «в твоей любимой темноте, твоем любимом полусвете, твоем любимом сознании, твой любимый раб». Мартин боится, что его оставят в одиночестве мрака обычной темной комнаты, либо же в одиночестве чистилища бесконечной смертной тьмы (о которой мы услышим позже). В некотором роде, в данном треке, он сравнивает веру с мазохистскими отношениями…

Get Right With Me/ Искупите вину передо мной

«Я верю в людей, в человечность… если вы сошли с праведного пути, вы вернетесь на него когда-нибудь… жизнь так коротка, что я не могу осознать этого… не тратьте энергию, извиняясь, просто искупите вину передо мной».

Ответственность за свои грехи. Жизнь действительно мимолетна и Мартин вместо сожаления, стыда и извинений, предлагает не тратить время – и быть более человечными и сострадающими. Исходя из общей трактовки, исполнение может происходить с точки зрения божественной стороны: вы сами отвечаете за прошлые поступки.

Кстати, в конце вы можете услышать скрытый трек, в котором всего два слова: «kingdom comes» – «идет Твое царство».

Rush/ Мчусь

Текст Rush представляет собой широкое поле для фантазий. Например, учитывая другие треки, мы снова слышим явную и больную одержимость Мартина кем-то, ради кого он готов «обнажить свою душу» и хоть на переломанных ногах «искать за каждой дверью…» Несмотря на откровенное отчаяние из-за многочисленных грехов, этот кто-то помогает автору «вырасти духовно». Стремительная мелодия дополняет мотив преследования.

One Caress/ Ласка

«Вновь я падаю на колени и молюсь тому, у кого есть силы выдержать боль и простить все, что я наделал». Начало песни – мизансцена молитвы и разговора. Оркестровая аранжировка привносит ощущение психологического ужаса и страха. «Oh Girl, Lead me into your darkness». Достаточно заменить Oh girl на Oh Lord - и смысл меняется кардинально, и просьба девушке простить его грешки превращается в экзистенциальный разговор с Богом. «Я стесняюсь света, всегда любил ночь и сейчас ты предлагаешь мне вечную тьму» - Мартин принимает факт будущей смерти и заявляет, что «грех делает человека лучше», то есть не отказывается от своих убеждений и позиции правоты сделанного им в его жизни. Эта песня – наивысшая точка всего вышесказанного.

Higher Love/ Высшая любовь

Альбом завершается на счастливой ноте. Снова чистая сексуальная энергия, песня о съедающем желании, которому вновь уступает автор. «Это жжение внутри так реально, я почти могу ощутить руками это теплое сияние…». С другой стороны, мы слышим прямые намеки на чувство эйфории и счастья от внутреннего света, исходящего от горящей верующей души. Этот трек чище по атмосфере, чем предыдущие, так как происходит приравнивание романтической и религиозной любви. Песня об исцелении, независимо от его источника.

Неудивительно, что SOFAD забрался на вершины чартов. Ребята повзрослели, стали задавать другие вопросы и выдали потрясающий альбом. Он не имел революционного значения, но особенную веху в истории музыки, несомненно, занял.

В SOFAD происходит оценка жизненного пути через библейскую систему ценностей. Мартин, ведя не самый праведный образ жизни, не следует слепо канонам, замечает в них нестыковки, спорит, критикует, задается вопросами, например, есть ли шанс на снисхождение к таким грешникам, как он? Откровенных заявлений касательно своего религиозного мировоззрения он никогда не делал, смыслов текстов объяснять не любил, оставляя все это на усмотрение слушателей.

В общем-то, эти песни просто повествуют о разных проявлениях любви. Но талант Мартина Гора заключается в многогранности лирики и неоднозначности символов. Несмотря на ругань и критику оппонента, он остается верен, предан и надеется на милосердие, от кого бы ни было.


Выключите свет, захватите бутылку вина и в уютном полумраке послушайте эту пронизывающую до мурашек пластинку.

Секс и религия: культовый альбом SONGS OF FAITH AND DEVOTION группы DEPECHE MODE Depeche Mode, Длиннопост, Рок, Альбом, Музыка, Видео